Государственное программно-целевое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого количества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами. Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательства государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом появилось планирование на микро- и макроурованях.

Содержание

Введение 3
1. Сущность программно-целевого метода планирования 5
2. Классификация целевых комплексных программ (ЦКП) 9
3. Этапы разработки и реализации ЦКП 11
4. Региональные комплексные программы (на примере Запорожской области) 14
Выводы 17
Литература 19

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 264.54 Кб (Скачать)

    По своей направленности государственные целевые программы делятся на: экономические, направленные на решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, обеспечение ресурсосбережения, создание новых производств, развитие производственной кооперации; научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук; научно-технические, разрабатывающихся для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции; социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиления социальной защиты населения, улучшения условий работы, развития здравоохранения и образования; национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, на сохранение национально-культурного наследства, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека; экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращение катастроф экологического характера и ликвидация их последствий; оборонительные, разрабатывающиеся с целью усиления обороноспособности государства; правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.

    Государственные целевые программы могут быть направлены на решение других проблем, в том числе проблем регионального развития, имеющих государственное значение.

3. Этапы разработки и реализации ЦКП

 

    Основными стадиями разработки и реализации государственных целевых программ являются:

  • инициирование разработки государственной целевой программы, разработка и общественное обсуждение концепции программы;
  • одобрение концепции программы и принятие решение относительно разработки проекта программы, определение государственного заказчика и сроков ее разработки;
  • разработка проекта программы -- определение мероприятий и задач, которые предлагаются для включения в нее, а также объемов и источников финансирования;
  • государственная экспертиза проекта программы;
  • согласование и утверждение программы;
  • проведение конкурсного отбора исполнителей мероприятий и задач программы;
  • организация выполнения мероприятий и задач программы, осуществление контроля за их выполнением;
  • подготовка и оценка ежегодных отчетов о результатах выполнения программы, а в случае необходимости -- промежуточных отчетов;
  • подготовка и публикация в официальных печатных изданиях заключительного отчета о результатах выполнения программы.

    Законодатель установил, что порядок разработки и выполнение государственных целевых программ утверждается Кабинетом Министров Украины.

    Концепция государственной целевой программы разрабатывается с целью обоснования необходимости разработки государственной целевой программы и определение оптимального варианта решения проблемы.

    Проект концепции государственной целевой программы должен содержать:

  • определение проблемы, на решение которой направлена программа;
  • анализ причин возникновения проблемы и обоснование необходимости ее решение путем разработки и выполнения программы;
  • определение цели программы;
  • определение, сравнительный анализ возможных вариантов решения проблемы и обоснование оптимального варианта;
  • определение на основе оптимального варианта путей и средств решения проблемы, сроков выполнения программы;
  • оценку ожидаемых результатов выполнения программы, в частности экономических, социальных, экологических, и определение ее эффективности;
  • оценку финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения программы.

    В случае возникновения потребности в разработке и выполнении государственной целевой программы с целью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций концепция программы может не разрабатываться.

    Кабинет Министров Украины рассматривает концепцию государственной целевой программы и в случае ее одобрения принимает решение относительно разработки проекта программы, определяет государственных заказчиков и сроки ее разработки.

    Проект государственной целевой программы должен содержать:

  • паспорт программы -- краткое изложение основных данных (название, решение о разработке, сведении о государственном заказчике и ответственных исполнителях программы, срок выполнения, объемы и источники финансирования);
  • определение цели программы;
  • обоснование путей и средств решения проблемы, а также необходимости финансирования за счет средства госбюджета Украины;
  • перечень мероприятий и задач с определением исполнителей, сроков исполнения (в целом и поэтапно), объемов и источников финансировании (с разбивкой по годам);
  • расчет ожидаемых результатов (экономических, социальных, экологических и т.п.) выполнение программы и ее эффективности;
  • расчет объемов и определение источников финансирование программы, в том числе за счет средства госбюджета Украины (с разбивкой по годам).

    Проект государственной целевой программы подлежит обязательной государственной экспертизе.

    Общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды по представлению Кабинета Министров Украины утверждаются законом.

    Другие государственные целевые программы по представлению государственных заказчиков утверждаются Кабмином Украины.

    Государственная целевая программа выполняется путем осуществления ее мероприятий и задач органами государственной власти, а также исполнителями, предусмотренными этой программой.

    Государственный заказчик самостоятельно осуществляет мероприятия и задачи, предусмотренные государственной целевой программой, или при необходимости заключает договора (контракты) в порядке, установленном действующим законодательством.

    Исполнителями государственной целевой программы могут быть предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые определяются государственным заказчиком для выполнения мероприятий и задач программы на конкурсных основах.

4. Региональные комплексные программы (на примере Запорожской области)

 

    В Запорожье и Запорожской области в последние годы было разработано и принято много целевых комплексных программ в различных областях экономической и социальной и жизни. Среди них следует назвать Целевую комплексную программу профилактики наркомании и 
СПИДа в Запорожской области на 1998--2000 гг.; Областную комплексную программу «Молодежь Запорожья» на 1998--2002 гг.; Областную программу «Молодой запорожской семье -- доступное жилье» на 2003--2008 гг.; Комплексную программ развития малого предпринимательства в Запорожской области на 2003--2004 гг. (с подпрограммой «Поддержка развития молодежного предпринимательства»), Областную программу отдыха и оздоровления детей на период до 2008 г.; Комплексную программу профилактики преступности на 2001--2005 гг.

    В частности, в рамках выполнения Региональной комплексной программы «Физическое воспитание -- здоровье нации» в 2003 г. в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью было охвачено свыше 232 тысяч населения (на 11 тысяч больше, чем в 2002 году), что составляет шестую часть населения возрастом от 6 до 60 лет, в том числе около 144 тысяч детей и подростков (это почти половина общего количества детей 6--17 лет)1.

    В Запорожской области сохранена сеть существующих детско-юношеских спортивных школ, в том числе специализированных, работают детско-подростковые клубы. Вместе с тем открыты новые отделения в ДЮСШ в Запорожье и Мелитополе; в Токмаке детско-юношеский клуб переведен на режим ребячески-юношеской спортивной школы. В 2003 году был открыт интернат спортивного профиля, где учатся перспективные подростков из сельских районов области. В рамках этой комплексной программы проходит активная подготовка к Олимпийским и Параолимпийским играм. В 2002 году облгосадминистрация создала более 30 областных стипендий для выдающихся спортсменов, в том числе и спортсменам-инвалидам.

    Вместе с тем, лишь в 65% школ Запорожской области введены дополнительные уроки из физкультуры (в целом по Украине этот показатель составляет 75%). Не выполняется задача целевой программы относительно создания спортивных клубов в общеобразовательных школах. Практически ничего не делается для внедрения третьего урока физкультуры в профессионально-технических училищах.

    Остановимся и на Городской программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2005-- 2006 гг. Цель этой Программы -- создание благоприятной среды и внедрения действенных мер по развитию малого бизнеса в городе. Первоочередная ее задача -- максимальное объединение интересов субъектов малого предпринимательства с интересами города, что включает в себя перечень приоритетных подзадач: формирование эффективной государственно-общественной системы обслуживания, поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, привлечение субъектов предпринимательства к уменьшению уровня безработица; увеличение поступлений в городской бюджет; насыщение рынка товарами народного потребления.

    Действие Программы еще не закончено, но определенные результаты государственной поддержки предпринимательской деятельности в Запорожье уже видны и сейчас. Так, к началу 2005 г. предполагалось функционирование 7500 малых предприятий и 39000 физических лиц-предпринимателей; фактическое же количество составило соответственно 8015 (106,6%) и 45000 (109,1%). На 2005 г. прогнозируется возрастание количества малых предприятий до 8400 или 104,8% к ожидаемому выполнению 2004 г., зарегистрированных предпринимателей -- физических лиц до 47000 или 104,4% к выполнению 2004 г. Соответствующий прирост количества малых предприятий и зарегистрированных предпринимателей -- физических лиц прогнозируется и на 2006 г. Кроме того, в 2004 г. увеличилось количество малых предприятий, получивших прибыль: 59,5% к общему количеству малых предприятий против 59,1% в 2003 г.2.

Выводы

 

    Итак, в данной работе были рассмотрены некоторые теоретические аспекты программно-целевого планирования. Проанализировав этот материал, можно сделать определенные выводы.

    В настоящее время программно-целевое планирование достаточно хорошо разработана на теоретическом уровне и проверено на практическом. Существует множество примеров успешного применения этой методики в разных странах и на различных уровнях, в том числе и в Украине. Они успешно применяются на практике как на макро-, так и на микроуровне.

    Преимущества программно-целевого метода планирования характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями:

  • индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
  • системным характером основных целей и задач программы по решению сложных комплексных проблем;
  • обеспечением единства методологических подходов к решению задач развития всеми субъектами управления;
  • способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение принципиальных вопросов развития экономики или общества в целом по стране или в отдельном регионе;
  • возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, средств заинтересованных государственных и коммерческих предприятий, банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В связи с этим можно говорить об инициирующем характере целевых программ, способных привлечь во многих случаях финансовые ресурсы;
  • потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза, формирование комиссий, комитетов по их реализации и др.).

    В Украине программно-целевое планирование существует и используется в основном при планировании государственных и местных целевых программ. Однако научные разработки в этой области явно недостаточны. В результате эффективность реализуемых целевых программ снижается, хотя и достигается определенный положительный эффект.

Информация о работе Государственное программно-целевое планирование