Функции рынка. Виды рынка и их взаимность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Содержание

содержания
Введение…………………………………………………………………………………………...3
1.Понятие рынка………………………………………………………………………………..4
2.Функции рынка…………………………………………………………………………………5
3.Недостатки рыночного механизма……………………………………………………....6
4. Принципы функционирования……………………………………………………………..7
5.Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости…………………………9
6. Виды рынка и их взаимность………………………………………..............................10
7. Конкуренция на рынке……………………………………………………………………...14
8.Роль рынка труда……………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………………17
Литература

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Они — предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие —спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма — конкуренция. Она обеспечивав максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невиди­мой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономичес­ких регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.

 

 

 

5. Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости.

 

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

• маржинального (предельного) анализа;

• издержек альтернативного выбора:

• экономической рациональности.

На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которое решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется плав­но. Это обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказыва­ет существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спро­са. В условиях совершенного рынка, когда имеет место большой и регулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов, каждый из них за­нимает бесконечно малый удельный вес. Маржинальный подход как бы обеспечи­вает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает воз­можности возникновения резких колебаний спроса и предложения: поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями и потребителями.

Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного вы­бора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связан­ных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант, который дает хотя и минимальный, но гарантированный доход. Принцип из­держек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эф­фективное применение имеющимся ресурсам.

Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении вы­год и издержек. Рациональный выбор осуществляется из меняющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный до­ход в минимально допустимую величину прибыли. Критерий рациональности оп­ределяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся максимизиро­вать прибыль, а потребители — максимально улучшить свое благосостояние при ограниченном использовании капиталов.

Построение рыночной экономики на основании указанных принципов по­зволяет достигнуть равновесного состояния, которое является центральной про­блемой рыночного механизма, основывающегося на использовании двух проти­воположных сил — спроса и предложения, с одной стороны, и рыночных цен — с другой.

Проблема редкости является важнейшим условием рыночной экономики. По­нятие «редкость» многими экономистами используется в качестве важнейшего ме­тодологического положения при обосновании полезности товара. В частности, в теории предельной полезности понятие «редкость» выступает в качестве осново­полагающего момента и рассматривается как физическая реальность, не требую­щая каких-либо пояснений. Исследование проблемы редкости позволяет в опреде­ленной мере обосновать дефицитность отдельных благ.

Представители классической школы Д. Рикардо и А. Смит понятие «ред­кость» связывали со стоимостью. Они отмечали, что редкость наряду с количе­ством труда является важнейшим фактором, определяющим стоимость товара. В современной теории рыночных отношений понятие «редкость» подверглось определенной трансформации. Если прежде редкость связывалась с природны­ми и социальными (как это делал Д. Рикардо при определении стоимости антикварных изделий) факторами, то в современных условиях она связывается с временными параметрами функционирования рынка. Новое благо, пользую­щееся повышенным спросом, не может быть произведено мгновенно и полнос­тью, чтобы удовлетворить возникшие потребности. Для этого требуется определенное время. Отсюда делается вывод, что степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества данных благ.

 

 

6. Виды рынка и их взаимность.

 

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы эконо­мики. Экономическая структура определяется:

• формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, коопера­тивные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой дея­тельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

• особенностями сферы товарного обращения;

• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

• видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систе­му, которая приобретает специфические черты.

Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс. госу­дарственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных пред­приятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строи­тельных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магази­нов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централи­зованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, на­лаживание равновесия, активизация производства могут осуществлять :я лишь через рыночные методы хозяйствования.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки благ и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы вза­имодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специ­альных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

• рынки товаров производственного назначения;

• товаров народного потребления; продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т. д.

Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпро­дуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удов­летворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличе­ние объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворе­нию покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

• республиканские;

• межреспубликанские;

• международные (мировые).

Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

4. По степени ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые рынки.

5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступа­ют предприятия и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем высту­пает государство, а продавцами — непосредственные производители сельско­хозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление пря­мых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомо­бильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой тор­говли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями Напри­мер, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сот­нями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

• обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения:

• создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6.  С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

• легальные, официальные:

• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

• товаров потребительского назначения    продовольственные и непродо­вольственные товары:

• рынки услуг   бытовые, транспортные, коммунальные;

• рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

• рынки недвижимости;

• орудий труда;

• сырья и материалов;

• энергетических ресурсов;

• полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

• кредитные рынки;

• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;

• валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информаци­онные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, меж­дународные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разде­ление потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

• по регионам:   Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

• по административному делению:   республика, край, область, район, город;

• по плотности населения:   город, пригород, сельская местность:

• по климатическим условиям:   умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

• группировка населения по возрасту;

• по полу;

•размеру семьи;

• по уровню дохода;

• по профессиональному составу:  научные работники НИИ, инженерно-техни­ческие работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенси­онеры, безработные;

• по уровню образования; по религиозной принадлежности:

• по национальному составу.

3. Психографические:

• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

•по стилю жизни:   богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

• по личным качествам:  амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

• приобретение товаров носит случайный характер;

• поиск выгод при покупке товаров:  изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте:  нужен посто­янно, нужен время от времени:

• эмоциональное отношение к продукции:   положительное, безразличное, негативное.

 

 

 

<

Информация о работе Функции рынка. Виды рынка и их взаимность