Государственное регулирование АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.

Содержание

Введение
1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
2. Особенности регулирования АПК
2.1 Цели преобразований
2.2 Формы государственного регулирования
3. Основные направления государственной политики в АПК
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование АПК.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства—падением производства и повышением про­изводства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хо­зяйств населения—требуется большее внимание уделить индивиду­альному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населе­ния следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной по­литики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохо­зяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-ни­будь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольст­венное обеспечение страны. В 1997 г. хозяйства населения произ­вели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспе­чение страны.

Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйст­венного производства и сокращение сроков выхода из аграрного кризиса.

Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают прове­дения в отношении их избирательной политики. Они должны по­лучать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства предпри­ятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйст­ва, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на пла­ву», те, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.

В отношении большинства убыточных предприятий, кроме эко­номически безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные варианты реорганиза­ции хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным усло­виям специализацию производства, найти более квалифицирован­ных руководителей и т. п.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной за­дачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной поли­тики и бюджетных возможностей.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная ре­форма. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональ­ное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения пло­дородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйство­вания на земле.

Однако в использовании земель наметились устойчивые нега­тивные процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и опре­деляет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции.

Земля находится в государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно ко­роткие сроки оптимизировать соотношение между землей, произ­водственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффек­тивного хозяйствования.

Для того чтобы предотвратить возможные негативные последст­вия расширения оборота земли, необходимо законодательное закре­пление положений о праве приобретения сельхозугодий только ли­цами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафикси­ровать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собст­венников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отно­шений только путем аренды земли. Земля особо охраняемых тер­риторий иностранным гражданам и лицам без гражданства, юриди­ческим лицам не предоставляется.

Использование земли является платным, за исключением случа­ев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю явля­ются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользо­вание землей, плата за приобретение земельных участков в собст­венность, плата за приобретение права аренды земельных участков.

Платежи направляются на финансирование мероприятий по ох­ране земель и повышению их плодородия, освоению новых зе­мель, на проведение землеустройства, ведение государственного зе­мельного кадастра, проведение мониторинга, осуществление госу­дарственного контроля за использованием и охраной земель.

Достижение стабилизации и развитие АПК включают и реше­ние социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного ре­формирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально за­регистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их со­стояния.


3.      Основные направления государственной политики в АПК

Возникает вопрос, следовало ли изменять сложившуюся в пре­дыдущий период административно-хозяйственную систему, если аг­рарные преобразования ее привели к спаду производства?

Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяй­ство России было затратным, в основном экстенсивным и разру­шительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увели­чивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.

В условиях современного развала аграрного сектора и нестабиль­ной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача существенного изменения страте­гии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении государствен­ного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблема­ми саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать гос­регулированию, создающему условия для адаптации товаропроизводи­телей к рынку, обеспечивая как эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным продовольствием.

Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государ­ственном протекционизме при реализации крупных комплексных эко­номических и социальных программ, прямой государственной бюд­жетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.

Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать раз­работка программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную основу и финансируемой из федерального бюдже­та. На региональном уровне программный подход следует использовать при формировании объединений типа МТС, лизинговых фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный протекционизм надо применять для ликвидации диспаритета цен, ослабления монополизма, для защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей от нерегу­лируемого импорта. Помимо этого важно использовать кооперацион­ные и интеграционные возможности предприятий аграрной сферы.

Целесообразно введение защищенного бюджетного финансиро­вания НИИ и опытно-производственных хозяйств, определяющих развитие биотехнологии, генной инженерии, выведение новых сортов и пород животных.

Важнейшим принципом государственного регулирования на пере­ходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производ­ства. На начальном этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет цен привел к тяже­лым финансовым последствиям для большинства сельских товаро­производителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйствен­ное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Тем­пы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для восстановления паритета цен важны определение реальных затрат основной массы сельских товаропроизводителей при форми­ровании закупочных цен и обеспечение их возмещения в ходе последующего товарообмена, осуществление жесткого контроля за форми­рованием цен также для предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный фонд государственной компенсации за счет бюджетных отчислений и налога на предприятия-монополисты.

Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных произ­водителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в це­лом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практиче­ски все страны.

Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сель­ского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчи­тано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долго­срочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено краткосрочное креди­тование за счет ресурсов Центрального банка, ужесточены условия полу­чения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.

В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитова­ние села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки Центрального банка. По мнению специалистов банка "СБС-Агро", затраты государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и их систематическое списание.

В государственном регулировании нуждается и реализация про­дукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью, высокой себе­стоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной мар­кетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения про­блема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет одно­значного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продо­вольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

Для производителей продукции следует определять объем реги­ональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет дол­жен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантирован­ные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыноч­ных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут существенного влияния на ограничение импорта и рост объемов внутреннего производства. Как известно, зарубежный импорт в значительной мере дотируется стра­ной-производителем, и "захват" нашего рынка нередко идет за счет установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации производителям отечественной продукции по­зволят им реально конкурировать с импортной продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом, долж­на переводиться в специальный фонд поддержки предприятий АПК.

На базе региональной продовольственной корпорации или ка­кой-либо другой системы должны концентрироваться денежные и ма­териально-технические ресурсы, позволяющие заготовителям креди­товать проведение посевных и уборочных работ под конечную про­дукцию, оцениваемую по рыночным ценам. Одновременно корпора­ция будет гарантировать и закупку излишков продукции по рыночным ценам. Государство тем самым может получить продукцию в объеме, обеспечивающем внутренние потребности страны, регулиру­ющем уровень рыночных цен и создающем возможности для широко­го выхода на внешний рынок.

Одна из серьезных проблем сельскохозяйственного производства, как и всей экономики, - резкое снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитованность и постоян­ный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспектив­ными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физичес­кому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.

Информация о работе Государственное регулирование АПК