Германская модель социально рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Германия расположена в Центральной Европе, где сходятся важнейшие торговые и транспортные артерии мирового значения

Содержание

1. Введение ……………………………………………….. 2
2. Основная часть…………………………………………3
а) экономическая политика государства………………….11
б) демократия (местное самоуправление)………………...12
в) финансы…………………………………………………..12
3. Заключение……………………………………………...15
а) политическая реформа…………………………………..15
б) экономическая реформа…………………………………15
4. Список используемой литературы…………………...16

Работа содержит 1 файл

Германская модель социально рыночной экономики.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

населения и насыщение рынка товарами производственного  и

потребительского  значения. Правда, ситуация в старых и новых землях

неодинакова.

В настоящее  время Германия прочно удерживает ведущее  место во

внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим  историческим

фоном российско-германских отношений. Они  стали активно развиваться с

начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики

глубоких  экономических реформ. Новый импульс  экономическому

взаимоотношению двух стран был дан процессом  индустриализации в России. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года советское руководство по

политико-идеологическим мотивам не допускало прямых иностранных

инвестиций на своей территории, в том числе в форме совместных

предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется коренным образом

- к началу 1992 года на территории бывшего  СССР было зарегистрировано

около 800 СП с участием германского капитала.

Экономическое положение бывшей ГЕРМАНИЯ в результате создания валютного, экономического и социального союза и объединения с ГЕРМАНИЯ оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале. Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населения.

Чтобы полностью интегрировать экономику  бывшей ГЕРМАНИЯ с западными землями и выровнять развитие двух частей Германии нужно инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно, что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло. Вместе с тем

определенное  оживление предпринимательской  активности в отдельных

сферах  экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было приватизировано

около 3400 госпредприятий различного профиля, большая часть из которых

была  передана в распоряжение средних  и мелких фирм. Практически

завершена приватизация розничной торговли и  сферы общественного

питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном производстве,

издательском  деле и т.п. Но в целом же к середине 1991 года ситуацию в

экономике новых земель следует признать крайне сложной. По оценка ряда

экспертов, она достигла критической точки. По-прежнему отсутствует

конкурентоспособная продукция, нет современного производственного

оборудования, объем инвестиций недостаточен. Чрезвычайно высок уровень

безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГЕРМАНИЯ в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5 млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в 1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве - соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом. Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности. Резко сократилось производство металлов.

Причина такого сокращения - резкое падение  на национальные

потребительские товары.

Оценивать перспективы развития отдельных  отраслей промышленности

восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но определенные

тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом необходимости развития

всего хозяйства относительно успешно  должны развиваться следующие сферы экономики:

- отрасли,  связанные со стройиндустрией,  только если они перестроят

свое  производство в соответствии с требованиями спроса и качества;

- фирмы,  которые с открытием границ  начали специализироваться на  спрос

мирового  рынка, например, отдельные фирмы  по производству

специального  оборудования, точной механики и оптики.

Как относительно плохие следует рассматривать перспективы развития в

следующих отраслях:

- отрасли,  производящие крупные серии стандартизированных  изделий, где

велика  доля затрат на заработную плату, такие  как текстильная

промышленность, производство одежды, обуви, игрушек;

- химическая  промышленность, где себестоимость  продукции на 30%

превышает мировой уровень, так в отрасли  сильно устаревшее

производственное  оборудование;

- производство  стали, где были выведены из  производства неэффективные

доменные  печи и которое только с помощью западных инвесторов может быть модернизировано и конкурентоспособно.

В конце 1991 года пять ведущих экономических  институтов ГЕРМАНИЯ впервые со дня  объединения Германии констатировали стабилизацию экономического развития в новых землях. Таким образом, в течении 1992 года экономика Восточной Германии должна была преодолеть низшую точку спада.

 

Государственные финансы и кредитно-денежная система является важнейшим элементом сферы обращения экономики страны.

Система государственных финансов включает в себя бюджет центрального правительства; бюджета местных органов власти; специальные фонды, примыкающие к бюджетам; финансовые ресурсы государственных предприятий. Бюджетное перераспределение финансовых ресурсов является важным инструментом влияния государства на формирование всей структуры финансовых потоков в экономике. Смысл социальной рыночной экономики - увязать принцип свобода на рынке с принципом социальной сбалансированности. Правительство Германии в качестве своей задачи провозгласило стремление к снижению уровня государственного капитала в экономику. Был проведен пересмотр структуры расходов и налогов. Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Расходы бюджета на социальное обеспечение населения осуществляется в рамках как программ социального страхования, так и социального вспомоществования. По первому виду программ средства формируются за счёт целевых налогов - социальных взносов, выплачиваемых лицами наёмного труда и работодателями. Таким образом, в рамках бюджета формируются специальные фонды социального страхования. За их счёт финансируются выплата пенсий по старости, медицинское страхование, пособие по безработице. Социальное вспомоществование представляет собой программы помощи малоимущим слоям населения. Они финансируются за счёт общего объёма налогов. Основным видом дохода государственного бюджета являются налоги (до 90%). В германии действует довольно обширный арсенал торгово – политических средств, регулирующих импорт товаров. Таможенное обложение импорта существенно различаются по отдельным группам товаров. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых заинтересованы страны ЕЭС, таможенные пошлины или отсутствуют, или их уровень незначителен. По отдельным изделиям пошлины выше, но все равно различаются по товарным группом. В целом средний уровень таможенного импорта относительно невелик. Помимо таможенных пошлин, импорт регулируется законодательством и административными нормами и процедурами. 
Налоговая система Германии характеризуется наличием многочисленных видов (около60) прямых и косвенных налогов. Доля налогов в валовом национальном продукте Германии составляет примерно 23%. Согласно Основному закону существующие в стране налоги подразделяются на федеральные, земельные и общинные. Имеются также ряд других налогов, которые поступают одновременно в определенном соотношении в бюджеты федерации и земель. Налоговая система федерации, земель общин имеет соответствующую правовую базу. Налоговая система распространяется на все филиалы иностранных компаний и на фирмы с участием иностранного капитала. Среди всех существующих в стране налогов можно выделить группу основных, прямых и косвенных. К ним относятся следующие:

  • подоходный налог. Этот налог взимается с физических лиц. По существу, он включает в себя два вида налогов: налог на заработную плату и налог с капитала. Подоходный налог является основным налогом Германии. На него приходится свыше 40% подоходной части государственного бюджета. Предельная ставка подоходного налога – 53%, до этого времени она составляла 50%. Ставка налога на доходы от капитала составляет 25%.
  • Налог на корпорации или корпоративный взимается с прибыли юридических лиц. Для нераспространенной прибыли федеральная ставка корпоративного налога составляет 50%, а на распределенную в различных формах прибыль – 36%.
  • Промысловым налогом облагаются не результаты деятельности физических и юридических лиц, а капитал и доход предприятия как субъекта хозяйства, функционирующего на данной территории. Им облагаются все предприятия в данной местности, за исключением сельскохозяйственных и ремесленных.
  • Поимущественный налог. Этим налогом облагается так называемая стоимость имущества, то есть суммарная оценка всех элементов недвижимости и движимого имущества, с которого извлекается прибыль. От взимания поимущественного налога освобождаются владельцы участий в компаниях, если их доля не превышает 10%.
  • Налог на добавленную стоимость, налог с оборота. Этим налогом облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг.
  • Поземельным налогом облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодий. Диапазон ставок налога – 0,6 – 3,1%

Налогоплательщики Германии представляют финансовым органам  декларации, как правило раз в  год, после окончания финансового  года. На основании декларации налоговые органы представляют требования об уплате налогов. Налогоплательщик выплачивает налог авансом четырьмя квартальными взносами на базе налоговой декларации за предыдущий взнос. В связи с экономическим и благоприятным географическим расположением в центре Европы, Германия является одной из самых динамично развивающихся Европейских государств.

Усилилось обложение как косвенными, так  и прямыми налогами. В последние  годы приостановилась тенденция  к сокращению доли косвенных налогов  в общем объёме налоговых доходов  бюджета. Она составляет 30-35% всех налоговых  сборов Германии. Резко возросли взносы на социальное страхование. Доля этого налога в налогообложении Германии достигает до 35-36%. В Германии налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.

 

                             Экономическая политика государства.

 

Правительство может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход коньюктуры. Закон о стабильности дает ему возможность которая получила название "волшебного четырехугольника": высокая занятость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики. Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению такое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам в несколько сот процентов. Государственная коньюктурная политика всегда оказывает посредственное воздействие на количество денег, а инструменты как правило представляет собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом случае важно их антициклическое применение. Во времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и не популярная мера, ведет к «отсасыванию» денег из экономического круговорота, в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются.

 

                                        

 
 

                                                   Демократия (местное самоуправление)

 

Переплетение  между федерацией, землями и коммунами  в Германии настолько тесно, что появилось понятие «федерализма с прожилками». Коммуны могут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, и задачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные на них федерацией. Это строительство и содержание школ, канализация или организация дел в области охраны общественного порядка, социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемы культуры от краеведческого музея до оперы. К числу главных методов налогового регулирования относятся:

1. понижение  или повышение общего уровня  налогообложения (ставки прямого  индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов)

Информация о работе Германская модель социально рыночной экономики