Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:58, реферат
В плановой экономике государство играет решающую роль в развитии всех социально-экономических процессов. Оно непосредственно формирует воспроизводственные пропорции, определяет через систему директивных заданий основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции.
Названные
функции характерны как для переходной,
так и для развитой рыночной экономики.
Однако на этапе перехода к рынку
реализация каждой из этих функций
характеризуется рядом
Так,
если в сформировавшемся рыночном хозяйстве
обеспечение правовой базы функционирования
экономики реализуется в
Правовая
основа хозяйствования должна быть стабильной.
Постоянные и существенные изменения
в хозяйственном
Известно,
что рыночные механизмы не обеспечивают
рационального с общественной точки
зрения размещения ресурсов в тех
случаях, когда речь идет о производстве,
сопровождающемся внешними эффектами,
или о создании общественных благ. В этих
условиях государство берет на себя функцию
корректировки размещения ресурсов. Спецификой
переходной экономики является наличие
особых проблем, усложняющих реализацию
данной функции государственного регулирования.
Дело в том, что для стран, вступающих в
этап перехода к рынку, характерны острейшие
экологические проблемы, перешедшие по
наследству от административно-командной
системы. Для их решения необходимо резко
ужесточить ограничения на вредные выбросы,
значительно повысить налоги на производителей,
использующих экологически опасные технологии,
и т.п. Однако производители в массе своей
технологически и финансово не готовы
создавать продукцию с меньшим вредоносным
внешним эффектом. Поэтому попытки быстро
изменить экологическую ситуацию путем
введения жестких нормативов, санкций
и дополнительных налогов неминуемо выльются
в значительное сокращение объема производства,
что усилит экономический спад, характерный
для начала переходного периода. Решение
проблемы возможно путем постепенного
ужесточения политики регулирования отрицательных
внешних эффектов с заранее, за несколько
лет объявленными очередными изменениями
экологических нормативов, размеров налогов,
штрафов и т.п. Это позволило бы предприятиям
заранее приспосабливаться к грядущим
изменениям и отреагировать на них внедрением
экологически безопасной технологии,
а не резким сокращением производства.
Регулирование
процесса перераспределения ресурсов
в производство общественных и квазиобщественных
благ в переходной экономике осложняется
из-за высокой инфляции. Как известно,
от высокой инфляции больше всего
страдают лица с относительно стабильными
номинальными доходами, к которым, в
частности, относятся работники
бюджетных отраслей. Начинается переток
квалифицированных научных, педагогических
и др. кадров в сферы деятельности,
приносящие более высокие доходы.
Для того, чтобы воспрепятствовать
этому процессу, сохранить кадровый потенциал
в жизненно важных для развития общества
сферах, обязательным элементом политики
размещения ресурсов на переходном этапе
должна быть система защиты доходов работников
бюджетной сферы от инфляции.
Чем
выше темпы инфляции и глубже спад
в переходной экономике, тем выше
роль стабилизационной функции государственного
регулирования - традиционными средствами
бюджетно-налоговой и кредитно-
Основная
сложность стабилизационного
На
первом этапе перехода к рынку
главной обязанностью государства
является обычно проведение достаточно
жесткой макроэкономической политики,
недопущение инфляции в таких
размерах, когда она становится разрушительной.
"Можно спорить о том, - отмечает
Е. Ясин, - что такое "достаточно жесткая",
но с тем, что государство должно
осуществлять контроль за денежной сферой,
за количеством денег в обращении,
я думаю, не будут спорить ни либералы,
ни государственники".
На
более поздних этапах переходного
периода по мере снижения инфляции,
а затем и остановки падения
производства все более актуальной
становится функция стимулирования экономического
роста. К этому моменту у государства появляется
возможность увеличить финансирование
фундаментальной науки и образования,
что способствует ускорению НТП, уменьшает
тяжесть налогового бремени, что стимулирует
рост деловой активности, более активно
использовать налоговую и кредитно-денежную
политику как средство стимулирования
технического прогресса и роста инвестиций.
Но
помимо этого в период постсоциалистического
переходного развития государству
следует инициировать образование
и активно поддерживать развитие
основных элементов рыночной экономики,
включая финансовый и фондовый рынки,
институты регулирования рынка
труда и занятости, инфраструктуру
рыночной экономики в целом. Под
непосредственным управлением государства
должно происходить формирование новой
системы отношений
Становление
малого предпринимательства, в том
числе и фермерского хозяйства,
невозможно без поддержки и
Как
видим, государство в переходной
экономике выступает в роли инициатора
реформ и субъекта, ответственного
за их направленность и конкретную
реализацию.
При
этом все же надо опасаться перегрузки
выполнением чрезмерных функций
и без того ослабленного государства.
Как
видим, роль государства качественно
различается на этапах становления,
формирования рыночной экономики и
в условиях функционирования уже
сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной
экономики рыночного типа. Самоорганизация,
а рынок - классический образец самоорганизации
- , присуща достаточно устойчивым системам
и мало эффективна в период перехода
от одной системы к другой. Важно
иметь в виду и то обстоятельство,
что в условиях социально-экономической
трансформации принцип
Роль
государства нельзя однозначно трактовать
и на разных этапах трансформации
постсоциалистических стран. На исходном
этапе для обеспечения перелома
в социально-экономической
Но
когда падение воспроизводства
удается остановить и тем более
когда возобновляется экономический
рост - вызванный к жизни
Информация о работе Функции государства в переходной экономике