Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:59, контрольная работа
Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого количества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами. Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательства государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом появилось планирование на микро- и макроурованях.
Введение 3
1. Сущность программно-целевого метода планирования 5
2. Классификация целевых комплексных программ (ЦКП) 9
3. Этапы разработки и реализации ЦКП 11
4. Региональные комплексные программы (на примере Запорожской области) 14
Выводы 17
Литература 19
По своей направленности государственные целевые программы делятся на: экономические, направленные на решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, обеспечение ресурсосбережения, создание новых производств, развитие производственной кооперации; научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук; научно-технические, разрабатывающихся для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции; социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиления социальной защиты населения, улучшения условий работы, развития здравоохранения и образования; национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, на сохранение национально-культурного наследства, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека; экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращение катастроф экологического характера и ликвидация их последствий; оборонительные, разрабатывающиеся с целью усиления обороноспособности государства; правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.
Государственные целевые программы могут быть направлены на решение других проблем, в том числе проблем регионального развития, имеющих государственное значение.
Основными стадиями разработки и реализации государственных целевых программ являются:
Законодатель установил, что порядок разработки и выполнение государственных целевых программ утверждается Кабинетом Министров Украины.
Концепция государственной целевой программы разрабатывается с целью обоснования необходимости разработки государственной целевой программы и определение оптимального варианта решения проблемы.
Проект концепции государственной целевой программы должен содержать:
В случае возникновения потребности в разработке и выполнении государственной целевой программы с целью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций концепция программы может не разрабатываться.
Кабинет Министров Украины рассматривает концепцию государственной целевой программы и в случае ее одобрения принимает решение относительно разработки проекта программы, определяет государственных заказчиков и сроки ее разработки.
Проект государственной целевой программы должен содержать:
Проект государственной целевой программы подлежит обязательной государственной экспертизе.
Общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды по представлению Кабинета Министров Украины утверждаются законом.
Другие государственные целевые программы по представлению государственных заказчиков утверждаются Кабмином Украины.
Государственная целевая программа выполняется путем осуществления ее мероприятий и задач органами государственной власти, а также исполнителями, предусмотренными этой программой.
Государственный заказчик самостоятельно осуществляет мероприятия и задачи, предусмотренные государственной целевой программой, или при необходимости заключает договора (контракты) в порядке, установленном действующим законодательством.
Исполнителями государственной целевой программы могут быть предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые определяются государственным заказчиком для выполнения мероприятий и задач программы на конкурсных основах.
В
Запорожье и Запорожской области в последние
годы было разработано и принято много
целевых комплексных программ в различных
областях экономической и социальной
и жизни. Среди них следует назвать Целевую
комплексную программу профилактики наркомании
и
СПИДа в Запорожской области на 1998--2000
гг.; Областную комплексную программу
«Молодежь Запорожья» на 1998--2002 гг.; Областную
программу «Молодой запорожской семье
-- доступное жилье» на 2003--2008 гг.; Комплексную
программ развития малого предпринимательства
в Запорожской области на 2003--2004 гг. (с подпрограммой
«Поддержка развития молодежного предпринимательства»),
Областную программу отдыха и оздоровления
детей на период до 2008 г.; Комплексную программу
профилактики преступности на 2001--2005 гг.
В частности, в рамках выполнения Региональной комплексной программы «Физическое воспитание -- здоровье нации» в 2003 г. в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью было охвачено свыше 232 тысяч населения (на 11 тысяч больше, чем в 2002 году), что составляет шестую часть населения возрастом от 6 до 60 лет, в том числе около 144 тысяч детей и подростков (это почти половина общего количества детей 6--17 лет)1.
В Запорожской области сохранена сеть существующих детско-юношеских спортивных школ, в том числе специализированных, работают детско-подростковые клубы. Вместе с тем открыты новые отделения в ДЮСШ в Запорожье и Мелитополе; в Токмаке детско-юношеский клуб переведен на режим ребячески-юношеской спортивной школы. В 2003 году был открыт интернат спортивного профиля, где учатся перспективные подростков из сельских районов области. В рамках этой комплексной программы проходит активная подготовка к Олимпийским и Параолимпийским играм. В 2002 году облгосадминистрация создала более 30 областных стипендий для выдающихся спортсменов, в том числе и спортсменам-инвалидам.
Вместе с тем, лишь в 65% школ Запорожской области введены дополнительные уроки из физкультуры (в целом по Украине этот показатель составляет 75%). Не выполняется задача целевой программы относительно создания спортивных клубов в общеобразовательных школах. Практически ничего не делается для внедрения третьего урока физкультуры в профессионально-технических училищах.
Остановимся и на Городской программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2005-- 2006 гг. Цель этой Программы -- создание благоприятной среды и внедрения действенных мер по развитию малого бизнеса в городе. Первоочередная ее задача -- максимальное объединение интересов субъектов малого предпринимательства с интересами города, что включает в себя перечень приоритетных подзадач: формирование эффективной государственно-общественной системы обслуживания, поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, привлечение субъектов предпринимательства к уменьшению уровня безработица; увеличение поступлений в городской бюджет; насыщение рынка товарами народного потребления.
Действие Программы еще не закончено, но определенные результаты государственной поддержки предпринимательской деятельности в Запорожье уже видны и сейчас. Так, к началу 2005 г. предполагалось функционирование 7500 малых предприятий и 39000 физических лиц-предпринимателей; фактическое же количество составило соответственно 8015 (106,6%) и 45000 (109,1%). На 2005 г. прогнозируется возрастание количества малых предприятий до 8400 или 104,8% к ожидаемому выполнению 2004 г., зарегистрированных предпринимателей -- физических лиц до 47000 или 104,4% к выполнению 2004 г. Соответствующий прирост количества малых предприятий и зарегистрированных предпринимателей -- физических лиц прогнозируется и на 2006 г. Кроме того, в 2004 г. увеличилось количество малых предприятий, получивших прибыль: 59,5% к общему количеству малых предприятий против 59,1% в 2003 г.2.
Итак, в данной работе были рассмотрены некоторые теоретические аспекты программно-целевого планирования. Проанализировав этот материал, можно сделать определенные выводы.
В настоящее время программно-целевое планирование достаточно хорошо разработана на теоретическом уровне и проверено на практическом. Существует множество примеров успешного применения этой методики в разных странах и на различных уровнях, в том числе и в Украине. Они успешно применяются на практике как на макро-, так и на микроуровне.
Преимущества программно-целевого метода планирования характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями:
В Украине программно-целевое планирование существует и используется в основном при планировании государственных и местных целевых программ. Однако научные разработки в этой области явно недостаточны. В результате эффективность реализуемых целевых программ снижается, хотя и достигается определенный положительный эффект.
Информация о работе Государственное программно-целевое планирование