Глобализация инноваций и стратегии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Трансформация социально-экономических отношений требует от государств постоянной модификации стратегии своего развития. В мире в последние десятилетия идет формирование единого экономического пространства, наивысшей точкой развития которого является процесс глобализации. Интеграция Узбекистана в глобализирующуюся экономику требует постоянного развития ее экономического потенциала, особую роль в этом процессе составляет создание инновационного механизма развития экономики страны, опирающегося на поддержание высокого образовательного уровня населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Инновации в эпоху глобализации…………………………………..4

1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента…………………..4
1. 2. Основные характеристики глобализации мировой экономики и инноваций………………………………………………………………………….6
1. 3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции……………...11

Глава 2. Анализ либерализации внешнеэкономической деятельности и инноваций Узбекистана…………………………………………………….…16

2.1. Факторы инновационного развития национальной экономики Узбекистана………………………………………………………………………16
2.2. Малые инновационные структуры как эффективный инструмент внедрения результатов интеллектуальной деятельности……………………..18
2.3. Основные проблемы развития научной сферы генерирующей знания…20

Глава 3. Пути повышения инновационного развития в Узбекистане…..23

3.1. Узбекистан: инновационный тип развития……………………………..…23
3.2. Инновационное развитие экономики - путь к прогрессу………………...25
3.3. Роль государства во взаимодействии науки и частного сектора и механизмы их реализации………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

глобализация инноваций и стратегия государства.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Министерство Высшего и средне-специального образования

Республики Узбекистан.

Ташкентский Архитектурно - строительный институт

Факультета “Управление строительством”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему:

«Глобализация инноваций и стратегии государства»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

магистрантка 1 курса

              Ташпулатова Севара

Приняла: доц. Финаева Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

 

Глава 1. Инновации в эпоху глобализации…………………………………..4

 

1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента…………………..4

1. 2. Основные характеристики глобализации мировой экономики и инноваций………………………………………………………………………….6

1. 3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции……………...11

 

Глава 2. Анализ либерализации внешнеэкономической деятельности и инноваций Узбекистана…………………………………………………….…16

 

2.1. Факторы инновационного развития национальной экономики Узбекистана………………………………………………………………………16

2.2. Малые инновационные структуры как эффективный инструмент внедрения результатов интеллектуальной деятельности……………………..18

2.3. Основные проблемы развития научной сферы генерирующей знания…20

 

Глава 3. Пути повышения инновационного развития в Узбекистане…..23

 

3.1. Узбекистан: инновационный тип развития……………………………..…23

3.2. Инновационное развитие экономики - путь к прогрессу………………...25

3.3. Роль государства во взаимодействии науки и частного сектора и механизмы их реализации………………………………………………………26

 

Заключение……………………………………………………………………….31

 

Список литературы……………………………………………………………....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Трансформация социально-экономических отношений требует от государств постоянной модификации стратегии своего развития. В мире в последние десятилетия идет формирование единого экономического пространства, наивысшей точкой развития которого является процесс глобализации. Интеграция Узбекистана в глобализирующуюся экономику требует постоянного развития ее экономического потенциала, особую роль в этом процессе составляет создание инновационного механизма развития экономики страны, опирающегося на поддержание высокого образовательного уровня населения.

В новых условиях глобальной экономики особое значение приобретает знание как экономическая категория, которая способствует развитию новых направлений экономики и модернизации уже существующих. Во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики, перехода к новой, постиндустриальной стадии социального прогресса. Развитие экономики, основанное на интеллектуальном ресурсе, является наиболее обоснованным в современных условиях, т. к. обеспечивает при минимуме материальных затрат максимальную отдачу на вложенный капитал. Поэтому одним из основных направлений стратегии развития государства в современных глобализирующихся условиях является формирование интеллектуального потенциала населения, позволяющего создавать инновационную направленность в экономике: разрабатывать новые технологии и продукты.

Планомерная переориентация экономики Узбекистана с материало-, ресурсоемких отраслей и добывающей направленности на ее инновационное развитие является главной целью стратегии развитии нашего государства. Президент И.А. Каримов подчёркивает, что надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Узбекистан должен в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг», «Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток». Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - все это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности». Так в  Узбекистане в 2011 году планируется начать строительство высокотехнологичного научного парка совместно с Кембриджским и Оксфордским университетами

Инновационный процесс в современном представлении является механизмом структурной перестройки и подъема экономики Узбекистана, создающим предпосылки для ее перехода к новому технологическому укладу в экономике.

Совокупность изложенных обстоятельств предопределяет актуальность вопроса научного анализа и обобщения практического и теоретического материала по проблеме развития инновационной стратегии государства в условиях глобализации.

Экономическая глобализация - это объективная тенденция мирового экономического развития, которой никто не может избежать и в которой каждый должен участвовать. Более того, при правильной стратегии экономического развития страны она может служить мотором внутренних реформ.

Для реализации стратегии развития Узбекистана в условиях глобализации наиболее важным аспектом является инновационное развитие ее экономики, которое выходит на первый план и требует всестороннего научного анализа и изучения.

Исследование проблем глобализации как научного направления находится в стадии развития и научного дискусса, это обусловлено тем, что она является развертывающимся процессом, но еще не свершившимся фактом, а проблемы, которые встают перед государством в эпоху глобализма, исключительно важны и требуют от него постоянного обновления стратегии развития с преобладанием инновационного аспекта, как наиболее эффективного в новых экономических условиях.

Целью настоящей работы является разработка теоретических аспектов и практических рекомендаций по формированию инновационной стратегии развития государства в новых глобальных условиях.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- изучение тенденции развития процесса глобализации на современном этапе функционирования мировой экономики;

- определение роли Узбекистана, как субъекта процесса глобализации;

- выявление особенности формирования инновационного подхода в стратегии развития государства в процессе глобализации;

исследование возможных вариантов стратегии развития экономики Узбекистана в условиях глобализации;

- разработка теоретической модели инновационного развития экономики Узбекистана на современном этапе глобализации.

Теоретической основой работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, освещающих вопросы концепции экономической глобализации и пути развития инновационного аспекта стратегии развития государства в условиях глобализации, разработки и выводы которых служат необходимым основанием для данной работы.

Зарубежными и отечественными экономистами уделяется достаточно большое внимание исследованию процесса глобализации в современном мире. Этому исследованию посвящены труды как отечественных, так и зарубежных ученых: Г. Гроссмана, А. Груччи, Дж. Гэлбрейта, Н. Я. Данилевского и др.

Глава 1. Инновации в эпоху глобализации

 

1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента

 

Анализ развития мировой экономики в конце 20-го столетия позволил выявить следующие тенденции.

В постиндустриальную эпоху (1950 – 1980гг.):

• технический прогресс изменяет спрос и предложение на рынке;

• резкое увеличение вложений в НИОКР;

• развитие международных рынков;

• быстрое изменение технологии производства.

Для 80-х годов столетия характерны:

• насыщение внутренних рынков;

• быстрый технологический прогресс;

• усиление конкуренции, опережающий рост экспорта;

• тенденция глобализации НИОКР.

В 90-е годы наблюдаются:

• дальнейшее обострение конкуренции;

• возрастающая тенденция глобализации мировой экономики;

• сокращение инновационных циклов и высокая стоимость подготовки производства новых продуктов;

• необходимость глобальных рынков, больших масштабов производства с целью оправдания больших инновационных вложений;

• мощный потенциал НИОКР, критериями успеха на рынке становится техническая компетентность и темп инноваций;

• развитие компьютерных сетей приводит к практическому смыканию НИОКР, маркетинга, производства в реальном масштабе времени.

Итак, можно выделить две главные тенденции развития мировой экономики:

• ее глобализацию;

• резкий рост значения инноваций и особенно НИОКР в экономике. Разумеется эти две тенденции не развивались изолированно. Глобализация экономики имела своим последствием перенос части НИОКР корпораций из страны – метрополии за рубеж и соответствующую интенсификацию инноваций, что нашло отражение в стратегическом менеджменте корпораций, расширяя сферу их глобальной деятельности. Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы, по существу, привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента фирмы в единую дисциплину, основой которой стал менеджмент знаний. Следует отметить, что такое развитие тенденций наиболее ярко проявилась буквально в последнее пятилетие.

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:

• как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;

• как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях. Портер прямо указывает на место инноваций в достижении конкурентного преимущества компанией: «Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций».В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса как основного вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирмах, предложений услуг по реинжинирингу бизнес-процессов и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителями. В числе основных причин такого положения являются, как правило, ошибочный выбор портфеля НИОКР, отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических, экономических, инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев при выполнении НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки, ее согласованность со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами ее стратегического планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной аспект выполнения НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт новой продукции). Во многом это связано с отсутствием четко обозначенного единого методологического подхода к стратегическому управлению НИОКР. Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время широкое внедрение мировых информационных систем привело не только к использованию электронной коммерции, но и к появлению тенденции перехода к так называемым сетевым организациям, подразделения которых географически удалены друг от друга. Сетевая организация может консолидировать ресурсы по всему миру, что является одним из решающих факторов успеха в глобальной конкуренции. Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий фирм, в том числе и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального рынка, на которые будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических позиций. Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем:

– инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции;

– наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации и управления человеческими ресурсами;

– происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента;

– глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих процессов.

Глобализация и мировая экономика – принципиально разные вещи. Основой для глобализации послужила новая мировая инфраструктура информационных технологий, политика либерализации управления. В глобальной экономике институциональные элементы работают как единое целое в реальном масштабе времени. В то же время между глобальной и локальной стратегиями нет пропасти.

Рассмотрев истоки стратегического инновационного менеджмента, по нашему мнению необходимо перейти к рассмотрению основных характеристик глобализации мировой экономики и инноваций.

 

1. 2. Основные характеристики глобализации мировой экономики и инноваций

 

В своей работе М. Портер отмечает следующие основные тенденции развития международной конкуренции:

• превращение международных компаний из мультилокальных в глобальные. Это ориентирует всю мировую систему производственных и рыночных отношений на централизованную борьбу глобальной компании со своими конкурентами. Следовательно, разработка стратегии таких компаний может осуществляться только централизовано;

• потенциал для глобальной конкуренции невелик, если растет выигрыш от мировых объемов производства в тех же пропорциях, что и затраты на обслуживание (в том числе и на управление) этих объемов;

• глобальные объемы очень важны для поддержания высокого уровня инвестиций в НИОКР (фактически наукоемкие отрасли имеют тенденцию стать глобальными);

• глобальную конкуренцию отличает широта охвата различных стран отдельными частями "цепочки ценностей". Поэтому важны и конфигурация (географические распределения), и координация (организационные проблемы);

• в глобальной конкуренции источниками конкурентного преимущества, связанного с географическим местоположением, является комплекс взаимосвязи четырех групп факторов ("ромб Портера"):

– условия для факторов производства;

– состояние спроса;

– родственные и поддерживающие отрасли;

– устойчивые стратегия, структура и соперничество местных компаний.

• в глобальной координации возникают огромные организационные проблемы (языковые и культурные различия, расстояния, тяга к автономии, стремление максимально адаптироваться к местным условиям и т.д.). Пути решения этих проблем:

– четкое позиционирование и понятная всем глобальная стратегия;

– признание задачи реализации глобальной стратегии в местных условиях трудной проблемой;

– унификация информационных и учетных систем, обеспечивающая быстрые корректировки оперативных решений;

– поощрение личных контактов и обмена информацией.

Деятельность на "домашних рынках" продолжает играть важную роль основы глобального конкурентного преимущества, особенно в передаче знаний и в инновационных процессах. Проблема углубления и трансформации этих особенностей глобальной экономики рассмотрена в работе М. Кастельса. Его определение глобальной экономики – "это экономика, в которой ключевые компоненты имеют институциональную, организационную и технологическую возможность работать как единое целое в реальном времени в мировом масштабе". К числу этих ключевых элементов он относит финансовую глобализацию, глобализацию рынков товаров и услуг, информатизацию на основе глобальных сетей, стирание границ в мире науки и технологий. Все это происходит на фоне явного ослабления роли государственного регулирования и делает фирмы, а не страны реальными торговыми агентами. Сегодня глобализация характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. При этом изменения, вызываемые процессами интеграции экономик, носят глубинный характер, затрагивают все сферы деятельности человека, ставят задачу приведения к соответствию социальных параметров развития общества, его политической структуры, технологий макроэкономического управления. В современном процессе интеграции национальных (и региональных) экономик в единое мировое хозяйство имеется ряд различий, особенностей по сравнению с тем, что происходило в недавнем прошлом:

1. Прежде большая часть мира не участвовала в глобальной экономике. Сегодня большее, чем когда-либо ранее, количество стран, открыли свои границы для торговли, финансов, инвестиций и информации. Не только развитые, но и развивающиеся страны проводят реформирование своих экономик.

2. Если в начале столетия глобализация была вызвана необходимостью сокращения транспортных расходов, то в настоящее время она обусловлена снижением стоимости средств коммуникации. Революционные изменения произошли в области глобальных средств коммуникаций и становления “информационного общества”. Интернет – самое быстрорастущее средство коммуникации за всю историю цивилизации – число пользователей Интернета во всем мире возрастает в год на 100 млн. человек и достигло к началу 2004 года 375 млн. человек. Эти изменения неминуемо вызовут в экономике не меньший преобразовательный эффект, чем в своевремя промышленная революция. Элементы таких преобразований уже сейчас четко видны – электронная торговля не только предметами общего потребления, но и акциями предприятий. Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производств в разных странах, сохраняя при этом прямые организационные и информационные контакты, непосредственное управление товарными и финансовыми потоками. Современные информационные технологии также уменьшили необходимость физических контактов между производителями и потребителями и позволили некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. При этом значительно (в разы) сокращаются и издержки обслуживания оборота товаров и услуг.

3. Хотя чистый оборот мирового капитала может быть меньше, чем в прошлом, валовые международные финансовые потоки стали намного больше. Например, ежедневный оборот иностранной валюты в мире возрос с 15 млрд. долларов США в 1973 г. до 1,7 трлн. в 2007 году. В течение последних 25 лет рынки капитала стали мировыми (глобальными) рынками, отражающими финансовую сторону обмена товарами и услугами. Возросший объем международных торговых сделок потребовал и увеличения денежного оборота. Сегодня рынки капиталов все больше приобретают характер глобальных и межнациональных.

4. В настоящее время около 20 процентов продукции мировой экономики производится филиалами транснациональных корпораций. Треть мировой торговли приходится на сделки между базовыми компаниями и их зарубежными филиалами и еще одна треть – на торговлю между компаниями, входящими в транснациональные стратегические союзы. ООН насчитывает 35 тысяч транснациональных субъектов со 150 тысячами филиалов. То есть все более существенным в развитии процесса глобализации становится фактор транснационализации с очевидной ориентацией корпораций на информационный рынок и рынок передовых технологий.

5. В последние годы появляется все большая возможность для каждого предпринимателя мира, инвестора защитить себя от риска неожиданных и резких изменений курсов валют и ставок процента и быстро приспособиться к неожиданным финансовым шокам типа нефтяных или объединения двух Германий, а также гарантировать некоторую финансовую дисциплину для государства, препятствуя проведению правительствами инфляционной политики и политики наращивания государственной задолженности. В условиях господства рыночных отношений в глобальном измерении государства вынуждены осуществлять более разумную экономическую стратегию.

6. Сбережения и инвестиции размещаются более эффективно. Благодаря этому бедные страны, очень нуждающиеся в инвестициях, находятся не в столь отчаянном положении. Вкладчики не ограничены своими внутренними рынками, а могут искать по всему миру те благоприятные инвестиционные возможности, которые дадут самые высокие прибыли. Инвесторы имеют более широкий выбор для распределения своих портфельных и прямых инвестиций.

7. Наконец, экономическая глобализация происходит наряду с революцией в технологических процессах, которые, в свою очередь, служат причиной значительных сдвигов в иерархии наций. Место страны в современном мире сегодня больше определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве. Изобилие рабочей силы и сырьевых материалов все меньше можно расценивать как конкурентное преимущество – в соответствии с тем, как снижается доля этих факторов в создании стоимости всех продуктов.

Обобщив эти и ряд других наблюдений, можно сказать, что современная глобализация характеризуется системным сдвигом в динамике мировой экономической системы. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной (нелинейной) комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов. Предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории при возросшей информативной зависимости, а обращение к инновациям и инвестициям становится важнейшим условием успеха. Таким образом, мы можем выделить следующие основные характерные черты современной глобализации:

• создание единого мирового информационного пространства;

• усиливающаяся финансовая и инвестиционная централизация, с помощью которой формируются, накапливаются, выделяются и используются кредитные и инвестиционные ресурсы;

• растущее значение информации, новых технологий, инноваций, знаний и экспертов;

• непрерывное расширение глобальной олигополии;

• рост слоя транснациональных предприятий, создание транснациональной экономической дипломатии;

• интенсификация мировой торговли и обслуживающего ее капитала, несмотря на рост господства последнего над производством и торговлей;

• тенденция к конвергенции механизмов и инструментов управления производственными процессами.

В ближайшие годы процесс глобализации будет характеризоваться:

• интеграцией экономического и информационного развития экономик, созданием единого информационного и инвестиционного пространств;

• интеграцией рынков, систем управления рынками и производственными системами;

• опережающим развитием информационных и телекоммуникационных технологий;

• созданием новых инвестиционных технологий, опирающихся на достоверное информационное обеспечение, жесткую нормативно-правовую регламентацию инвестиционных решений на международном, межгосударственном уровнях;

• использованием высоких технологий во всех сферах жизни и производства, что вызовет необходимость коренного переоснащения материально-технической базы всех видов деятельности человека, что приведет к существенным изменениям образа жизни и мыслей человека;

• гармоничным, сбалансированным развитием инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграцией функций и инструментов инвестиционных институтов;

• унификацией, канонизацией инвестиционного законодательства, созданием межгосударственных соглашений в области инвестиций и управления капиталом, усилением его влияния на инвестиционные процессы;

• возможностью перемещения капитала в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций. Такое стремительное изменение мировой экономики требует рассмотрения ряда общих проблем, таких как:

– регионализм, международная торговля и мультинациональное размещение фирм;

– теоретические основы интернационального предпринимательства;

– сети и альянсы как институциональная основа предпринимательства;

– будущие тенденции глобализации;

– пути интернациональной передачи технологий;

– организационные формы глобального предпринимательства;

– роль интеллекта в управлении глобальным бизнесом;

– конкурентное мышление и бенчмаркинг на практике. По М. Портеру, конкурентоспособность нации зависит от следующих факторов:

– способности промышленности конкретной нации вводить новшества и модернизироваться;

– осознания того факта, что основа конкурентной борьбы все более смещается в сторону создания и освоения знаний;

– способности компании добиваться конкурентных преимуществ

посредством инноваций;

– осознания факта создания конкурентных преимуществ посредством инноваций;

– осознания того, что существует только одна возможность удержать достигнутые конкурентные преимущества - постоянно их совершенствовать;

– наличия четырех атрибутов конкурентного преимущества ("правило ромба");

– правильного подхода к глобализации путем избирательного использования источников преимуществ в ромбах других стран;

– способности извлечения преимуществ из исследований, проводимых заграницей, для чего компания должна иметь высококвалифицированных специалистов и формировать высокий уровень собственной исследовательской деятельности;

– понимания того, что конкурентные преимущества приходят в результате длительных улучшений (а не защиты сегодняшних секретов). Таким образом, М.Портер однозначно соотносит конкурентные преимущества компании и ее способность к проведению и внедрению инноваций, то есть к организации инновационного бизнеса, как ключевого фактора успеха в глобальной конкуренции.

 

1. 3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции

 

Повсюду в мире компании, добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных компаний – оказываются в своей основе одинаковыми. Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. В этот процесс часто вовлекаются идеи, даже не являющиеся "новыми", идеи, которые буквально "витали в воздухе", но не применялись целенаправленно. При этом всегда происходит вложение капитала в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились исходных преимуществ за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными. На международных рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают как внутренние, так и внешние потребности. Так, например, как только вырос международный интерес к безопасности продукции, шведские компании – такие, как Volvo, Atlas Copro и AGA имели успех на рынке, предугадав благоприятные возможности рынка в этой сфере. В то же время инновации, которые являются своевременными для внутреннего рынка, могут даже мешать достижению конкурентного успеха в международных масштабах. Например, притягательность мощного оборонного рынка США отвлекла внимание американских компаний по производству материалов, инструментов и механизмов от привлекательных мировых коммерческих рынков. В процессе внедрения новшеств и внесения улучшений большое значение имеет информация – информация, которая либо недоступна конкурентам, либо которой они не ищут. Иногда инновации являются результатом простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным здравым смыслом. По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Или же способность к генерированию нового может прийти к существующей компании через старших менеджеров, только начинающих свою деятельность в данной отрасли и вследствие этого более способных почувствовать новые возможности и стремиться к их достижению. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Они могут приходить от другой нации, с другими условиями или методами ведения конкурентной борьбы. За исключением очень небольшого числа случаев инновации являются результатом необычных усилий. Компания, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия. В действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш. После того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Практически любое достижение можно повторить. Корейские компании практически достигли возможностей своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видео магнитофонов; бразильские компании сформировали технологические процессы и разработали дизайн, сравнимый с конкурентоспособными итальянскими фирмами, производящими особые виды кожаной обуви. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда исходные преимущества, такие как взаимосвязи с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить инертной компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса. В силу каких причин конкретные компании, базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к существенным обновлениям? Почему они неустанно следуют по пути улучшений, ведут поиск все более сложных источников конкурентных преимуществ? Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия для внесения изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют успеху? Ответ на эти вопросы лежит в четырех атрибутах страны, атрибутах, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей. Вот эти атрибуты:

1) условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли;

2) состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг;

3) родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне;

4) устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Эти факторы обусловливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. Каждая из вершин приведенного на рисунке ромба – и весь он в целом – иллюстрирует существенные составляющие для достижения успеха в конкуренции в международных масштабах: доступность ресурсов и квалифицированной рабочей силы необходима для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли; информация, формирующая благоприятные возможности, которые компании ощущают, и направления, в которых они задействуют свои ресурсы и квалификацию сотрудников; цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании; и, что очень важно, испытываемое компанией давление, вынуждающее ее делать вложения и осуществлять нововведения. В том случае, если обстановка внутри страны разрешает и поддерживает наиболее быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опыта – в некоторых случаях просто в силу больших усилий и обязательств, компании получают конкурентное преимущество. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. И наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени существующие преимущества. С общепринятой точки зрения, казалось бы, что внутренняя конкуренция – это нечто совершенно излишнее: она приводит к дублированию усилий и мешает компаниям достигать больших масштабов производства. Правильное решение, с этой точки зрения, состоит в том, чтобы выбрать одну или две лидирующие национальные компании, осуществляющие масштабное производство и имеющие достаточную силу для противостояния иностранным конкурентам, и гарантировать для них необходимые ресурсы и поддержку правительства. В действительности, однако, национальные лидеры оказываются в своем большинстве неконкурентоспособными, даже если они получают крупные субсидии и мощную защиту своего правительства. Во многих ведущих отраслях, в которых есть только один лидер в масштабах страны, таких как аэрокосмическое агентство или центр телекоммуникаций, правительство сыграло большую роль в разрушении конкуренции. Устойчивая стратегия, структура и соперничество.

Внутренняя конкуренция, как и любая другая конкуренция, приводит к возникновению давления на компании, вынужденные вводить новшества и совершенствоваться. Местные конкуренты вынуждают друг друга снижать цены, улучшать качество и обслуживание, а также создавать новые продукты и процессы. Однако в отличие от конкуренции с иностранными компаниями, которая имеет тенденцию к тому, чтобы быть аналитической и дистанцированной, местная конкуренция часто выходит за рамки чисто экономического соревнования и становится достаточно самостоятельной. Находящиеся внутри одной страны конкуренты вовлекают в свою деятельность достаточно активную наследственную вражду; они борются не только за раздел рынка, но и за людей, техническое совершенство и, что, возможно, имеет самое большое значение, за "право похвалиться результатами". Успех одной из национальных конкурирующих компаний доказывает другим, что достижения в данной области возможны, и часто привлекает новых участников в данную отрасль промышленности. Компании часто приписывают успех, достигаемый иностранными конкурентами, существованию для них некоторых "особых" преимуществ. В случае своих внутренних конкурентов для проигравшей компании таких психологических поблажек нет. Концентрация в географическом плане усиливает внутреннюю конкуренцию. Еще один выигрыш от внутреннего соперничества заключается вдавлении, которое оно создает для постоянного совершенствования источников конкурентного преимущества. Присутствие внутренних конкурентов автоматически отменяет виды преимущества, которые приходят из простого существования в конкретной стране – факторные издержки, доступ или привилегированный доступ к местному рынку или же издержки для иностранных конкурентов, которые осуществляют импорт на этот рынок. Компании оказываются вынужденными выходить за пределы названного выше, получая в результате больше устойчивых преимуществ. Более того, внутренняя конкуренция будет вынуждать компании с большей ответственностью относиться к получению поддержки от правительства. Менее вероятно, что компании будут замыкаться на правительственные контракты или поддерживать протекционизм в своей отрасли. Вместо этого каждая отрасль будет искать и извлекать из этого выгоды более конструктивных форм правительственной поддержки, таких как помощь в освоении внешнего рынка, инвестиции в определенные образовательные структуры или другие специальные факторы. Как это ни парадоксально, именно сильная внутренняя конкуренция заставляет компании выходить на внешний рынок и добиваться на нем успеха. В частности, в случае крупномасштабной экономики местные конкуренты вынуждают друг друга обращать пристальное внимание на внешний рынок, повышать эффективность своей работы и рентабельность. После проверки жесткой внутренней конкуренцией самые сильные компании оказываются способными достигать успеха за границей. Каждая из четырех названных составляющих успеха определяет соответствующую точку на ромбе конкурентных преимуществ страны; действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех остальных. Например, требовательность покупателей не приведет автоматически к появлению улучшенной продукции, если качество людских ресурсов не даст компаниям возможности добиваться соответствия требованиям покупателей. Конкретные недостатки в факторах производства не будут стимулировать обновление, если конкуренция недостаточно сильна и цели, которые ставит перед собой компания, не подкрепляются существенными инвестициями. В целом слабая позиция в любой из составляющих будет ограничивать возможности данной отрасли прогрессировать и обновляться. Вместе с тем позиции в ромбе обладают также свойством взаимного усиления; они составляют систему. Два элемента, внутренняя конкуренция и географическая концентрация, особенно сильны в превращении ромба в единую систему – внутренняя конкуренция в связи с тем, что она стимулирует совершенствование по всем остальным ключевым позициям, а географическая концентрация – по причине порождения и усиления взаимодействия между четырьмя отдельными факторами. Роль внутренней конкуренции иллюстрирует работу ромба как системы с внутренним усилением. Жесткая внутренняя конкуренция стимулирует развитие специфических массивов особых факторов, особенно в том случае, если все конкуренты располагаются в одном городе или регионе. Внутренняя конкуренция способствует также возникновению родственных и поддерживающих отраслей промышленности. Эти и другие обусловленные инновациями преимущества усиливаются непосредственным давлением – давлением конкуренции, давлением, направленным на выравнивание, и постоянно проводимым сравнением, существующими в концентрированных в географическом отношении кластерах. Сходство основного окружения, в котором существуют фирмы (например, стоимость рабочей силы, сходные вспомогательные средства), наряду с наличием большого числа конкурентов, заставляет их творчески подходить к вопросу о своем отличии.

 

 

Глава 2. Анализ либерализации внешнеэкономической деятельности и инноваций Узбекистана

 

2.1. Факторы инновационного развития национальной экономики Узбекистана

 

Взаимодействие национальной инновационной системы с общей экономической системой страны, понимание и выстраивание такой связи придают большую управляемость технологическим и инновационным развитием, позволяют развивать конкуренцию в нужном направлении и обеспечивать при этом соблюдение стратегических интересов государства. 
В то время как структура национальной промышленности обеспечивает возможность для усиления динамики развития знаний и технологий в стране, базу для развития знаний и технологий создает соответствующая институциональная структура. Поскольку знания потребляются в процессе деятельности, использования и обмена между различными экономическими агентами, их потребление, использование и обмен в значительной мере инкорпорирован в течение операционных процессов. Институциональная структура служит для поддержания этих операционных процессов, что создает возможности для создания новых знаний и поддержания цикла развития знаний и инноваций. 

Образование такой институциональной структуры, которая поддерживала бы постоянный цикл инновационных процессов, – наиболее важная задача на этапе становления национальной инновационной системы. Только построив институциональный «каркас» национальной инновационной системы, можно обеспечить беспрерывное создание, использование и обмен знаниями и технологиями. 

Это прежде всего касается ряда стран постсоветского пространства, которые оказались в уникальном положении: с одной стороны, имеются большой научный задел и разработки, особенно в оборонных отраслях, достижения в фундаментальных научных исследованиях. С другой стороны, инновации представляют собой общественный, технический, экономический процесс, который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентированный на прибыль и дополнительный доход.
Национальная инновационная система – система обмена технологиями, знаниями и информацией между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят их на рынок.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется процессом глобализации, расширением и углублением внешнеэкономических связей между странами, снижением торговых барьеров и ростом взаимозависимости национальных экономик. В мировом хозяйстве темпы экономического роста страны и благосостояния ее населения во многом зависят от того, насколько полно страна использует преимущества глобализации и международного разделения труда. В условиях углубления экономических реформ и повышения открытости экономики Республики Узбекистан вопросы повышения эффективности экспорта и рационализации импорта, создания условий, способствующих повышению конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках, приобретают особую актуальность. 

 Инновационная деятельность в настоящее время приобретает все большее значение и широко распространяется в мировой экономике. Инновационный путь развития становится все более и более оправданным. Об этом свидетельствуют примеры успешной организации производства и принципов хозяйствования на основе инноваций и новых технологий большинства стран с развитой рыночной экономикой. В условиях развития рыночных отношений в суверенном Узбекистане проводится политика последовательного перехода реального сектора экономики на инновационный путь развития, на все более широкое использование в отраслях экономики и на предприятиях инноваций, созданных отечественными учеными.

В настоящее время вопрос сбалансированного развития банковского сектора и реальной экономики региона в республике становится все более актуальным. В современной науке изучение роли банковского сектора в региональном развитии является относительно новым явлением. Во многих теориях регионального развития банковский сектор рассматривается в качестве хотя и немаловажного, но не первостепенного фактора сбалансированного развития экономики территорий. Согласно большинству данных теорий, рациональное размещение производственных мощностей является главной составляющей экономического роста региона, а банковские, консалтинговые, маркетинговые и другие услуги создают лишь благоприятные условия для развития реального сектора. 

Так, к примеру, «УТ-банк» относится к числу первых совместных банковских учреждений, которое было открыто в Узбекистане еще в 1993 году с участием турецких инвестиций. При этом 50% акций принадлежит турецкому T.S. Ziraat Bankasi, вторая половина - узбекистанскому OAКБ «Агробанку» (бывший «Пахтабанк»). В январе 2010 года «УТ-банк» объявил о выпуске 40 тысяч акций. Номинальная стоимость каждой акции – 140 тыс. сумов. Общий объем выпуска простых именных акций составляет 15 400 млн. сумов. Как пояснили в банке, цель выпуска – увеличение уставного капитала. По сути, этот факт подчеркивает дальнейшее развитие банка, его нацеленность на расширение банковских продуктов и услуг своим клиентам.

На одном из заседаний правления Центрального банка Республики Узбекистан подчеркивалось, что коммерческие банки должны стать крупными инвестиционными институтами. Действительно, сейчас авторитет, вес и значимость страны во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики, а ее важное звено — эффективная банковская система. Поэтому, чтобы стать финансово-инвестиционным институтом, каждый коммерческий банк Узбекистана сегодня  уделяет серьезное внимание дальнейшему развитию своей ресурсной базы. Именно она содействует  существенному расширению круга клиентов и увеличению объемов операций по кредитованию, позволяет оказывать финансовую поддержку предприятиям реального сектора экономики. 

 

2.2. Малые инновационные структуры как эффективный инструмент внедрения результатов интеллектуальной деятельности

 

Одним из ключевых приоритетов создания инновационной экономики является развитие малых инновационных структур и повышение их доли в экономике страны. Важным моментом является создание институциональной среды, которая будет стимулировать малые инновационные структуры, которые создаются в частном секторе к использованию знаний, расширению инновационной деятельности и постоянному технологическому совершенствованию.

Создание эффективной инновационной системы, где будут активно использоваться знания должно стать первоочередной задачей осуществляемых реформ. При этом речь идет не только о государственном участии в финансировании работ по внедрению, важнее создать условия, при которых поиск и поддержка инноваций заинтересовали бы малые частные фирмы и была бы преодолена пропасть между наукой и производством.

Такая политика должна быть основана на понимании того, что инновация возникает в процессе взаимосвязанной деятельности в области образования, исследований и частном секторе, которая включает в себя формирование концептуального представления, изучение научных принципов, прикладные исследования и разработку рыночного продукта. Поддержка инновационной деятельности не должна ограничиваться краткосрочной разработкой продукта, она должна охватывать обучение и проведение исследований как основу и движущую силу инновационного процесса. Необходима соответствующая образовательная основа и максимально высокий уровень исследований, взаимодействие с частным сектором и научный климат, благоприятствующий внедрению научных результатов. В этих условиях возникает пространство для деятельности, имеющей отношение к ориентированной на будущее научной политике.  

В этих целях в организации науки должна быть повышена роль частного сектора, наука и бизнес должны найти общий язык. В настоящее время вопрос полной адаптации науки Узбекистана к рынку является все еще актуальным. В этой плоскости лежит и создание благоприятных условий для коммерциализации научных разработок.

Частный сектор играет определяющую роль в процессе создания знаний как в проведении исследований и разработок (более чем ¾ от общего объёма в мире), так и в их финансировании (более 2/3 от общего объёма)В США 80% исследователей работает на предприятиях (50% во Франции, чуть больше 6% в России). Основная доля НИР, проводимых на промышленных предприятиях, связана с прикладными исследованиями и разработками. Фундаментальные исследования ведутся в университетах и в государственных агентствах.

В Японии очень важное место издавна занимает политика поддержки науки и техники, в которых используются интеллектуальные ресурсы народа. В настоящее время по сумме инвестиций на научные исследования Япония является второй в мире. В этой стране сегодня занимаются исследованиями более 700 тысяч научных работников.

Особенность современной исследовательской деятельности в Японии заключается в том, что расходы на нее составляют 3% валового национального продукта, что является самым высоким показателем среди развитых стран. Однако доля государственных расходов на науку составляет всего 20%, что ниже чем в западных странах (30% в США, 40% во Франции). Большую роль в развитии научных разработок играют частные предприятия, около 80% расходов покрываются за их счет.  

Западный опыт показывает, что в наукоемком бизнесе наиболее успешно работают малые фирмы. Большинство из нынешних грандов хай-тека (Microsoft, Cisco Systems, Apple и т. д.) выросли из небольших фирм. Рост высокотехнологичного малого бизнеса стал возможен благодаря хорошо развитой системе венчурного финансирования. Создание такой системы актуально сейчас для Узбекистана. При этом в роли потенциального венчурного капиталиста могут выступать как частные инвесторы, так и государство. Однако эта практика в республике почти не распространена.
  В настоящее время, в Узбекистане придается большое значение к развитию частного сектора. Зарегистрировано около 350 тысяч малых частных предприятий, доля в ВВП которых составляет более 45%.
Несмотря на то что, роль малых и частных структур в развитии экономики и формировании ВВП Узбекистана становится все более заметным, но с другой стороны, становится очевидным, что в структуре производства преобладает продукция низкой степени передела, в основном сырьевых отраслей. Необходимо принятие мер по повышению инновационной активности субъектов малого предпринимательства.

Следует отметить, что тесная взаимосвязь между наукой и предпринимательством имеет важное значение при создании инновационной экономики. Наука и частный сектор должны укрепить свои связи в интересах повышения эффективности. Идеальное научное партнерство должно быть основано на взаимном понимании того, что, с одной стороны, частный сектор все в большей мере зависит от интенсивного сотрудничества с некоммерческой наукой и что для разработки знаний и новых продуктов необходимо взаимодействие фундаментальной и прикладной науки. Однако, с другой стороны, следует иметь в виду, что вопросы, которые ставит частный сектор, стимулируют процесс получения новых знаний, за счет инвестиций от частного сектора и промышленности увеличивается объем финансирования, и возможности науки растут вследствие двусторонней мобильности между секторами.

Проблема доступа к информации и знаниям по вопросам новых технологий и их внедрения актуальна для всех типов компаний, но особенно для малых предприятий. Недостаточный профессиональный уровень основной части предпринимателей и отсутствие у них достаточного доступа к технологиям, знаниям и информации становится одним из основных препятствий для роста производительности и конкурентоспособности.

Единственным, но и к сожалению отдаленным аналогом венчурной системы может рассматриваться Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности при Комитете по координации развития науки и технологий. Разработан и реализуется механизм двойного финансирования инновационных проектов, где на реализацию проектов, отбираемых на конкурсной основе вкладывают средства государство и заинтересованные от инноваций стороны. Однако данный механизм далеко не совершенен.

     -Во-первых, конкурсные задания в основном направлены на решение проблем крупных и в основном государственных предприятий или структур, при этом почти не учитываются интересы частного сектора.

     -Во-вторых, выделяемые средства ограничены и соответственно о реализации крупных инновационных проектов не может быть и речи.

    -В третьих, привлекаемые внебюджетные средства и организациям, выделяемым эти средства не представляются налоговые или другие преференции, т.е. отсутствует механизм стимулирования привлечения свободных внебюджетных средств.

  В целом, анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в Узбекистане свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Узбекистан заметно отстает от развитых стран.

 

2.3. Основные проблемы развития научной сферы генерирующей знания

 

На сегодняшний день основными проблемами научно-технического сектора являются:
     -Старение научных кадров и ослабление притока талантливой молодежи;
     -Моральное и физическое старение научно-производственной базы;
     -Неадекватная современным условиям система формирования приоритетов работ и концентрации на них имеющихся ресурсов;
     -Оторванность от последующих этапов инновационного цикла, неэффективность механизмов, отсутствие навыков, знаний и мотиваций для последующего внедрения научных результатов в производство.

Мировой опыт показывает бесперспективность такого подхода, опыт США, Англии и других развитых стран показывает, что активное вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, возможно только при либерализации этой сферы деятельности и максимальном закреплении прав за организацией – исполнителем. Это позволило ввести в указанных странах в оборот до 70% результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств. После принятия закона Бай-Доула количество патентов увеличилось в 10 раз. Буквально через 2-3 года университетами было создано 2200 фирм для коммерциализации научно-технических результатов. Вместо поглощения финансовых средств университеты и лаборатории стали генерировать их для американской экономики, создав 260 тыс. рабочих мест. Ежегодно 40-50 млрд. долларов вливается в бюджет США за счет оборота интеллектуальной собственности. Любая иная позиция, кроме либеральной, будет ставить в неравные условия ученых Узбекистана и зарубежных разработчиков технологий, создавать преференции иностранным исследователям, превращать отечественных разработчиков в интеллектуальных доноров для зарубежных стран. К другим важнейшим проблемам сферы коммерциализации знаний относятся:
      -низкий уровень интеграции в мировую инновационную систему, недостаточность национальной инновационной системы, прежде всего специализированных финансовых институтов, ориентированных на взаимодействие с инновационным бизнесом;
     -низкая эффективность системы выбора и реализации технологических приоритетов в рамках системы государственного финансирования;
     -недостаток координации действий органов исполнительной власти, крупных промышленных компаний, в том числе, находящихся под контролем государства, в сфере технологических разработок и реализации крупных инновационных проектов и программ модернизации.

Основными препятствиями развитию промышленности и частного сектора являются их глубокая технологическая и организационная отсталость, что обуславливает низкую производительность труда. Потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках. Такая ситуация генерирует чрезмерно высокие инвестиционные риски в обрабатывающих отраслях, что естественным образом снижает инвестиционную привлекательность этого сектора экономики, а значит тормозит масштабный инновационный процесс.

В рамках инновационной политики перед государством стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействуя интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки и разработок, устранения организационной и технологической разобщенности оборонного и гражданского секторов промышленности.  В таком контексте основными препятствиями расширения инновационной активности предприятий являются:
     -неразвитость системы технического регулирования, как системного механизма стимулирования инноваций;
     -низкий уровень менеджмента на предприятиях и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация и непрозрачность компаний. Недостаточный масштаб и эффективность ориентированной на реальный условия системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов промышленности;
     -избыточность и нерациональная организация государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, нескоординированность действий по его модернизации. В этих условиях продукция отечественных предприятий проигрывает продукции большинству иностранных производителей по критерию цена/качество. Устранение рассмотренных выше препятствий повышения инновационной активности как средства использования конкурентных преимуществ страны, связанных с ее интеллектуальным потенциалом, требует формирования на государственном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов благоприятных условий поддержки инноваций, разработки и реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер (включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенно-тарифную и внешнеэкономическую политику и пресечение недобросовестной конкуренции и др.), направленных на стимулирование инновационной активности производителей, более широкое внедрение в производство наукоемких технологий.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения инновационного развития в Узбекистане

 

3.1. Узбекистан: инновационный тип развития

 

В нашей стране в последние годы вопросам инновационной активности и создания четко очерченной инновационной системы уделяется все большее внимание. В качестве небольшого отступления стоит упомянуть, что в целом экономическое развитие страны осуществляется в соответствии с провозглашенным Президентом Узбекистана принципом централизованного регулирования, реализующимся через государственную политику. Значимый элемент этой политики – переход к инновационному типу развития, в том числе это касается и научно-технологической области. Так, в докладе на заседании Кабинета Министров 29 января 2010 года важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2010 года было определена политика дальнейшего углубления структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны, включающая высокие темпы модернизации, технического и технологического обновления производства, расширение выпуска наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе ориентированной на экспорт. Выбранная стратегия подтверждает безусловный факт, что Узбекистан выбрал инновационный путь развития экономики.

Следующий важный документ – постановление Президента Республики Узбекистан № 916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008 года, которым открываются реальные возможности для развертывания масштабных работ по активизации инновационной деятельности, усилению интеграционных процессов между наукой и производством. Тем самым государство провозглашает, что повышение уровня производительных сил и благосостояния нации связано не только с реализацией своих природных, но и интеллектуальных ресурсов. 

В этом отношении Узбекистан, безусловно, имеет большие возможности, поскольку страна сумела сохранить свой научный потенциал: уровень и объем научных исследований, проводимых научными организациями при поддержке государства, достаточно высок, что является одним из наиболее ценных наших достояний. Однако следует учесть, что в научной, а особенно в научно-технической сфере рыночный подход подразумевает такую организацию процесса, при котором научные результаты трансформируются в наукоемкую конкурентоспособную продукцию или технологию. К сожалению, этот процесс «буксует» по целому ряду причин, рассмотрение которых займет слишком много места. Отметим главное – это неразвитость, а зачастую отсутствие элементов и механизмов их взаимодействия, составляющих основу инновационной системы. (Для утешения заметим, что такие причины объективно присутствуют в большинстве постсоветских государств.) Обеспечение инновационного процесса на практике происходит при наличии инновационной среды и инфраструктуры, которую нам еще предстоит совершенствовать. Пожалуй, говорить о целостной инновационной системе в Узбекистане пока рано. 

В настоящее время в стране ведется исследование и дискуссия о том, какой должна стать национальная инновационная система. 
Нам представляется, что национальная система Узбекистана должна представлять собой как минимум трехуровневую структуру: 
– высший уровень, представленный например, Олий Мажлисом, Министерством экономики, Комитетом по координации развития науки и технологий Кабинета Министров, где должны разрабатываться государственная политика и программы развития; 
– уровень исполнительный – организации, министерства и ведомства (например, Госкомимущество, Министерство финансов, крупные корпорации и т.п.), которые разрабатывают на своем «ведомственном» или «отраслевом» уровне мероприятия по исполнению государственных программ;
– третий уровень, включающий непосредственно инфраструктуру, генерирующую, финансирующую и поддерживающую инновационную деятельность (вузы, научные институты, технопарки, производственные предприятия, фонды, малый и средний бизнес и т.д.). 
Вне зависимости от выбранной «модели» или «контура» НИС следует отталкиваться от нескольких основополагающих моментов. Формирование инновационной системы должно ориентироваться на приоритетные задачи экономического развития страны, особенно с позиции устойчивого развития, экономической безопасности и технологической независимости. Четко обозначенный вектор развития позволяет сосредотачивать ресурсы на основные цели. 

Система, в которой инновации не будут «ожидать» своего часа, а максимально эффективно будут использоваться обществом, должна включать несколько компонентов:

-законодательный массив, регулирующий все возможные аспекты инновационной деятельности;
-инвестиционно-финансовый блок, который обеспечивал бы финансовую поддержку инноваций на каждом этапе жизненного цикла, особенно для посевного и стартового этапов;
-государственную поддержку в виде особых льгот и преференций для рисковых проектов и программ, государственные заказы и закупки;
-информационное обеспечение инновационной деятельности, включая создание актуализированных баз данных проектов;
-создание поддерживающей инфраструктуры и сети трансфера технологий как на уровне отдельных предприятий и организаций, так и на общереспубликанском уровне;
-подготовку кадров по различным аспектам инновационной деятельности и технологического менеджмента;
-формирование экспертного сообщества, предоставляющего различные услуги в области технологий и менеджмента;
-общественную осведомленность или просветительскую деятельность по формированию инновационно-ориентированного общества. 

Каждый из этих элементов является, говоря языком математики, необходимым, но недостаточным условием. То есть одновременное их формирование позволит создать ту самую инновационную «окружающую среду», вне которой инновационная система не может существовать.

3.2. Инновационное развитие экономики - путь к прогрессу

Целью всех масштабных экономических преобразований, осуществляемых по инициативе Президента Ислама Каримова, является дальнейшее укрепление национальной экономики и ее высокого статуса на мировой арене с целью повышения благосостояния нашего народа, в первую очередь за счет организации и расширения производства наиболее востребованной в стране и мире продукции, отличающейся самым высоким качеством. Особенно актуальна эта задача сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Ее выполнение является важнейшей частью разработанной главой нашего государства и реализуемой Антикризисной программы. Один из ключевых приоритетов программы – ускоренная модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий, что позволит не только смягчить воздействие мирового кризиса на экономику Узбекистана, но и открыть новые перспективы для ее интенсивного развития в будущем.

Гарантией этого является запас прочности национальной экономики, созданный на основе реализации собственной модели поэтапного развития – политики, определенной главой государства с первых лет независимости. Ее мудрость и правильность доказаны временем и подтверждены на практике. Крепкий фундамент для углубления процесса реформ составляют не только разнообразные природные ресурсы, которыми в большом количестве располагает страна, огромные производственные мощности, научно-технический, кадровый потенциал, но главное – их умелое и эффективное использование. В результате в 2008 году , во время кризиса– на фоне происходящего во многих регионах планеты экономического спада – темпы роста ВВП нашей страны составили более 9 процентов, промышленного и сельскохозяйственного производства – соответственно 12,7 и 4,5 процента, устойчиво развивались и другие отрасли экономики. Созданы максимально благоприятные условия для привлечения и освоения иностранных инвестиций. За последние два года их объем вырос более чем в 2,5 раза. Примечательно, что внешнеторговый оборот в прошлом году увеличился на 21,4 процента, при этом в структуре экспорта продолжает расти доля готовой продукции.

Всего этого мы смогли добиться во многом благодаря освоению новых современных технологий и методов производства, расширению его локализации, более широкому использованию местного сырья, что сокращает ресурсные затраты на выпуск продукции, а значит – снижает ее себестоимость и также повышает конкурентоспособность.

На производство именно такой, экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, по качеству способной успешно конкурировать на мировых рынках, нацелены представленные на ярмарке свыше 600 лучших технологий и разработок, созданных в последнее время в более чем 120 научных организациях и вузах республики. Они имеют важное значение для решения актуальных проблем развития экономики и социальной сферы страны и предназначены для реализации в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и фармацевтике, в области ИКТ, в науке и образовании.

Как подчеркнул президент Академии наук Узбекистана Ш.Салихов, глава нашего государства уделяет большое внимание развитию отечественной науки. Благодаря такой постоянной поддержке растет отдача от инновационной деятельности ученых, укрепляется взаимовыгодная связь науки и производства, что является одной из основ создания инновационной экономики – самой стойкой в условиях рынка, особенно во время мирового экономического кризиса.

3.3. Роль государства во взаимодействии науки и частного сектора и механизмы их реализации

 

Государство играет важную роль во взаимодействии науки и частного сектора. Его деятельность должна базироваться на понимании того, что государство не обладает ни компетентностью частных компаний в области рынка, ни компетентностью научных организаций в области исследований, и не может заменить их. Поэтому оно должно выступать в качестве посредника, оказывающего содействие образованию партнерств посредством материального стимулирования, поддерживающего существующие инициативы и работающего над совершенствованием юридических условий.
Политика государства должна быть направлена на:
     -разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения участия частного сектора в генерации знаний, инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности и введение ее в хозяйственный оборот.
     -создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и частных организаций.
     -развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала науки.
-развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
     -реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:
     -прямое финансирование;
    -предоставление индивидуальным изобретателям, малым внедренческим и частным предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
     -создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
      -создание сети технополисов, технопарков, частных НИИ и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:
а) содействие повышению инновационной активности в частном секторе, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
г) содействие развитию инновационной деятельности, межрегионального и международного трансфера технологий, международного инвестиционного сотрудничества.

Создание системы генерации знаний и стимулирования деловой активности частного сектора, в рамках которой могут быть выявлены и реализованы проекты и программы создания конкурентоспособных товаров и услуг, должно быть сегодня основной целью инновационной политики.
Основными задачами активизации инновационной деятельности в научно-технической и частном секторе являются повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг, диверсификация и совершенствование структуры производства и экспорта, использование передовых производственных технологий.

Под использованием передовых производственных технологий следует понимать их внедрение и промышленную эксплуатацию. Внедрение новых методов производства может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.

Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики страны. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью:
     - снижения затрат;
     - обеспечения повышения качества услуг
     - совершенствования механизма их предоставления.
Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.
В Узбекистане данный механизм до конца еще не сформирован.

На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного сектора и общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки.
     -Во-первых, присутствие на внутреннем рынке импортной продукции существенно изменило стандарты как потребительского, так и инвестиционного спроса, приблизило их к уровню развитых стран. Ценовая конкурентоспособность товаров и услуг местных предприятий - уже недостаточное условие сохранения их позиций даже на внутреннем рынке.
     -Во-вторых, вовлечение Узбекистана в процессы глобализации не оставляют отечественным организациям надежд на сохранение существенных защитных и преференциальных мер поддержки, позволяющих существовать вне международной конкуренции. Это заставляет бизнес активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения специфических конкурентных преимуществ в рамках глобальной конкуренции.
     -В-третьих, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, существенное улучшение правовой базы, в том числе инновационной деятельности, заявленные правительством программы мероприятий по развитию науки и образования, позволяют игрокам на поле высокотехнологических бизнесов чувствовать себя более уверенно.

Наличие указанных предпосылок дает основание полагать, что рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности позволит эффективно использовать преимущества, связанные со образовательным и научно-техническим потенциалом для обеспечения конкурентоспособности не сырьевых секторов экономики.

Обеспечение расширенного воспроизводства знаний как первый этап инновационного цикла. Реализация данного этапа требует сбалансированного решения двух задач:
     -сохранение и развитие системы базовых институтов и научного сообщества (среды), необходимых для генерации знаний;
     -выбор и поддержка прорывных направлений в науке.
Ниже приведены основные принципы и инструменты реализации этих двух направлений.

 

Сохранение и развитие среды генерации знаний.
Основными принципами реализации задачи сохранения и развития среды генерации знаний являются следующие:
      -сохранение или увеличение доли ресурсов на поддержку «среды» в общем объеме финансирования научно-технической сферы;
     -выделение ресурсов должно быть обусловлено реструктуризацией научных организаций, направленной на поддержку наиболее эффективных структур, омоложение персонала;
     -создание условий и стимулирование интеграции научной сферы и частного сектора.

 

Инструменты сохранения и развития среды генерации знаний:
     -разработка нормативной правовой базы, ограждающей государственные и общественные научные организации от недобросовестных и необоснованных структурных и институциональных преобразований;
     -содействие обеспечению научных организаций всех типов собственности современной приборной базой и оборудованием, в том числе за счет создаваемой сети центров коллективного пользования, высвобождающимся при закрытии неперспективных институтов и научных направлений (выделение бюджетных средств на закупку современных приборов и оборудования);
     -поддержку научных школ, молодых ученых (выделение специальных грантов на поддержку научных школ);
     -реформирование системы научных организаций путем концентрации ресурсов в ведущих научных сферах.

 

Инструментами реализации приоритетов могут являться:
     -развитие системы целевого финансирования научных приоритетов через специальные структуры (фонды);
    -стимулирование участия в работах на прорывных направлениях корпоративной науки и научно-технических подразделений крупных промышленных предприятий и объединений;
     -стимулирование участия частного сектора в финансировании генерации знаний.

 

Модернизация производства на основе инноваций

Основными принципами модернизации производства, ориентированной на инновационное развитие, являются следующие:
     -государство, частный сектор и наука совместно формируют и реализуют научные и инновационные проекты, участвуя в них доступными им ресурсами;
     -поддерживаются процессы интеграции частного сектора и научной сферы в рынок через создание малых совместных предприятий или участие в них;
     -стимулируется развитие малых высокотехнологичных компаний, формирование новых промышленных собственников из числа успешных менеджеров, предпринимателей и ученых.

Необходимо отметить, что модернизация производства не подразумевает обязательного создания каких-то новых отраслей. В настоящее время частный сектор Узбекистана вряд ли еще может себе это позволить. Целесообразно сконцентрировать усилия в тех областях, где новые технологии, внедрение научных результатов могут сыграть роль мощного катализатора.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На современном этапе развития человеческого общества происходит
формирование новой глобализирующейся модели мира, важнейшей характеристикой которой стало усиление его взаимозависимости.

Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов
мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового
хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Глобализация - это многосторонний процесс взаимосвязывания
структур, культур и субъектов в мировом масштабе, процесс, размывающий географические границы, интенсифицирующий общественные отношения.

Процесс глобализации на современном этапе функционирования мировой экономики характеризуется следующими свойствами: качественно
новым уровнем интегрированности, целостности и взаимозависимости мира; объективным усилением проницаемости межгосударственных границ;
резким возрастанием объемов и интенсивности трансгосударственных,
транснациональных потоков капиталов, информации, услуг и человеческих
ресурсов; усилением роли вне государственных и надгосударственных регуляторов мировой экономики; форсированным экспортом моделей демократического государственного устройства и принципов рыночного хозяйствования; развитием экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира до такого уровня, на котором становится возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого мирового правого поля и мировых органов экономического и политического управления; выходом интересов национальных хозяйственных субъектов за национально-государственные рамки; решением национальных частных экономических проблем с учетом мировых хозяйственных интересов и мобилизации мировых ресурсов; взаимозависимостью экономической ситуации в развитых и развивающихся странах.

Решающую роль в функционировании мировой экономики на современном этапе ее развития играют транснациональные корпорации и банки, наднациональные финансовые органы.

В условиях глобализации происходит значительное перераспределение функций государств (экономических, социальных, политических), это
связано с тем, что ранее государство рассматривалось как единственный
субъект процесса мировой экономики, в современных же условиях государство является лишь одним из трех основных субъектов процесса глобализации (ТНК, международные организации, государство).

Основными задачами государства в процессе глобализации является
обеспечение его полноправного участия в международных экономических
организациях, защита интересов отечественного бизнеса на зарубежных
рынках, создание благоприятного климата для привлечения иностранных
инвестиций и т. д.

Узбекистан в условиях глобализации должен сформировать систему отношений, в которой все хозяйствующие субъекты пользуются равными правами, а их деятельность направлена на достижение не
только частных и корпоративных интересов, но и национальных.

В процессе глобализации все больше внимания уделяется взаимодействию с международной системой, что требует учета национальных интересов других государств, международных организаций и транснациональных компаний, при реализации стратегии экономического развития Узбекистана.

Создание инновационной стратегии развития государства, конкурентоспособной на современном этапе процесса глобализации является его основной целью и обеспечивает устойчивое развитие страны и высокое качество жизни ее населения. Для реализации инновационной стратегии раз вития государства необходимо решение следующих основных задач: по строение национальной инновационной системы (НИС), как эффективной
модели распространения и использования знаний, их воплощения в новых
продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества; формирование благоприятной для инноваций экономической и правовой среды; модернизация производственно-технологического и интеллектуального потенциала, обновление основного капитала на основе технологических инноваций.

Главной целью инновационной стратегии развития государства является создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой
конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых,
безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и на этой основе -
развитие экономики страны. Достичь этого можно, основываясь на следующих принципах: признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной в условиях глобализации; максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства; эффективное использование прежде всего собственного научно-технического потенциала государства и проведение структурных изменений в научно-технической сфере; усиление инновационного потенциала научно-технической сферы за счет ее структурного ре формирования, создания эффективных инновационных структур; оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов; создание равных стимулов инновационной и производственной деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; максимальное привлечение средств отечественных предприятий, предпринимателей и банков для реализации инновационных проектов; поощрение зарубежных инвестиций в инновационные проекты, обеспечивающие расширение производства конкурентоспособной продукции, проведение гибкой таможенной политики; активная роль государства в создании экономико-правовых условий и рыночных механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор социально экономического развития государства.

Стратегия развития экономики Узбекистана в условиях глобализации, на
мой взгляд, будет строиться в зависимости от внешних и внутренних условий и факторов. Вне зависимости от варианта стратегии развития Узбекистана в условиях глобализации поддержание конкурентоспособности экономики страны и обеспечение стабильного ее экономического роста возможно лишь при реализации инновационного развития экономики Узбекистана.

Реализация рассмотренной модели инновационного развития экономики Узбекистана позволяет сформулировать основные ее приоритеты: создание системы налоговых стимулов для повышения инновационной активности; стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов; поддержка регионов по созданию региональной инновационной системы с
выделением бюджетных грантов; создание отраслевых фондов прямых инвестиций; формирование единой государственной системы учета результатов научно-исследовательской, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                  Каримов И. А Заседание Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященное итогам социально-экономического развития республики в 2010 году и важнейших приоритетах устойчивого развития экономики в 2011 году. // Правда Востока. 30.01.2010 г.

2.                  Каримов И. А  Модернизация страны и построение гражданского общества – наш главный приоритет. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлис РУз. Т. - «Узбекистан», 2010

3.                  Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Т.: Узбекистон, 1997 г. -318 с.

4.                  Абалкин Л. И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения Л. Абалкин. Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000.
Алле Морис. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста /М.Алле. Эмпирическая очевидность. М.: ТЕИС, 2003.

5.                  Аньшин В. М., Дагаев А. А. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие /Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева 2-е изд., перераб., доп. М.: Дело, 2006.

6.                  Афонцев Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты. Афонцев Мировая экономика и международные отношения. 2001. 5. 65-

7.                  Беспалов М. В. Национальное государство как субъект глобализации в условиях трансформации социально-экономической системы: Автореф. дис.... канд. эконом, наук /М. В. Беспалов. -Тамбов, 2006.

8.                  Васильев В. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики. /В. Васильев// Лесн. вестник. 2001. №4.

9.                  Глобализация и рост в XX веке. Доклад МВФ, 2000.
Глобализация и судьба цивилизаций. М.: МФК, 2003.
Делягин М. Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М. Г. Делягин. М., 2000. 287.

10.             Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. М.: РАГС, 2000.

11.             Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами: Сб. науч. тр. Н. Новгород, 2002. 314 с.

12.             Инновационные технологии управления мотивацией персонала  как проблема современного менеджмента. Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 92–97

13.             Кудров В. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика /В. Кудров// Консультант директора. 2004. 2 1 С 2-10.

14.             Макарян А. Социально-экономические проблемы глобализации мирохозяйственных отношений: диагноз и прогноз. А. Макарян. М.: Центр образовательной литературы, 2002.

15.             Некипелов А. Д. Процесс глобализации и выбор странами СНГ сценариев социально-экономического развития А. Д. Некипелов Общество и экономика. 2002. 2.

16.             Финансовая глобализация Финансы. 2001. Jo 1.

17.             Экономическая теория: Макроэкономика 1, 2: Учебник /Под ред. Г. П. Журавлевой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 934.

18.             http://www.gov.uz/ru/cmenu.scm?cname=others

19.             http://www.versii.com/telegraf/print.php?id=2846

20.             http://www.ut.uz/rus/obrazovani

21.             http://stat.uz/

 


 

 

 

35

 

Информация о работе Глобализация инноваций и стратегии государства