Геополитическое положение РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Геополитика— наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений.
Геополитическое развитие стран и регионов в последнее десятилетие стало объектом повышенного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей в силу тех кардинальных изменений, которые произошли на политической карте Европы в 1990-х гг.

Работа содержит 1 файл

геополитика РБ.docx

— 23.67 Кб (Скачать)

Геополитика— наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений.

Геополитическое развитие стран  и регионов в последнее десятилетие  стало объектом повышенного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей в силу тех кардинальных изменений, которые произошли на политической карте Европы в 1990-х  гг.

Республика Беларусь, которая  геополитически относится к наиболее динамично развивающемуся региону  Центральной и Восточной Европы, находится в поиске оптимальной  формы геополитической идентичности. Вот почему важно не только оценить  ныне существующее, но и спрогнозировать  ее последующее геополитическое  развитие.

Любое государство в своем  развитии учитывает природно-климатический  и экономический потенциал, способный  сформировать особый уклад жизни  того или иного общества. Однако, как отмечал В. де ля Бланш, государство как таковое — это результат не только природной деятельности, но в большей степени продукт исторического развития самого человеческого общества. Оно формируется в процессе взаимодействия социальной и природной среды, и от того, насколько активно социальная среда будет воздействовать на природную, зависит экономическая мощь и процветание государства.

Географическая среда  создает условия для пространственного  существования государства, политика же заставляет его динамично развиваться, и двигаться во времени, наделяя такими временными и историческими категориями, как прошлое, настоящее, будущее. Политика, формирует ценности, идеи и универсальный смысл самого существования государства и того народа, который живет в нем.

Политика может не только представлять собой борьбу за власть и управление государством, но и  выражаться во внутренней и внешней  активности населения страны. Американский ученый Н. Спикмен отмечал важность социально-психологических характеристик населения (политическая и государственная воля, социальные предпочтения и желания, идеи и ценности) в формировании внутренней политики государства. Бесспорно, географическое положение страны играет важную роль в ее экономическом и социальном развитии, однако политический потенциал определяет стратегию ее внутреннего и внешнего развития, ее силу и значение на международной арене. Таким образом, взаимодействие природных, социальных и политических факторов формируют геополитическую картину государства.

Беларусь по своему географическому  положению находится в срединной  части Европы. Территория ее компактная: протяженность с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке — с Российской Федерацией (протяженность границ — 990 км), на юге — с Украиной (975 км), на западе — с Польшей (399 км), на северо-западе — с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км.

Беларусь — внутриконтинентальная  страна, одна из 37 стран мира, которые  не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем.

В геополитическом аспекте  Беларусь является страной, находящейся  на стратегическом перекрестке: на пересечении  транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил  — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также  активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север—юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси — жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и  Европой и по этой причине любая  попытка получить дополнительную прибыль  за счет увеличения транзитных сборов способна привести к смещению основных транспортных потоков на территории стран Балтии и Украины. Это касается и российских энергоносителей, малейшее удорожание транзита которых по нашей  территории способно привести к осложнениям  в отношениях не только с Россией, но и с потребителями российских энергоносителей в Прибалтике и  Европе (в частности, с Польшей, ФРГ).

Являясь транзитным коридором  на пути в Европу, Беларусь также  сталкивается с проблемой нелегальной  миграции из стран третьего мира и  государств СНГ (около 140—180 тыс. человек  ежегодно). В результате состоявшегося в 2004 г. расширения Европейского союза западная и северо-западная границы республики превратились в последнюю преграду для желающих нелегально попасть в европейские страны, что способно увеличить поток нелегалов из беднейших стран мира на территорию Беларуси. Многие из них, не сумев преодолеть последний барьер, пожелают остаться в нашей стране, что в дальнейшем может нарушить межэтническую и межконфессиональную стабильность республики, которая до настоящего времени считается одним из наиболее ценных геополитических ресурсов белорусского государства.

Немаловажен для республики и демографический фактор. Значительное уменьшение общего уровня рождаемости  и старение населения могут впоследствии стать причиной нехватки трудовых ресурсов и обусловить необходимость привлечения  их извне.

Объективная реальность геополитического положения  Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Однако по причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58 %), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). Общие исторические и социокультурные корни также стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

Обретенная в 1991 г. политическая самостоятельность Республики Беларусь предоставила возможность расширить  векторы внешнеполитических отношений. Радикальные социальные и политические преобразования, затронувшие Республику Беларусь, обусловили популярность геополитических  концепций ее развития в качественно  изменившихся геополитических условиях (распад СССР, создание СНГ, расширение НАТО и др.). И если в первой половине 1990-х гг. геополитическое позиционирование Беларуси происходило в условиях обретения суверенитета и политической независимости, то начиная со второй половины 1990-х гг. страна все активнее стала претендовать на более весомую  геополитическую роль на постсоветском  пространстве.

Наиболее динамично развивающиеся  интеграционные процессы между Беларусью  и Россией приходятся на вторую половину 1990-х гг., когда российское направление  стало приоритетным во внешней политике нашего государства. Это обусловлено следующими факторами:

— необходимостью ослабления кризиса в СНГ путем перехода к двусторонней модели сотрудничества как более перспективной форме интеграции;

— повышением статуса России в условиях расширения НАТО и разрыва «санитарного кордона» вокруг нее;

— практической необходимостью создания «славянского союза», идея которого была особо привлекательной для славянских народов на постсоветском пространстве.

Нельзя не отметить, что  развитие интеграционных процессов  в России и Беларуси в конце 1990-х  гг. вписывалось и в общий контекст российской геостратегии, так как «для Москвы постсоветское пространство в целом и СНГ, в частности, остается ареной соперничества, конкуренции и даже борьбы с другими геополитическими факторами (США, ЕС, КНР, Ираном, Турцией,..) в условиях углубления глобализации».

Анализируя геополитическое  состояние республики, можно отметить, что в 1990-е гг. Беларусь была поставлена перед фактом независимости и  вынуждена была в соответствии с  этим моделировать собственную геополитическую  концепцию. Еще не имея самостоятельной  стратегии геополитического развития, республика активно начала реанимировать  разорванные связи с Россией, переводя это сотрудничество в плоскость  своего основного геополитического вектора. Данный процесс был наиболее интенсивным в 1994—2000 гг. и принес Беларуси в первую очередь экономические  выгоды (относительно низкие цены на сырье  и энергоносители, снятие таможенных барьеров, использование огромного  внутреннего рынка России и др.), что позволило уже к 2001 г. восстановить дореформенный (1990 г.) объем промышленного производства. Существует мнение, что активная геополитическая интеграция Беларуси и России в 1990-е гг. была выгодна в первую очередь Беларуси и прежде всего ее политическому руководству. Но, как отмечает известный российский политолог Н. Нарочницкая, «...на самом деле Союз нужен больше России, чем Белоруссии. Белоруссия — недостающий элемент мозаики, который Запад выкладывает от Прибалтики до Черного моря».

С начала нового тысячелетия  в республике начала разрабатываться  стратегия национального возрождения. С этого периода Беларусь начинает позиционироваться как отдельный  геополитический субъект, обладающий собственной внешнеполитической волей  и позицией, самостоятельно определяющий внутреннюю и внешнюю политику. Началось активное формирование государственной  идеологии, основанной на консолидации общества вокруг национальной идеи возрождения.

В сложившейся геополитической  ситуации нельзя не выделить позицию  Беларуси в западном направлении. Для  Беларуси как европейского государства  вхождение в европейское цивилизационное  пространство означает интеграцию в  мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества.

Учитывая складывающееся геополитическое положение, Беларусь пытается искать поддержку у новых  стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей  товарной продукции и получения  инвестиций (Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Ливан, Сирия, Иран). Эти государства  не вмешиваются во внутренние дела республики и способны увеличивать  взаимный товарооборот.

Геополитическое положение  Беларуси диктует необходимость  поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только с Россией и другими странами СНГ, но и с государствами Европейского союза. Однако недостаточно высокий  уровень производства наукоемкой продукции  в Республике Беларусь и структура  экспорта в значительной степени  ограничивают возможность проведения многовекторной внешней политики на современном этапе.

В белорусском обществе к  настоящему времени нет и единого  мнения в отношении активизации  белоруско-российского сотрудничества . В условиях установления Россией «справедливой» (скорее высокой, чем низкой) цены на энергоносители общественное мнение в республике способно существенно склониться в сторону западноевропейского вектора.

Если же российское политическое руководство будет по-прежнему культивировать прагматическо-олигархический подход в отношении Беларуси, коррекция  «многовекторности» политическим руководством республики вполне реальна.


Информация о работе Геополитическое положение РБ