Функции цены в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение темы - функции цены в рыночной экономике, с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов и выявление природы функций цены в рыночной экономике;

2. Выявление актуальности проблемы - «функции цены в рыночной экономике» в современных условиях;

3. Обозначение тенденции развития тематики – «функции цены в рыночной экономике».

Содержание

Введение……………….…………………………………………………………..3

1. Теоретическое основание цены………………………………………………4

2. Функции цены в рыночной экономике……………………………………….5

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

2. Функции цены в рыночной экономике.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     С помощью высоких розничных цен  на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение  с помощью бюджета денежных средств  определённой части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

     Распределительная функция цены предусматривает также  учёт в цене акциза на отдельные  группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

     В качестве средства перераспределения  чаще всего используются регулируемые цены. Однако не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задач повышения жизненного уровня определённой категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае даёт меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает всё население.

     Способствующую рациональному размещению производства  цены  заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, т.е. вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осуществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.

     Предприятия определяют, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область  экономики инвестировать свой капитал. При принятии решений о вложении капитала проводятся маркетинговые исследования, т.е. глубокое изучение рынка и рыночных цен. В условиях современной национальной экономики – при монополизме многих производителей, еще слабой конкуренции, наличии инфляции – масштабы перелива капиталов пока ограничены. В настоящее время предприниматели недостаточно используют свои средства для развития производства, более расширена торгово-посредническая деятельность, где быстрее происходит оборот капитала и выше норма прибыли. В этой сфере имеет место довольно сильная конкуренция между различными объединениями, концернами, компаниями, ассоциациями, фирмами на рынки сбыта различных групп товаров и услуг.

     Значение  функции цены, способствующей рациональному  размещению производства, по мере совершенствования рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции постепенно будет возрастать и она станет играть важную роль в развитии производительных сил и национальной экономики страны.

     Стимулирующая функция цены  заключается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключённой в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать (или препятствовать) увеличению (или сокращению) выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

     С помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

    • Научно-технический прогресс;
    • Экономию затрат ресурсов;
    • Изменение качества продукции;
    • Изменение структуры производства и потребления.

     Стимулирование  осуществляется путем установления повышенного уровня прибыли в  цене, надбавок и скидок к основной цене.

     Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами.  Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.

     Важное  значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это  выражается в разработке и внедрении  новой передовой техники, более  современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

     В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование ценами производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

     Социальная  функция цены  заключается в том, что  с помощью цен регулируется объём потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум,  потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е.  социальное положение населения.

     Особенно  важную роль в осуществлении социальной функции при государственном  регулировании цен выполняют  розничные цены. Через их систему  можно создать благоприятные  условия для  потребления товаров и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей и способствовать дальнейшему повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения и в первую очередь социально незащищённых и малообеспеченных граждан.

     Государство, устанавливая посредством низких цен  и налогов разного рода льготы, дотации и субсидии, формируя фонды  социального развития, использует ценовые  рычаги и другие экономические инструменты  в первую очередь для социальной защиты малообеспеченных групп населения.

     Рассмотрев, приведённые выше, функции цен, следует  отметить, что цена – это прежде всего инструмент регулирования  экономических процессов в сфере  производства, обмена, обращения и  реализации продукции (товаров и  услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

     Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется  как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует  реализации функции сбалансирования  спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объём потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

     Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

     Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в  противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться  от издержек производства и реализации товаров.

     На  практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.

     Таким образом, все рассмотренные функции  цен взаимосвязаны только в системе  разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Данная  работа была посвящена теме «Функции цены в рыночной экономике».

     С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что  в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

     Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется  как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует  реализации функции сбалансирования  спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объём потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения. Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

     Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.

     На  практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более  сложными и разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.

     Список  использованной литературы

 

1) Абрютина  М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической  деятельности предприятия: Учебное  пособие. – 3-е изд., испр., - М.: «Дело и сервис», 2001г.

2) Баздникин  А.С., Цены и ценообразование: Учебное  пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004г.

3) Каратошова В.П., Приходько А.В., Экономика организации (предприятия):Учебник для средних специальных учебных заведений.- М.: Приор-издат, 2004г.

4) Маренков  Н. Л. ,Цены и ценообразование.  – М., 2000г

5)Хлусов  В.П., Основы маркетинга, Москва, 2000г.

6) Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов, О.В. Португалова, В.Е. Новиков и др.; Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003г.

Информация о работе Функции цены в рыночной экономике