Госстандарт России и его роль в развитии системного подхода к управлению качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 18:58, доклад

Описание работы

Качество и конкурентоспособность неразрывно связаны между собой. В современных условиях качество становится важнейшим фактором успеха в продвижении продукции и услуг для предприятий и организаций, ставящих своей целью надежно закрепиться на рынке. Однако достижение нужного качества - процесс не сиюминутный, он требует системного подхода.

Работа содержит 1 файл

Госстандарт России и его роль в развитии системного подхода к управлению качеством.docx

— 16.80 Кб (Скачать)

Госстандарт России и его роль в развитии системного подхода к управлению качеством

Е.В. Белов, С.В. Рыбалкина 

      Качество и конкурентоспособность  неразрывно связаны между собой. В современных условиях качество становится важнейшим фактором успеха в продвижении продукции и услуг для предприятий и организаций, ставящих своей целью надежно закрепиться на рынке. Однако достижение нужного качества - процесс не сиюминутный, он требует системного подхода.

      И в этом трудном деле отечественным  организациям так же, как и  ранее, всемерную помощь и поддержку  оказывают Госстандарт России  и его организации. 

      В этой связи хотелось бы вспомнить, что системный подход к организации работ по улучшению качества начал развиваться в СССР еще в середине 50-х годов (Саратовская система бездефектного изготовления продукции), затем последовала система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий, 1960 г.) и др. В начале 70-х годов была разработана комплексная система управления качеством продукции - КС УКП. Инициаторами и идеологическими проводниками многих из этих систем были Госстандарт России и его институты, в первую очередь ВНИИС (в то время ВНИИ по стандартизации).

      В 1987 г. увидели свет международные  стандарты ИСО серии 9000, а уже  с 1988 г. ВНИИС и другие институты  Комитета стали оказывать помощь  российским организациям разных  отраслей промышленности в их  внедрении. Выход в свет в  1994 г. стандартов ИСО серии  9000, а также работа над проектами  МС ИСО 9000, 9001 и 9004 версии 2000 г., включая их апробацию на ряде  российских предприятий, способствовали  изменению взглядов руководителей  и специалистов России на проблемы  менеджмента качества и повышения  конкурентоспособности продукции  и услуг. 

      Действенное средство стимулирования  работ по улучшению качества - учреждение национальных и международных  премий по качеству, представляющих  собой одну из форм дальнейшего  развития системного подхода  к управлению качеством. Премии  по качеству пользуются большой  популярностью. В настоящее время  национальные конкурсы на соискание  премий в области качества  проводятся более чем в 30 странах  мира.

      Первая такая премия (премия Деминга), учрежденная в Японии в 1951 г., была нацелена на применение статистических методов управления качеством, что сыграло важную роль в становлении японской экономики.

      Премия Малкольма Болдриджа - национальная премия США по качеству - была учреждена в 1987 г. За основу при разработке критериев премии был взят подход, получивший название всеобщего управления качеством (TQM).

      Но наибольшее распространение  конкурсы получили в 90-е годы.

      В 1991 г. по инициативе Европейского  фонда управления качеством и  Европейской организации по качеству  была учреждена Европейская премия  по качеству. Модель премии учитывала  опыт вышеупомянутых премий и  европейский подход к внедрению  TQM. Таким образом, модель европейской  премии наиболее всесторонне  (из существующих в мире) описывает всеобщее управление качеством (схема 1).

      При разработке комплекса критериев  национальных премий во многих  странах мира была взята за  основу модель делового совершенства, принятая в Европейской премии  по качеству. Не стала исключением  и модель Российской премии  в области качества.

      Сегодня перед российскими организациями  стоит сложная задача утвердиться  на отечественном рынке и выйти  на международный. Государство не может стоять в стороне от проблем. Результатом последовательной информационной, пропагандисткой и обучающей работы, проводимой Госстандартом России, стал рост числа производственных предприятий и организаций сферы услуг, руководители которых осознают необходимость внедрения в повседневную практику современных высокоэффективных методов управления качеством.

      Понимая необходимость в эффективной  и доступной форме привлечь  внимание к вопросам качества, в 1992 г. Госстандарт России  выступил с инициативой учреждения  Российской премии по качеству, основываясь на мировом опыте  проведения национальных премий.

      Итогом последовавшей затем организационной  и методической работы стало  учреждение в апреле 1996 г. премий  Правительства Российской Федерации  в области качества, которые присуждаются  ежегодно на конкурсной основе  организациям за достижение значительных  результатов в области качества  продукции и услуг, обеспечение  их безопасности, внедрение высокоэффективных  методов управления качеством. 

      Постановлением Правительства РФ  был образован Совет по присуждению  премий Правительства Российской  Федерации, организационно-техническое  обеспечение деятельности которого  возложено на Госстандарт России. Председатель Совета - заместитель  Председателя Правительства Российской  Федерации, а его заместитель  - председатель Госстандарта России.

      Обеспечение практической деятельности  Совета, подготовку экспертов по  оценке организаций - участников  конкурса, методическое и организационное  обеспечение конкурса осуществляет  Технический секретариат Совета, сформированный на базе ВНИИС  Госстандарта России.

      Разработку, ежегодную актуализацию  и издание методических материалов  по проведению конкурса (Руководства  для организаций-участников конкурса  и Рекомендаций по самооценке  деятельности организаций на  соответствие критериям премии  Правительства РФ в области  качества) осуществляет ВНИИС. 

      Учитывая важность европейского рынка для отечественных предприятий и организаций, критерии российской премии гармонизированы с европейской, предоставляя заинтересованным организациям возможность ориентироваться на единые принципы организации работы по качеству со многими зарубежными компаниями, и тем самым повысить их конкурентоспособность на европейском рынке. Кроме того, подобная практика облегчает возможность подготовки организаций к участию в конкурсах на соискание Европейской премии по качеству.

      Однако модель российской премии  не является точной копией  европейской, она создавалась  с учетом реальных условий,  в которых работают предприятия  нашей страны (схема 2).

      С учетом состояния российской  экономики весомость группы критериев,  оценивающих результаты, достигнутые  организацией в области качества, была уменьшена по сравнению с европейской премией, а весомость группы критериев, оценивающих деятельность организации по качеству, увеличена.

      В местах пропаганду целей  и задач конкурса ведут региональные  органы Госстандарта России. Подготовив  своих специалистов в качестве  экспертов по оценке материалов  участников конкурса на соискание  премий Правительства РФ в  области качества, региональные  органы стали проводниками идеи  деятельности организаций по  критериям премии, а следовательно, и содействия распространению принципов всеобщего управления качеством.

      К церемонии награждения победителей  готовятся комплекты наград, которые  изготовляют Всероссийский научно-исследовательский  институт оптико-физических измерений  (ВНИИОФИ) и Калужская ролевая  типография стандартов.

      Проведение ежегодных конкурсов  на соискание премий Правительства  РФ в области качества - одно  из основных направлений деятельности  Госстандарта России по внедрению  современных подходов системного  управления.

      В этом году проходит четвертый  конкурс на соискание премий. Растет авторитет конкурса среди  организаций. И хотя подготовка  к участию требует значительной  организационной и творческой  работы, число конкурсантов увеличивается  ежегодно.

      За три прошедшие конкурса определены отечественные организации, являющиеся лидерами в работе по качеству. Теперь у российских предприятий есть не только зарубежные ориентиры по применению передовых методов управлению качеством, но и российские организации, применяющие на практике принципы всеобщего управления качеством, которые в соответствии с условиями конкурса готовы поделиться опытом своей работы со всеми заинтересованными предприятиями.

      Оценить уровень своей деятельности, сравнить себя с лидерами, определить  свои сильные и слабые стороны,  спланировать мероприятия по  улучшению деятельности и контролю  эффективности их выполнения, привлечь  к этой работе персонал - все  это возможно, благодаря методу  самооценки деятельности организаций  на соответствие критериям премий  Правительства РФ в области  качества. Метод самооценки, получивший  широкое распространение в зарубежных  компаниях, получает распространяется и среди отечественных предприятий и организаций для постоянного самосовершенствования своей деятельности и наиболее полного удовлетворения потребителей.

      Конкурс на соискание премий  Правительства РФ в области  качества уже стал основой  при организации проведения региональных  конкурсов, модели которых часто  гармонизированы с моделью российской  премии, и число таких конкурсов  растет.

      Министерство образования Российской  Федерации, разрабатывая конкурс  2000 г. "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", также гармонизировало ее критерии с критериями российской премией по качеству.

      По результатам проведения конкурсов  на соискание премий Правительства  РФ в области качества была  определена необходимость внесения  некоторых усовершенствований в  его организацию. Кроме того, необходимо  также учесть изменения, произошедшие  в модели европейской премии  в 1999 г. 

      Порядок проведения национального  конкурса и критерии модели  российской премии ежегодно актуализируются  на основе отечественного и  зарубежного опыта. Работа по  названным направлениям уже проводится  Техническим секретариатом Совета  по присуждению премий, что позволит  поддержать уровень и авторитет  российской премии и содействовать  в реализации целей учреждения  премий.  

Подготовлено  по материалам

Информация о работе Госстандарт России и его роль в развитии системного подхода к управлению качеством