Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:01, реферат
В современных идеологических дебатах постоянно противопоставляются экономический либерализм и марксистский коллективизм; между тем, существует систематически применяемое третье направление мысли, одним из наиболее заметных представителей которого является немец Фридрих Лист (1789-1846) — экономический национализм.Каждая страна придёт к покупке за границей такой продукции, которую сама не в состоянии производить, а также такой, которую она может производить, но реально производимой за границей по более выгодной цене. Противоположное мнение предполагает специализацию в каком-нибудь из производственных секторов, где издержки ниже, чем за границей, а также соответствующее уравнивание импорта экспортом.
ФРИДРИХ ЛИСТ И
ЕГО "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИИ"
В современных
идеологических дебатах постоянно
противопоставляются
Германия в
первой половине XIX века была страной
мало индустриализированной, раздробленной
на множество государств — замкнутых
и приспособленных лишь для ограниченных
отношений. Лист вёл тройную борьбу: за
объединение Германии, развитие железных
дорог и против либеральной доктрины,
мешавшей свободе немецкой индустрии.
Либерализм провозглашал
достойным эффект "laisser passer" (пропускания)
— т. е. полного открытия границ для торговли,
иностранных капиталов и рабочей силы,
а также свободное перемещение коренных
жителей, их средств и продукции. Либеральные
экономисты исходили из следующего постулата:
чем больше живой конкуренции — тем большее
число потребителей получит квалифицированный
сервис. Они поясняют, что здоровая конкуренция
должна править всей торговлей (продуктами,
капиталами, рабочими местами, предметами
первой необходимости), и что нужно постепенно
избавляться от таможенных барьеров: только
тогда падут все преграды для международной
коммерции.
Каждая страна
придёт к покупке за границей такой
продукции, которую сама не в состоянии
производить, а также такой, которую
она может производить, но реально
производимой за границей по более выгодной
цене. Противоположное мнение предполагает
специализацию в каком-нибудь из производственных
секторов, где издержки ниже, чем за границей,
а также соответствующее уравнивание
импорта экспортом.
В действительности,
возрастающий уровень жизни потребителей
— разумеется, объективный — может значить
нацию. Но он может также значить приоритет
продовольственной безопасности, независимость
нации, полную занятость национальных
кадров или же определённую самодостаточность.
Цели, обозначаемые либералами как политический
выбор, субъективны, но в то же время и
законны. Интеллектуальное мошенничество
либералов состоит в представлении личного
выбора как научно данного, — толкуемого
в неопровержимой манере и навязываемого
— каким бы они ни было — как неизбежного
для всего общества.
В течение трёх
веков (с 1450 по 1750 гг.) европейские экономисты
провозглашали достойной, прежде всего,
продовольственную
I. Предшественники
Фридриха Листа
С XV по XVIII век, согласно
испанским, итальянским и французским
авторам, публикующих многочисленные
труды по экономике.
Среди французов
здесь особые умственные усилия прилагали
Малеструа, Жан Бодан, Верон де Форбонэ,
Антуан де Монтшретьен. Ришелье и Колбер
сами не думали браться за перо. За национальными
различиями, нюансами, их взаимно разделявших,
мы имеем здесь дело с подлинным корпусом
доктрины, разрабатывавшейся в ту эпоху
и прекрасно связанной. Представим ряд
её фундаментальных пунктов.
Первая ключевая
идея: заботы обогащения.
Средневековье
долгое время удовлетворялось скромным
и редким достатком. Возрождение
пробудило коммерцию, индустрию, морское
сообщение, дух предпринимательства:
теперь требуется создание богатства.
Вторая ключевая
идея: национальная солидарность.
Начиная с XVIII века
либерализм превозносил всеобщую конкуренцию
между индивидуумами: необходимо открыть
границы и дать столкнуться в
мировом масштабе производителям, торговцам,
банкирам, заимодавцам и заёмщикам,
рабочим всех областей! Либерализм экстраполировал
на экономический план взгляд Гоббса:
"Идёт война каждого против каждого".
В марксизме это уже не индивидуальная
борьба, которую нужно организовать, но
борьба классов, также переходящая границы.
Преемники либерализма, очевидно, не осознавали
конфликта интересов, существовавшего
в недрах нации — конфликта между индивидуумом
и категорией, — но превозносили национальную
солидарность.
Каждая нация
составляет органическое целое. Мирабо
сравнивал Францию с деревом: корень
есть сельское хозяйство, ветви — индустрия,
листья — коммерция. Если одна часть отмирает
или находится в опасности — то и другие,
следом за ней, отомрут или подвергнутся
опасности. Нельзя забывать ни об одном
секторе экономики. В недрах нации имеет
место тесная взаимозависимость регионов,
всех форм труда, всех социальных и профессиональных
категорий. Власть должна постоянно помнить
об этой солидарности и усиливать её, но
это требует закрытия границ. За границами
— другие правила и законы.
Третья ключевая
идея: продовольственная
Это была главная
забота эпохи — вследствие закономерной
боязни распространения голода и
нищеты. Страна должна были производить
по возможности всё необходимое:
продовольствие извне поступало
от дружественных стран, в которых уверены
или которые есть возможность контролировать.
Для "меркантилистов" важным было
не только предвидеть и организовать выживание
нации, но также обеспечить независимость
последней: без экономической независимости
— нет независимости политической, дипломатической
и военной.
Четвёртая ключевая
идея: независимость нации.
Верон де Форбонэ
писал:
"В богатстве
государства — его наивысшая
степень независимости, когда
оно конфронтирует лицом к
лицу с другими государствами".
Идеал, к которому
все стремятся — это национальная самодостаточность.
Антуан де Монтшретьен возглашал: "Да
будет страна снабжать страну!" Речь
шла не о том, чтобы отказаться от импорта
и экспорта. Он лишь стремился организовать
комплексную экономику, более или менее
зависимую от внешней торговли. Импорт
и экспорт должны серьёзно контролироваться
и, согласно обстоятельствам, поощряться,
сдерживаться или запрещаться.
Пятая ключевая
идея: работа для национальных кадров.
Меркантилисты
были сильно озабочены тем, что мы сейчас
называем "полная занятость". Безработица
не является феноменом, связанным с индустриальным
обществом: она существовала всегда. На
деле, за исключением кратких периодов,
работа всегда была редким товаром.
В своём труде
Королевская десятина (1707) Вобан полагает,
что безработные составляли десятую часть
тогдашнего французского населения. Другие
авторы дают цифры более высокие. В сельском
хозяйстве работа распространяется на
всё население, но только в определённое
время (жатва, сбор). В городах дефицит
работы, возможно, ещё больший. В выходные
дни — прозванные, между прочим, "праздными"
— волонтёрство увеличивается. Вобан
полагает, что ткач работал не более 180
дней в году.
Множество домашней
прислуги, оплачиваемой богатыми домами,
составляет разновидность скрытой безработицы.
Миллионы бродяг и попрошаек слоняются
по городам и деревням. Достаточно понаблюдать
сегодня за Третьим миром, чтобы сделать
точный вывод о безработице в Европе в
прошлых веках. Правительство озаботилось
найти занятие для праздных, лишь бы только
избежать беспорядков. Поскольку работа
была редка, её нужно было резервировать
для жителей королевства. Национальные
предпочтения требовали своего. Всего
было три возможности отдать часть свободных
работ иностранцам: это
— экспортировать
капиталы и внедрять мануфактуры за границей;
— импортировать
иностранные продукты — при реальной
возможности их самостоятельного производства;
— терпеть иммиграцию.
В первых двух случаях
граждане кормятся работой иностранцев
в их же стране, в третьем — иностранцев
кормят работой собственной страны. Но
во всех трёх случаях поднимался уровень
жизни населения королевства. Логично,
другие меркантилисты выступали против
вывоза капиталов, импорта продуктов,
которые могли быть удовлетворительно
произведены на месте, и против въезда
иностранной рабочей силы.
В английском анонимном
тексте, датированном 1549 годом, это
объясняется с полной ясностью:
"Но главным,
образом я бы стремился к
тому, чтобы никакое изделие,
Антуан де Монтшретьен,
в своём "Трактате политической экономии"
1615 года, выражал пожелание, чтобы
каждый народ оставался у себя
дома и благоустраивал родной край. Вот
что он писал:
"Разумно и
естественно-справедливо, что
Он добавляет, что Франция не должна становиться "сборищем, скопищем, помойной ямой других стран". Таковы некоторые из ключевых идей экономистов 1450-1750 гг. Но к концу XVIII века разовьются другие, прогрессивно сочинённые теории — либеральные.
Информация о работе Фридрих Лист и его "национальная система политической экономии"