Функции государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

В плановой экономике государство играет решающую роль в развитии всех социально-экономических процессов. Оно непосредственно формирует воспроизводственные пропорции, определяет через систему директивных заданий основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции.

Работа содержит 1 файл

Функции государства в переходной экономике.docx

— 28.43 Кб (Скачать)

     Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку  реализация каждой из этих функций  характеризуется рядом особенностей. 

     Так, если в сформировавшемся рыночном хозяйстве  обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии выполнения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства - коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., создавать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности. 

     Правовая  основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения  в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие  на экономику, формируя у предпринимателей и домохозяйств чувство неуверенности  в завтрашнем дне. В то же время  на новом хозяйственном праве, создаваемом  в сжатые сроки на начальном этапе  перехода к рынку, неминуемо лежит  печать компромисса между различными партиями, оно к тому же не апробировано практикой, а потому весьма несовершенно и нуждается в существенной корректировке. В результате в переходной экономике  весьма острым становится объективное  противоречие между требованием  стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования. И прежде чем вносить те или  иные коррективы в правовые нормы  хозяйствования, необходимо всякий раз  соизмерять предполагаемый положительный  эффект вносимых изменений с ущербом  от нарушения принципа правовой стабильности. 

     Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки  зрения размещения ресурсов в тех  случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки размещения ресурсов. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию данной функции государственного регулирования. Дело в том, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно-командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т.п. Однако производители в массе своей технологически и финансово не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов неминуемо выльются в значительное сокращение объема производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы возможно путем постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т.п. Это позволило бы предприятиям заранее приспосабливаться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства. 

     Регулирование процесса перераспределения ресурсов в производство общественных и квазиобщественных  благ в переходной экономике осложняется  из-за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего  страдают лица с относительно стабильными  номинальными доходами, к которым, в  частности, относятся работники  бюджетных отраслей. Начинается переток  квалифицированных научных, педагогических и др. кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того, чтобы воспрепятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики размещения ресурсов на переходном этапе должна быть система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции. 

     Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования - традиционными средствами бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. 

     Основная  сложность стабилизационного регулирования  на переходном этапе связана с  тем, что высокие темпы инфляции сочетаются здесь с глубоким экономическим  спадом. В этих условиях стимулирующая  фискальная и монетарная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И  наоборот, ужесточение денежно-кредитной  и фискальной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению кризисного падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания "жесткости" и "мягкости" в экономическом  регулировании. 

     На  первом этапе перехода к рынку  главной обязанностью государства  является обычно проведение достаточно жесткой макроэкономической политики, недопущение инфляции в таких  размерах, когда она становится разрушительной. "Можно спорить о том, - отмечает Е. Ясин, - что такое "достаточно жесткая", но с тем, что государство должно осуществлять контроль за денежной сферой, за количеством денег в обращении, я думаю, не будут спорить ни либералы, ни государственники". 

     На  более поздних этапах переходного  периода по мере снижения инфляции, а затем и остановки падения  производства все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшает тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций. 

     Но  помимо этого в период постсоциалистического  переходного развития государству  следует инициировать образование  и активно поддерживать развитие основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, институты регулирования рынка  труда и занятости, инфраструктуру рыночной экономики в целом. Под  непосредственным управлением государства  должно происходить формирование новой  системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной  экономике. Самостийно данный процесс  в исторически обозримой перспективе  в принципе не может произойти. 

     Становление малого предпринимательства, в том  числе и фермерского хозяйства, невозможно без поддержки и государственного регулирования, В последнем нуждаются  и современные высокоорганизованные структуры типа финансово-промышленных групп и аналогичных им образований, которые являются столпами современной  рыночной экономики во всем мире. 

     Как видим, государство в переходной экономике выступает в роли инициатора реформ и субъекта, ответственного за их направленность и конкретную реализацию. 

     При этом все же надо опасаться перегрузки выполнением чрезмерных функций  и без того ослабленного государства. 

     Как видим, роль государства качественно  различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и  в условиях функционирования уже  сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок - классический образец самоорганизации - , присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно  иметь в виду и то обстоятельство, что в условиях социально-экономической  трансформации принцип самоорганизации  способствует усилению консервативной, защитной функции, возврату экономики  в прежнее состояние, укоренению старых традиций. К тому же отсутствие каких-либо регулирующих начал в  период трансформации ведет к  неизбежному нарастанию хаотических  процессов. 

     Роль  государства нельзя однозначно трактовать и на разных этапах трансформации  постсоциалистических стран. На исходном этапе для обеспечения перелома в социально-экономической динамике оправдан временный уход государства  из многих сфер, что может означать осуществление и "шоковой терапии". Но через некоторое время по мере нарастания масштабов трансформационного спада правительство должно приложить  все силы (в определенных границах, не нарушая рыночную направленность преобразований) для минимизации  масштабов обозначившегося спада. Причем чем шире комбинация кризисообразующих  факторов, чем с большим опозданием национальная экономика вступила на путь рыночных преобразований, тем  масштабнее может быть государственное  вмешательство. Именно такую стадию перехода переживает российская экономика. Поэтому при определении направлений  государственного регулирования, мы должны сегодня отдавать себе отчет в  том, что речь идет об экономике, находящейся  в затяжном кризисе, во многом носящем неклассический, нетрадиционный характер (в отличие от классического структурного или циклического спада). 

     Но  когда падение воспроизводства  удается остановить и тем более  когда возобновляется экономический  рост - вызванный к жизни приватизацией  и другими рыночными факторами - интенсивность государственной  интервенции в хозяйственную  жизнь может постепенно ослабляться  в духе либеральных подходов.

Информация о работе Функции государства в переходной экономике