Франчайзинг в общественном питании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:57, доклад

Описание работы

На современном рынке функционирует большое количество российских и иностранных предприятий, планирующих расширение своих сетей с наименьшими рисками и затратами, а так же без потери качества услуг. Выходом из данной ситуации является применение франчайзинга. Франчайзинг - это передача одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени другой компании (франчайзи) на определенных условиях. При этом на практике речь, как правило, идет не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта, а о предоставлении возможности использов

Работа содержит 1 файл

статья.docx

— 23.08 Кб (Скачать)

Максимова М.А., доцент

Санкт-Петербургский  университет 

сервиса и экономики

 

 

Франчайзинг  в общественном питании

 

Аннотация

В статье обозначена проблематика развития франчайзинга в России на современном этапе. Выявлены основные проблемы препятствующие активному развитию российского франчайзинга. Обозначены преимущества внедрения и применения западного образца франчайзинга. Приведен рейтинг сетевых предприятий сферы общественного питания. Рассмотрены перспективы развития «готового» бизнеса в России.

 

Ключевые слова: франчайзинг, общественное питание, франшиза, паушальный взнос, роялти

 

 

 

Maksimova, M.А., Assistant Professor of

St. -Petersburg State University of service and Economics

 

Franchising in  catering

Abstract

The article has a problem of the development of franchising in Russia at the present stage. Identified the main problems impeding the development of franchising in Russia. Outlines the benefits of the introduction and use of Western-style franchise. Is the rating network catering businesses. Prospects of development of "turnkey" business in Russia.

 

Keywords: franchising, franchise, the lump-sum payment, royalties

 

На современном рынке  функционирует большое количество российских и иностранных предприятий,   планирующих расширение своих сетей с наименьшими рисками и затратами, а так же без потери качества услуг. Выходом из данной ситуации является применение франчайзинга. Франчайзинг - это передача одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени другой компании (франчайзи) на определенных условиях. При этом на практике речь, как правило, идет не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта, а о предоставлении возможности использовать всю бизнес - систему, которая включает в себя рекламную политику, процесс производства товара и его продвижение на рынок, различные технологии ведения бизнеса. В настоящее время франчайзинг является одним из известных инструментов, который характеризуется низким уровнем финансового риска и обладает стабильно гарантированным уровнем прибыльности.

Главным преимуществом франчайзинга перед другими способами развития сетевого бизнеса является то, что приобретение отдельного предприятия франчайзи увеличивает конкурентоспособность всей сети в целом и усилению позиций на рынке приобретенного бренда. Применение франчайзинга для развития сетей общественного питания в западных странах доказала его высокую эффективность. В общем объеме сферы общественного питания в России по данным …  в 40% сетевых компаний, особенно «фаст-фуда», а так же порядка 20% сетевых компаний, использующих ресторанный формат, применяют франчайзинг для расширения собственного бизнеса. Но на сегодняшний день российский рынок общественного питания в основном заполнен иностранными франчайзинговыми сетями, такими как компания «Баскин Роббинс 31»,   «Макдональдс», «IL Патио», «Сабвей», «Ростикс», «Сбарро» и т.д. , так как в России многие «новоиспеченные» франчайзеры считают, что уделять достаточно внимания поддержке франчайзи не   целесообразно и ограничиваются формальным подходом. Нередко франчайзеры  создают цепочки посредников увеличивая путь к конечному потребителю, а следовательно стоимость предлагаемого продукта

Специалисты SellBrand. Ru Project Team составили рейтинг популярности франшиз за 2010г [5] (табл.1)

Таблица 1 Популярность франшиз сетей общественного питания участвующих в рейтинге за 2010 г

 

 

Место в рейтинге

Название франшизы

Сумма баллов

 

1

Ростик'с

11,5

 

2

Сбарро

11,35

 

9

Subway

8,9

 

18

Грильмастер

7,65

 

34

Елки-Палки

5,85

 

39

IL Патио

5,25

 

43

Чайная ложка (кофейня)

4,85

 

63

КофеТун

3

 
       

 

Лидерами российского франчайзинга являются сети общественного питания. Несмотря на бурное развитие российских франшиз таких как «Чайная ложка», «Елки-палки» и т.д., а так же франшиз ближайшего зарубежья, например  «Пузата хата» направленных на популяризацию национальных кухонь и    усиление потребительского спроса, основанного на увеличении количества клиентов, качество этих франшиз сильно отстает от мировых. Например, из-за низкого качества обслуживания, несоответствия мировым стандартам, закрылась российская компания «Блиндональдс» созданная как альтернатива американской компании «Макдональдс». На сегодняшний день проблема состоит в том, что российские франчазеры до конца не понимают механизма франчайзинга: продажи, взаимоотношений при ведении совместного бизнеса. Нередко франчайзи также нарушают условия договора, это ведет к снижению конкурентоспособности и рентабельности бизнеса, что в свою очередь приводит к неплатежам паушального взноса и роялти, и как следствие расторжению договора франчайзина и закрытию бизнеса. Это только одна из проблем российского франчайзинга. Такая ситуация препятствует активному развитию «готового бизнеса» в сфере общественного питания и привлечению потенциальных франчайзи.

Проведя анализ можно сделать вывод, о том, что западные франчайзеры выгодно отличаются от российских,   глубоко проработанной  и «обкатанной»  поддержкой франчайзи, которая проявляется в качественных и количественных параметрах, а так же в детальной проработке возможных взаимоотношений. Несмотря на существующие проблемы российский рынок франчайзинга несомненно прогрессирует и приобретает форму близкую к мировым стандартам. От предприятий общественного питания в крупных городах  России, для  их развития, сохранения и укрепления конкурентных позиций на рынке уже сегодня   требуется более стратегически продуманный подход к ведению бизнеса способствующего оптимизации, совершенствованию, доработки франшизы, как одному из перспективных вариантов развития «готового» бизнеса.

 

Список литературы

  1. Довгань В.В. Франчайзинг путь к расширению бизнеса. / Довгань В.В. // Дело. - 2006. - С. 115.
  2. Дельтей Ж. Франчайзинг. / Дельтей Ж. // Издательский дом «НЕВА» - 2003. - С. 128.
  3. Рыков И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей. Маркетинг в России и за рубежом. /Рыков И.В. // Современная экономика и право-2003. - №6. - С. 81-88.
  4. Мартыненко А. Азбука мультифранчайзинга. / Мартыненко А. // Маркетолог. - 2007. - №7. - С. 40-41.
  5. http://sellbrand.ru

 

 

 

 

   


Информация о работе Франчайзинг в общественном питании