Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, контрольная работа
1. Продовольственная проблема и перспективы ее решения.
2. Проблемы исчерпаемости и дефицита энергетических и сырьевых ресурсов.
3. Экологический кризис, его проявления и последствия.
Вот почему вопросы типа: «Велики или малы запасы минеральных ресурсов?», «Какова обеспеченность ими человечества?» не вполне корректны. Действительный интерес представляет лишь та доля природного вещества, которая может технически и экономически эффективно использоваться. Что из того, что в центре Земли находится металлическое земное ядро, состоящее преимущественно из железа и никеля? Есть веские основания утверждать, что земное ядро никогда не станет источником пополнения балансовых запасов этих элементов для мировой экономики.
Далее.
Нельзя утверждать, что суть глобальной
сырьевой проблемы сводится лишь к
близкой исчерпаемости
Наконец,
нельзя замыкаться на вопросах ограниченности
или невоспроизводимости природных ресурсов
Земли. Не меньше внимания требуют вопросы
ресурсно-воспроизводственной деятельности
человека, т. е. утилизации или рециклизации
(вторичной переработки) всевозможных
отходов производственной деятельности
людей. Традиционно большинство таких
отходов как бы выбрасывается, чем грубо
нарушается один из основных законов экологии
— круговорот веществ в природе
3. Экологический кризис, его проявления
и последствия.
Техногенный тип экономического развития постепенно приводит ко все большому распространению очагов экологического кризиса на территории нашей страны. Уже сейчас 20% России стали зоной проявления тех или иных кризисных экологических явлений. В пределах страны насчитывается 13 регионов с очень острой экологической ситуацией. И с каждым годом эти зоны расширяются, возникают новые кризисные участки. Тяжелая ситуация сложилась в промышленных зонах (Кузбасс, Урал, Курская магнитная аномалия и так далее), в аграрных регионах (Черноземье, Калмыкия и других), рекреационных зонах побережий Черного и Азовского морей.
Экологические кризисы по характеру протекания можно разделить на две группы:
- кризисы, носящие взрывной характер. Типичными здесь являются промышленные катастрофы, такие как Чернобыльская авария, аварии на химическом комбинате в Уфе, взрыв на химкомбинате в Бхопале (Индия), унесший тысячи жизней, и так далее;
- "ползучие", медленные по характеру течения кризисы. Они могут протекать десятилетиями, прежде чем количественные изменения перейдут в качественные.
Характерными примерами являются аграрные экологические кризисы, например, Аральский кризис или кризис в США в 30-е годы, когда в результате неправильной технологии обработки почвы возникли эрозионные процессы, а пыльные бури уничтожили плодородный слой почвы на десятках миллионов гектарах сельхозугодий. В настоящее время в России и других странах продолжаются процессы опустынивания, обезлесивания огромных территорий, вызванных нерациональным ведением сельского хозяйства, вырубкой лесов, загрязнением окружающей среды промышленными отходами.
Экологические
кризисы порождают целый
Аральский кризис можно отнести к "ползучим" кризисам. Он развивался на протяжении многих лет, и его следует считать результатом техногенного развития сельского хозяйства СССР в течение 30 лет. Производство и наращивание объема хлопка и риса - этих водоемких культур, привело к гибели Аральского моря.
К
числу негативных экологических
последствий Аральского кризиса
следует отнести ежегодное
Ежегодно ветрами на сотни километров разносится огромное количество песка и соли. Животный мир региона сократился с 178 до 38 видов животных. Можно приводить многочисленные примеры того, как изменилась флора и фауна этой территории.
Социальные
последствия кризиса еще
Экономические последствия таковы, что многие традиционные виды деятельности уничтожены (рыболовство, рыбопереработка, морской транспорт). В результате в Приаралье возникла массовая безработица со всеми вытекающими из нее последствиями.
Огромный экономический ущерб понесло и сельское хозяйство.
Политические последствия экологического кризиса проявляются очень остро. Кризис затронул четыре республики Средней Азии и Казахстан. Бороться с ним можно только совместными усилиями, включая Россию, но пока в рамках СНГ это не получается.
Конечно, решение Аральской проблемы возможно, и варианты выхода из кризиса есть (их предлагают ученые), однако осуществление того или иного варианта потребует структурной перестройки экономики приаральского региона, принятие специальной программы. Потребуется разработать эффективные механизмы реализации программы, прямое и индикативное государственное регулирование, использование рыночных и стимулирующих инструментов.
Программу, базирующуюся на альтернативных вариантах (уменьшить производство хлопка - увеличить производство химических волокон), структурной перестройке экономики, нужно осуществлять в едином комплексе с другими мероприятиями. Еще в 1991 году была разработана "Концепция сохранения и восстановления Аральского моря, нормализации экологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической и социально-экономической ситуации в Приаралье", но на ее осуществление требуются большие денежные средства, которые пока не найдены.
Вопрос стоит достаточно проблематично: что выбрать: продолжать ведение хозяйства в Приаралье экстенсивными методами, поддерживая сложившийся образ жизни в этом регионе, или пойти на определенные жертвы сегодня для ликвидации экологических деформаций для улучшения условий жизни будущих поколений?
С
точки зрения концепции устойчивого
развития приоритет должен быть отдан
интересам последующих поколений, интересам
долгосрочной экологической стабилизации.
К тому же решение Аральской проблемы
требует усилий многих государств и согласованной
эколого-экономической программы.
Список литературы
1. Барабанов В.В., Экономическая география, - М., 2000.
2. Мировая экономика Учебник для вузов. Под ред. Ломакина В.К. - М. ЮНИТИ, 2000 г.
3. Мировая экономика Учебник Под ред. проф. А.С. Булатова. - М. Юристъ, 2002 г.
4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5. ЖИБИНОВА К.В. Экономические основы экологии. Электронный учебно-методический комплекс.
6. Горелов А.А., «Экология». М.2002г.
Информация о работе Глобальные проблемы мировой экономики и пути их решения