Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение форм монополий и их эволюции.
Для раскрытия цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и характерные черты монополий.
2. Изучить виды и формы монополий.
3. Изучить ход эволюции монополий.
4. Рассмотреть историю развития монополий в России.
5. Выявить особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
6. Изучить роль естественных монополий в национальной экономике.
7. Рассмотреть государственное реформирование и контроль за монополиями в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ…………………..5
1.1. Понятие и характерные черты монополий………………………………...5
1.2. Виды и формы монополий………………………………………………….8
1.3. История возникновения и развития монополий…………………………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ………………..17
2.1. История развития монополий в России…………………………………...17
2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и
негативные факторы…………………………………………………………….21
2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике……………..24
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ В РОССИИ…………………………………………….28
3.1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте…..28
3.2. Реформирование электроэнергетики………………………………………32
3.3. Методы и государственный контроль в сферах естественных
монополий………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
Показатели | Ед.
изм. |
Газпром | РАО «ЕЭС» России | МПС | Всего три монополии | Всего экономика | ||||
Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | Всего | Доля в экономике % | |||
Количество занятых | Тыс. чел | 306,3 | 0,5 | 681 | 1.1 | 1605 | 2,5 | 2592 | 4,0 | 64300 |
Валовой выпуск | Млрд. руб. | 647,9 | 5,2 | 351,6 | 2,8 | 246,8 | 2,0 | 1240 | 10,0 | 12420 |
Валовая добавленная стоимость | Млрд. руб. | 497,3 | 7,0 | 232,1 | 3,3 | 226,4 | 3,2 | 956 | 13,5 | 70634,4 |
Основные средства | Млрд. pуб. | 1117,5 | 7,0 | 1873,2 | 11,7 | 1486,2 | 9,3 | 4477 | 27,9 | 16042,3 |
Капитальные вложения | Млрд. pуб. | 99,7 | 8,6 | 39,2 | 3,4 | 100,8 | 8,7 | 240 | 20,6 | 1165,2 |
Прибыль(сальдирован финансовый результат по РФ) | Млрд. pуб. | 125,2 | 10,5 | 22,6 | 1,9 | 44,9 | 3,8 | 193 | 16,2 | 1190,6 |
Налоги | Млрд. pуб. | 207,8 | 12,2 | 45,6 | 2,7 | 64,2 | 3,8 | 318 | 18,6 | 1707,6 |
Экспорт | Млрд. долл | 16,1 | 15,6 | 0,3 | 0,2 | - | - | 16 | 15,9 | 103,0 |
Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.
Одним из рынков монополистической конкуренции, несомненно, является рынок мобильной связи. В настоящее время он в России все еще находится на взлете. Предположительно за 2009 г. было подключено около 12,3 млн. новых абонентов. И у сотового рынка все еще есть весьма большие перспективы для роста и развития [6].
На этом рынке существует множество различных компаний, которые находятся в постоянной и жесткой конкуренции между собой. Например, «ВымпелКом» и МТС практически сравнялись по численности абонентов.
Причем
противостояние двух операторов идет
с переменным успехом в зависимости
от региона. Так, по данным «J'son & Partnes»
в Поволжском, Сибирском и Центральном
(без учета Московской лицензионной зоны)
регионах лидером была компания «ВымпелКом»,
в Дальневосточном, СевероКавказском
и Уральском регионах лидерство сохраняет
МТС. На северо-западе больше всего абонентов
у «МегаФона».
Среди локальных игроков сильные позиции
у компании «Байкалвестком», на которую
в регионе приходится около 10,6% рынка,
в Поволжском регионе более 15% рынка принадлежит
«СМАРТС», а в Уральском регионе около
22% у компании «Уралсвязьинформ». Так,
в таблице 2 приведены данные о соотношении
наиболее известных операторов по России
[6].
Таблица 2
Доли
розничных продаж по производителям
№ | Оператор | Абоненты в РФ, 2009 г. | Доля в чистом приросте | Общая доля |
1 | МТС | 38 871 790 | 36% | 35,5% |
2 | ВымпелКом | 38 400 700 | 29% | 35,1% |
3 | МегаФон | 20 930 176 | 20% | 19,1% |
4 | Уралсвязьинформ | 3 246 000 | 12% | 3,0% |
5 | СМАРТС | 2 573 439 | — | 2,4% |
6 | TELE2 | 2 220 000 | — | 2,0% |
7 | НСС | 961 374 | — | 0,9% |
8 | Енисейтелеком | 807 410 | — | 0,7% |
9 | Сотовая Связь МОТИВ | 758 505 | — | 0,7% |
10 | Байкалвестком | 574 678 | — | 0,5% |
В таблице 3 дан рейтинг производителей. И как видно из приведенных данных изменений в «турнирной таблице» не произошло. Однако изменились доли продаж
Таблица 3
Рейтинг
операторов по данным iKSConsulting
Производитель | % на 2008 | % на 2009 |
Nokia | 19,1 | 26,5 |
Samsung | 18,5 | 19,8 |
Motorola | 18,4 | 17,3 |
Siemens | 17,6 | 14,2 |
Sony Ericsson | 11,8 | 8,8 |
LG | 6,1 | 5,7 |
Pantech | 3,5 | 2,1 |
Philips | 2,4 | 1,6 |
Другие | 2,6 | 4 |
На
рынке продаж сотовых телефонов
потребительские предпочтения в сегменте
телефонов средний и ниже среднего ясны,
а в сегменте телефонов класса премиум
аналитические компании усмотрели склонности
потребителей в сторону более функциональных
моделей.
ГЛАВА 3.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ В РОССИИ
3.1. Программа
структурной реформы на железнодорожном
транспорте
В
сфере железнодорожного транспорта
полностью отсутствует
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного).
Современные проблемы: существенный износ основных производственных фондов и убыточность пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщениях.
В 2001 г. была создана специальная Комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, которая определяла основные принципы унификации железнодорожных тарифов и формировала единую политику Правительства РФ в этой области регулирования. В настоящее время ее планируется упразднить [9, с. 14].
Железнодорожные перевозки состоят из большого количества разных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и платы за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и пр.). Чем больше монопольный сектор на железных дорогах, тем труднее контролировать его затраты и исчислять обоснованные тарифы. Поскольку вряд ли кто-нибудь может оценить реальность издержек всех железных дорог, установление обоснованных тарифов - проблема трудноразрешимая. А без этого невозможны экономически стимулы к сокращению затрат. Поэтому в центре споров относительно путей реформирования МПС стоит вопрос - чем занят субъект монополии? От ответа на него зависит, что оставлять в ведении монополиста и регулировать решениями антимонопольного ведомства, а что отпустить в рынок. Руководители Министерства путей сообщения считают, что субъект естественной монополии везет единицу груза - контейнер, тонну, мешок. Следовательно, к монопольному сектору следует отнести практически всю инфраструктуру - путь и путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и связи, станции, пункты технического обслуживания подвижного состава, локомотивное хозяйство, информационные и диспетчерские системы, но главное - основной парк железнодорожных вагонов.
Их оппоненты из правительственной Комиссии по реформированию естественных монополий полагают, что железная дорога как субъект естественной монополии должна предоставлять услугу по перемещению подвижного состава (транспортировке), а на рынке должны конкурировать перевозчики, владеющие вагонным парком. Их дело - работать с грузовладельцами, предоставлять им вагоны, платформы, контейнеры, доставлять груз "от двери к двери" и при этом нести ответственность за свою работу по гражданскому праву [3, с. 11].
Эти
эксперты считают целесообразным вывести
из МПС предприятия, не относящиеся
непосредственно к
В
январе 1998 г. правительство одобрило
"Концепцию структурной
Первый этап (два-три года) - создание грузовых и пассажирских компаний. Реально это означает, что в системе МПС будут заложены основы внутренней конкуренции на локальных участках, где есть два или более равнозначных хода, например "Стрела" и ЭР-200 на линии Москва – Санкт-Петербург.
Второй этап (четыре-пять лет) - отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг.
Третий этап (временные рамки не определены) - разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты, рассмотрение возможности акционирования и приватизации грузовых и пассажирских компаний [3, с. 24].
Концепция не отвечает на вопрос, как собираются реформировать МПС, а лишь информирует о том, какие решения нужно принять на каждом этапе. В ней предполагается еще только оценить целесообразность создания Центральной железнодорожной компании по организации хозяйственной деятельности железных дорог, затем - целесообразность создания компаний, имеющих свой парк вагонов, в дальнейшем - целесообразность приватизации отдельных предприятий и т.д. Получается - от того, кто конкретно возглавит реформу, зависит, какой она будет на деле. Тем не менее из высказываний руководителей МПС видно, что по крайней мере в ближайшие годы за ним намерены сохранить функции как органа государственного управления, так и хозяйствующего субъекта. В МПС остаются 27 заводов, которые имеют общеотраслевое значение и являются монополистами в сфере своей деятельности, а также строительные организации, специализирующиеся на развитии, реконструкции и капитальном ремонте железнодорожного полотна, мостов, тоннелей, контактной сети, тяговых подстанций, систем связи, зданий и сооружений локомотивного, вагонного, грузового хозяйства.
Из
системы МПС выводятся лишь непрофильные
и вспомогательные