Государственная поддержка предпринимательства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка.

Работа содержит 1 файл

Экономические науки.docx

— 29.16 Кб (Скачать)

Экономические науки/15.Государственное  регулирование экономики

Жагипаркызы М . Магистрант

Казахский Университет  Технологий и Бизнеса, Астана

Асаинов А Ж

Магистр экономических  наук, ст. преподаватель

Казахский Университет  Технологий и Бизнес,Астана 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РК 

 

 

 

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним  из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора  малого и среднего предпринимательства  является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего  хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена  потенциалом малого и среднего предпринимательства  как движущей силы становления и  развития рынка.

В настоящее время в  Республике Казахстан в сфере  предприятия малого и среднего бизнеса  занято около 1 млн. человек. Предприятия  малого и среднего предпринимательства  формируют 11 % бюджета страны, их доля в ВВП составляет 17%, устойчиво  и увеличивается объем инвестированных  в них средств. По доле в ВВП  малое и среднее предпринимательство  занимает II место, после нефтяного  сектора.          Достигнутый уровень формирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему требует изучения проблем его становления и роста: разработки эффективных и гибких методов оценки, анализа, управления и прогнозирования перспектив развития.

В программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг.рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны.

В данной программе говориться, что государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса,  направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой экспортной ориентированности, а также системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества, как на республиканском, так и региональном уровнях.

Концентрация ресурсов государства  и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использования современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.

В своём Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе»  от 28 января 2011 г. Президент, как основным направлением выделил ускоренную экономическую модернизацию – продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации, которая охватывает непосредственно поддержку малого среднего бизнеса.

Таким образом, о правильной направленности вектора государственной  

поддержки предпринимательства  в Республике косвенно свидетельствует  политика развитых стран.

Задачи, которые ставит Президент  Казахстана, и методы их реализации уже сейчас подтверждены практикой  ведущих экономик мира. [1, с. 117]

 

 

Рисунок 1 - Оценка важности государственной поддержки предпринимательства

 

 

Рисунок 2 - Оценка важности государственной поддержки развития предпринимательства

Как видно из рисунков 1 и 2, большинство предпринимателей высоко оценивают важность тестируемых  направлений государственной поддержки. Наиболее важными являются финансово-кредитная  поддержка и поддержка в виде налоговых льгот для начинающих предпринимателей. Примерно одинаковое число предпринимателей РК (около 70%) относят  имущественную поддержку, информационную, консалтинговую поддержку и защиту предпринимателей от бюрократического произвола в разряд наиболее важных.

63% бизнесменов Казахстана  полагают, что важно формировать  благоприятное общественное мнение  среди населения о предпринимателях.

В целом, важность различных  направлений государственной поддержки  в большей степени отмечали те предприниматели, опыт предпринимательской  деятельности которых составляет более 6 лет. Статистически значимых отличий  в восприятии важности различных  направлений государственной поддержки  в разрезе областей Казахстана не зафиксировано.

Обобщая информацию, можно  выделить следующие основные проблемы и ограничения, являющиеся наиболее актуальными для малого и среднего бизнеса:

1) Проверки контролирующими  и налоговыми органами;

2) Снижение покупательской  способности и сложности в  поиске рынков сбыта;

3) Высокий размер арендной  платы;

4) Недостатки системы  налогообложения субъектов малого  и среднего бизнеса;

5) Высокая конкуренция;

6) Проблема финансирования  бизнеса;

7) Проблема поиска и  подбора кадров;

8) Отсутствие необходимой  техники и оборудования.

Малый бизнес – дело трудное  и сопряженное с многочисленными  рисками и опасностями. “Плюсы”  и “минусы” этой формы экономической  деятельности можно проиллюстрировать с помощью СВОТ-анализа (SWOT).

Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Казахстане, отличаются своей комплексностью и не могут  быть решены в короткие сроки. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.

При этом основными компонентами данной стратегии можно предложить:

-                  Совершенствование действующего нормативно-правого обеспечения;

-                  Содействие в расширении путей взаимодействия малых предприятий с крупными;

-                  Совершенствование системы налогообложения;

-                  Совершенствование финансово-кредитных механизмов;

-                  Устранение административных барьеров;

-                  Развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям малого бизнеса (BusinessDevelopment Service);

-                  Поддержка развития общественного движения предпринимателей;

-     Комплексная реализация указанных компонентов позволит в среднесрочной перспективе сформировать благоприятные условия для развития сектора малого бизнеса в Казахстане.

Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». [4]

Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.

Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и  других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения  конкурентоспособности на мировых  рынках.

Основными направлениями  деятельности Фонда являются:

·                            содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;

·                            содействие в стабилизации экономики страны;

·                            повышение эффективности деятельности компаний.

Фонд призван оказывать  максимальное содействие Правительству  Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению  инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных  связей и максимально используя  имеющиеся преимущества и возможности.

Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики  осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:

§      нефтегазовый сектор;

§      электроэнергетика;

§      металлургия;

§      химия, нефтехимия;

§      инфраструктура.

Основными задачами Фонда  являются:

§      разработка и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба;

§      поддержка и модернизация существующих активов компаний Фонда;

§      содействие в развитии регионов и реализации социальных проектов;

§      поддержка отечественных товаропроизводителей, товаров и услуг.

Эти программы, по большей  части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств  в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели  представляют в Фонд, проходят жесткий  конкурсный отбор. Так, по состоянию  на 1 марта 2010 из 143 проектов, представленных на рассмотрение в рамках программы прямого финансирования, отбор прошли лишь 10.

Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного  роста регионального предпринимательства  в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:

·                            поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);

·                            оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);

·                            поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора). [5]

·                            Региональная инфраструктура поддержки МСП в Республике Казахстан представлена на сегодняшний большим количеством различных организаций, оказывающих представителям малого и среднего бизнеса помощь по всем возможным направлениям – от консультаций по вопросам создания собственного дела и выбора организационно-правовой формы до поиска партнеров за рубежом и привлечения инвестиций. На территории Республики

Используя опыт развитых стран  по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную  политику по реформе финансового  сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что  количество предприятий малого бизнеса  растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких  либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство  в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками  в Казахстане имеются серьезные  проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении  политики качества. Состояние дел  в этой области в настоящее  время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских  стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в  этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится. 

Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства в РК