Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:16, реферат
В работе рассматриваются такие понятия как простые монополистические объединения и их разновидности (пул, ринг, консорциум и т.д). Дается понятие международных монополий.
Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, конвенциями и т.п. Название таких объединений зависит от предмета соглашения. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие монополистические объединения являются неустойчивыми.
Пул (англ. pool – общий котел)
–
временное объединение
В России акционерными
инвестиционными пулами являются:
инвестиционный проект «Кооперативный Апарт-Отель» (КАПОТЕЛЬ), инвестиционный проект «Абсолют-Холдинг»
Ринг (корнер) – (англ. ring, амер. corner)
–кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.
Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
«Альфа-Групп» — один из крупнейших в
России финансово-промышленных консорциумов,
интересы которого распространяются на
такие сферы бизнеса как: добыча нефти
и газа, коммерческая и инвестиционная
банковская деятельность, управление
активами, страхование, розничная торговля,
телекоммуникации, водоснабжение и водоотведение,
а также инвестиции в промышленно-торговые
предприятия на выборочной основе.
Исторически первой формой монополии стал картель.
Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка. Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными.
Следует
заметить, что картельная форма монополистического
образования оказалась
Другой формой, в которой существовал капитал-монополия, был синдикат.
Синдикат (лат. sindicatus – поверенный, представитель)
– объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданную для ее продажи через единую торговую сеть. Синдикат учреждает торговое товарищество, которое заключает договор о продаже с каждым из его членов. Производительный капитал остается в собственности участников, а произведенной продукцией распоряжается синдикат. ПРИМЕР: Крупнейший синдикат "Продамет" или "Общество для продажи изделий русских металлургических заводов" был основан в 1902 г. Синдикат занимался реализацией важнейших видов продукции металлургических предприятий.
Следующей организационной формой капитала-монополии стал трест.
Трест представляет собой объединение компаний не только для совместного сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест компании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоятельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.
В
основе образования трестов лежит
процесс централизации
Горизонтальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко вторичному сектору производства, то есть к отраслям, производящим отдельные полуфабрикаты, заготовки, узлы, которые будучи соединены, образуют конечный продукт. С ним трест как монополист выходит на рынок. Вертикальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко всем секторам производства. Предприятия первичного сектора заняты производством сырья, которое перерабатывается и превращается в готовый продукт на предприятиях вторичного сектора. Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают бесперебойное производство и сбыт товаров. Такую централизацию предприятий различных секторов и отраслей производства называют также вертикальной интеграцией, а тресты, основанные на ней, комбинатами. Американские крупнейшие фирмы, обеспечившие переход к поточно-массовому производству, - это как раз тресты (“Дженерал Моторз”, “Форд Моторз”, “Стандарт Ойл”, “Дженерал Электрик” и др.).
Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности.
В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические связи. Поэтому концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим различные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как монополист. Так, нефтеперабатывающий концерн кроме бензина как основного продукта может производить различные масла, оборудование для бензоколонок, технику для бурения нефтяных скважин и т.п.
Создание
многоотраслевых концернов
Возможность получения стабильной прибыли за счет нахождения капитала в разных отраслях обусловила возникновение такой формы объединения компаний, как конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой принцип объединения называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.
Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входящих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по своему составу конгломерат в отличие от концернов не является постоянным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь общую норму прибыли выше средней.
Высокая норма прибыли конгломерата может быть обусловлена и установлением отдельными компаниями, входящими в конгломерат, монополии на рынках своих товаров. Поэтому нередко вся мощь и влияние подобного объединения направлена на то, чтобы обеспечить для своих компаний такую монополию. НАПРИМЕР Одним из самых известных компаний-конгломератов является General Electric.
Особый
вид монополий - международные монополии.
Экономической основой
Существуют
две разновидности