Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 11:28, реферат
В настоящее время потребности в энергии за счет собственных энергоресурсов Беларусь обеспечивает приблизительно на 15%. Имеются два пути решения проблемы энергоснабжения страны. Первый путь - это закупки топлива и электроэнергии за рубежом. Второй путь - эффективное использование всех видов энергетических ресурсов (ЭР) на всех стадиях энергетической цепочки, от получения до конечного потребления энергии. Первый путь требует больших затрат, второй — позволяет с минимальными затратами достичь положительного результата за счет снижения потребления энергии на единицу продукции, работы или услуг. Уменьшение потребления энергии позволяет без ущерба для производства повысить удельный вес собственных энергоресурсов в общем количестве потребляемой энергии.
Государственная программа «Энергосбережение»
В настоящее время потребности в энергии за счет собственных энергоресурсов Беларусь обеспечивает приблизительно на 15%. Имеются два пути решения проблемы энергоснабжения страны. Первый путь - это закупки топлива и электроэнергии за рубежом. Второй путь - эффективное использование всех видов энергетических ресурсов (ЭР) на всех стадиях энергетической цепочки, от получения до конечного потребления энергии. Первый путь требует больших затрат, второй — позволяет с минимальными затратами достичь положительного результата за счет снижения потребления энергии на единицу продукции, работы или услуг. Уменьшение потребления энергии позволяет без ущерба для производства повысить удельный вес собственных энергоресурсов в общем количестве потребляемой энергии.
В Беларуси для решения энергетической проблемы выбран второй путь - эффективного использования всех видов энергетических ресурсов как невозобновляемых, так и возобновляемых. Координацию работ в этом направлении и осуществление надзорных функций осуществляет Комитет по энергоэффективности РБ и его территориальные областные управления и минское городское. Под руководством комитета разработана Республиканская программа по энергосбережению, которая является фундаментом для внедрения методов эффективного и рационального использования энергии во всех сферах деятельности, связанной с производством, передачей, распределением и потреблением энергии. Программа по энергосбережению одобрена Советом Министров Республики Беларусь. В ней изложены основные принципы формирования государственной политики, направления деятельности отдельных отраслей как на ближайший период, так и на перспективу, а также осуществлена оценка возможного потенциала энергосбережения. Стратегической целью политики энергосбережения является снижение энергоемкости ВВП (к 2005 году на 15,1 — 18,7% относительно 2000 года) и уменьшение зависимости от импорта ТЭР.
Кроме того, целью программы является:
- выявление потенциала
- максимальное использование
- создание условий для снижения
затрат энергии на
- координация усилий и средств
всех участников работ по
Основными задачами программы является:
- структурная перестройка
- повышение коэффициента
- увеличение доли местного
Программа энергосбережения охватывает такие вопросы, как состояние и перспективы топливно-энергетического комплекса республики, организационно-экономический механизм энергосбережения, энергосбережение на производстве, транспорте и использование энергии по отраслям. Кроме того, значительное внимание уделяется техническим направлениям энергосбережения, в том числе разработке и внедрению новых технологий и оборудования. Для реализации перспективных, энергосберегающих мероприятий в рамках Республиканской программы энергосбережения даны направления механизма финансирования проектов за счет привлечения средств предприятий, бюджетных и внебюджетных фондов. Успешная реализация программы зависит от информированности как специалистов, так и широких кругов населения. Поэтому одной из первоочередных мер в области энергосбережения является также поддержка информационного обеспечения и пропаганды передового отечественного и зарубежного опыта, обучения всего населения методам и средствам экономии топливно-энергетических ресурсов. Рассмотрим некоторые пункты программы более подробно.
В ближайшей перспективе по-
Для улучшения топливного баланса
программой предусмотрено также
более масштабное использование
малых и мини-
Весомый вклад в энергосбережение в перспективе может быть достигнут за счет использования гелиоустановок для горячего водоснабжения и отопления, ветроэнергии для производства электричества, при анаэробной переработке отходов животноводства в биогаз и получении биогаза из твердых бытовых отходов, а также за счет вовлечения древесной массы и древесных отходов для замещения ископаемых топлив.
С учетом результатов, достигнутых в 1996—2000 годах, и вариантов развития экономики республики на 2001-2005 годы, потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575-7234 тысяч тонн условного топлива (тыс. т у. т.), в том числе (в тыс. т у. т.): по отраслям;
- коммунально-бытовой сектор: 2875—3610;
- энергетика: 750—900;
- химия и нефтехимия: 330—594;
- сельское хозяйство: 380—540;
- стройматериалов: 360—380;
- машиностроение: 340—540;
- топливная промышленность: 100—130;
- пищевая: 70—100;
- прочие отрасли промышленности: 150-200;
- прочие потребители: 220-240;
по основным министерствам и концернам ( в тыс. т у. т.):
Министерства |
Концерны |
Минсельхозпрод: 450-640 . Минстройархитектуры: 360-380 Минжилкомхоз: 220-350 Минпром: 340-540 Минобразования: 107-140 Минздрав: 40-52 Минтранс: 10-13 Минобороны: 7-9 Минторг: 4-5 МВД: 3-4 Минспорта: 1-2 Минсвязи: 0,5-0,6 Минкультуры: 0,5-0,6 Минлесхоз: 0,5-0,6 |
«Белэнерго»: 750-900 «Бепнефтехим»: 330-594 «Беллесбумпром»: 45-108 «Белбиофарм»: 40-52 «Беллегпром»: 15-18 «Минскстрой»: 6-8 «Белместпром»: 2-3 |
Программой определены основные направления энергосбережения:
1. Совершенствование нормативно-
2. Постоянное выполнение
3. Массовое внедрение
4. Разработка и введение в действие стандартов эффективности использования топлива и энергии.
5. Совершенствование механизма
государственной экспертизы
6. Развитие системы
7. Создание в республике сети
демонстрационных объектов
8. Развитие республиканской
9. Совершенствование
10. Расширение научно-
Контроль за выполнением Программы осуществляет Комитет по энергоэффективности на основе информации, представляемой ежеквартально министерствами, ведомствами, облисполкомами и Минским горисполкомом. Ход реализации Программы рассматривается на целевых совещаниях у руководителей всех уровней управления. Комитет по энергоэффективности ежеквартально информирует Совет Министров и Минэкономики о ходе выполнения Программы.
Информация о работе Государственная программа «Энергосбережение»