Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ может устанавливать сезонные пошлины (ст. 6), срок действия которых не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.

И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временно применяться  особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные (ст. 7-10).

Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Ставки особых пошлин устанавливает правительство РФ. Следует отметить, что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т.к. требует предварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативе государственных органов управления РФ.

Своего  рода несущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе» является таможенная стоимость товара, используемая для: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической  и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ (ст. 5, пункт 6).

Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимости товара, порядок и условия ее декларирования и др. (ст. 12-17), особо выделим следующие:

  • система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ;
  • порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает правительство РФ. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливает также правительство РФ, но на основании положений данного Закона;
  • таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации;
  • при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом;
  • начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров и транспортных средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенные сборы (ст. 117 Таможенного кодекса РФ).

Поэтому характеристике методов определения  таможенной стоимости товара посвящен целый раздел Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. 18-24).

В ст. 18 говорится, что определение стоимости  товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ производится путем применения следующих  методов: по цене сделки с ввозимыми  товарами (основной метод); по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Принцип их применения следующий: если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

При знакомстве с основным методом определения  таможенной стоимости товара следует обратить внимание на два момента:

  • на перечень и содержание тех расходных компонентов, которые должны быть включены в цену сделки, если они не были ранее в нее включены;
  • на характеристику условий, при наличии которых основной метод не может быть использован для определения таможенной стоимости.

При изучении методов по цене сделки с идентичными  и однородными товарами важно  учитывать признаки идентичности и  однородности товаров. Тщательного  анализа заслуживают и методы на основе вычитания и сложения стоимости. В первом случае в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара (требования к ней указаны в ст. 22, пункт 2) с вычитанием из нее определенных расходных компонентов. Во втором случае в качестве такой основы принимается цена товара, рассчитываемая путем сложения стоимости трех групп компонентов. Резервный метод вступает в силу тогда, когда таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов или когда таможенный орган аргументированно считает, что предыдущие методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы. В этом случае таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики ценообразования (ценовую информацию декларанту предоставляет таможенный орган).

Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе»  посвящен определению страны происхождения  товара, принципы которого основываются на существующей международной практике (ст. 25-33). Обратим внимание на ключевые положения:

  • страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории,
  • страной происхождения товара является страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом. В ст. 27 приведен перечень товаров (из 9 пунктов), считающихся полностью произведенными в данной стране, а в ст. 28 сформулированы критерии достаточной переработки товара в данной стране и названы операции, не отвечающие критерию достаточной переработки;
  • для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара (ст. 30, пункт 1); обязательное предоставление указанного сертификата необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ в случаях, указанных в пункте 3, ст. 30, в ст. 31 перечислены сведения, которые должен содержать сертификат о происхождении товара;
  • сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении; товары, происхождение которых не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ.

Специальный раздел посвящен предоставлению тарифных льгот (ст. 34-37). Здесь определены существо и виды тарифной льготы ( тарифной преференции); указаны товары, подлежащие освобождению от пошлины; зафиксированы условия  предоставления тарифных преференций и тарифных льгот в отношении определенных государств и определенных товаров.

И, наконец, в свете проработки вопроса о  присоединении России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) чрезвычайно важной представляется последняя статья ст. 38) Закона РФ «О таможенном тарифе», в которой записано: «Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения».

Практически все страны, участвующие в международной  торговле, используют таможенный тариф как одно из важных средств регулирования внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение, не было в прошлом, нет и в настоящее время. Однако при решении вопросов об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин необходимо учитывать полученные из мирового опыта следующие выводы.

  1. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и той, которая является их инициатором.
  2. Как правило, к цели, достигнутой с помощью учреждения тарифов, можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами.
  3. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в случаях:
    1. если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш;
    2. когда в экономике страны существуют внутренние неразрешимые проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезнее, чем экономическая пассивность;
    3. когда в стране возникают отдельные чисто внешнеторговые проблемы, введение таможенных тарифов иногда является эффективнее любых других экономических мероприятий;
  4. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующим с импортером, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается.

Помимо  тарифного регулирования внешнеэкономических  связей в международной торговле используются и так называемые нетарифные ограничения (нетарифные барьеры). Последние можно классифицировать по следующим группам: барьеры экономического характера; барьеры административного характера; установление монопольного (государственного) канала для импорта; технические н другие специальные требования.

Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры, налогообложение, меры валютного и финансового  характера. Налогообложение в рассматриваемом  аспекте представляет собой введение различного рода налогов и налоговых  платежей с импортеров, широко используемых в международной торговле. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых странах;
  • налог с оборота (или налог на продажу);
  • скользящие компенсационные сборы; налог на потребление; акцизные сборы;
  • специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;
  • сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза (различаются по видам, ставкам и способу обложения);
  • гербовый сбор;
  • статистический сбор;
  • сборы на развитие национального экспорта;
  • благотворительный сбор;
  • лицензионный сбор;
  • консульский сбор и др.

К мерам  валютного и финансового характера  относят:

  • множественность валютных курсов;
  • налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;
  • импортный депозит;
  • систему предварительной оплаты пошлин и налогов.

Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера, которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.

Наибольшее распространение получили квоты, или количественное ограничение объема иностранной (отечественной) продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну (или к вывозу из страны). Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает нелицензированный импорт (экспорт).

Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные. Распространены следующие виды лицензий:

  • разовая индивидуальная;
  • генеральная; лицензирование с целью наблюдения;
  • выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;
  • обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке;
  • выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной деятельности;
  • выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;
  • лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции и др.

Информация о работе Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики