Формы международных инвестиций в современном мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:08, доклад

Описание работы

Перспективным направлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развития международной инвестиционной активности является создание особых (специальных экономических зон (ОЭЗ)). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 51.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

Кафедра экономики агробизнеса и внешнеэкономических связей

 

 

 

ДОКЛАД

по мировой экономике

на тему:

формы международных инвестиций в современном мировом хозяйстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург – 2011


Основные формы международных инвестиций в современном мировом хозяйстве

Перспективным направлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развития международной инвестиционной активности является создание особых (специальных экономических зон (ОЭЗ)). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру,  ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.

Мотивы создания ОЭЗ в разных странах весьма различны. Они могут создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли или как особые зоны, где регулируются не все стороны экономической активности. В странах, политика которых  ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко регулируются, обладают незначительной  свободой  в инвестиционной сфере и развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока зарубежных инвестиций.

Для нас весьма актуален опыт Китая, где введение рыночных элементов в экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ – Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали, также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае  ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены в одну из крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее расширять открытость экономики. Таким образом, была создана экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн. человек, которую в Китае образно называют “открытым окном”. Целью его создания является использование иностранного капитала и современной зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора экономики.

По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента решения об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд. долларов. Что соответствует  ¼ всех иностранных инвестиций в Китае за указанный период 1.

Одной из причин зарубежной инвестиционной активности стала то, что в юго-восточной Азии 30 млн. китайцев живут за пределами своей страны и зачастую ведут успешную предпринимательскую деятельность, или, как это характерно для Гонконга или Макао, ориентируются на китайский материк. Действительно, в числе предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, на первом этапе преобладали предприятия из юго-восточной Азии , лишь позже появились американские, европейские, а вслед за ними и японские предприятия. 

Ведущей целью создания ОЭЗ в странах лидерах мировой индустрии является упрощение вывода национальных концернов на внешние рынки, что и находит выражение в формировании зон свободной торговли. Их максимальное число (более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортную продукцию комплектуют импортными узлами, не облагаемыми пошлинами, получают маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.

В 1988 г. на Окинаве появилась первая в Японии зона свободной торговли.

В последнее десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической направленности, в том числе  технополисы типа Кремниевой долины в Калифорнии (США), обеспечивающие наращивание научно-промышленного потенциала и сокращение периода внедрения открытий в производство.

Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к “новым индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять технологии, привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти 50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых в диапазоне сотен-десятков тысяч человек 1. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс. дополнительных рабочих мест и свыше ½ всех валютных поступлений. В Маврикии за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 %  до 4 %) ликвидирована безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов - рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 % промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до 100 – формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5 млн. человек 2.

В последнее время значительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП – форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и распределения  прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.

Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и последовательную государственную внутреннюю политику.

В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования.

1.      Лизинг.

2.      Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).

3.      Франчайзинг.

4.      Совместное производство.

5.      Субподряд.

6.      Строительство заводов, объектов “под ключ”.

Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки, страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная деятельность, техническое обслуживание и т.д.

 

Масштабы движения международных инвестиций, их распределение в современном мировом хозяйстве.

Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное движение капитала оценивается примерно 0,7-1,2 трлн.долл., в т.ч. прямых инвестиций - около 0,13-0,24 трлн., портфельных - 0,12-0,67 трлн.долл. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн.$. Т.о. картина современной международной экономической жизни создается прежде всего теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. Это надежный способ проникновения и расширения присутствия их на внешнем рынке. Компании США и Японии реализовывают таким образом соответственно минимум половину и четверть всей продаваемой ими за рубежом продукции.

Особенности вывоза капитала в современных условиях:

Динамика экспорта капитала традиционно опережает динамику экспорта товаров (в последние годы более чем в 2 раза).

В общем объеме вывоза капитала повышается роль и доля вывоза государственного капитала (около 25%). Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90% является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ – 35% (при этом в виде льготных кредитов – 35%, беспроцентных кредитов – 65%).

Более 50% мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.). В последние десятилетия отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25% и одновременный рост доли капиталов ТНК. Растут объемы частного капитала мигрирующего между промышленно развитыми странами (около 75%)

Увеличение доли прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала (в 90-е годы около 33 %).

Доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций – 35-40%.

Доля международных валютно-кредитных и финансовых организаций в международной миграции капиталов составляет около 12% и имеет наиболее быстрые темпы роста.

Растет число интернациональных слияний и приобретений фирм (около 79% совокупного объема прямых зарубежных инвестиций).

Отмечается сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более 55%).

Создается система международного регулирования зарубежным инвестированием. Страны члены ОЭСР в 1979 г. приняли «Декларацию о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях», где рекомендуется предоставлять инвесторам режим «не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям». В 1992 г. Группа Мирового банка разработала «Рекомендации по режиму для иностранных прямых инвестиций», где главным условием благоприятного инвестиционного климата назван одинаковый режим для инвесторов в одинаковых обстоятельствах в условиях свободной конкуренции. В 1994 г. членами Организации Тихоокеанского Сотрудничества принят «Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций», а ООН принят «Международный кодекс поведения ТНК» и т.д.

Происходит изменение географических направлений иностранных инвестиций:

                 преобладает миграция предпринимательского капитала между промышленно развитыми странами, особенно между странами «триады» (США, Япония, Зап.Европа) и между странами Западной Европы. Основные экспортеры капитала – США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Нидерланды, Швейцария. Но промышленно развитые страны являются и главными импортерами зарубежных ресурсов (85-87% всего мирового импорта заемных средств с внешних финансовых рынков и около 60% мирового импорта прямых зарубежных инвестиций);

                 увеличивается экспорт предпринимательского капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, но только в 18 новых индустриальных стран ЮВА (57,1%) и Латинской Америки (34,4%);

                 увеличивается объем иностранных инвестиций между развивающимися странами;

                 наблюдается медленный рост иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на развитые страны приходится около 90% вывоза и около 80% ввоза мирового ежегодного объема прямых инвестиций. Т.о. движение прямых инвестиций идет прежде всего между развитыми странами.

После окончания II мировой войны зарубежные инвестиции осуществлялись в основном предприятиями США. Постепенно в течение 70-х и особенно 80-х гг. на смену им пришли европейские, а затем и японские компании. Япония с начала 80-х годов стала самым крупным инвестором за границей, хотя сама она принимает очень мало иностранных инвестиций. Более половины потока иностранных инвестиций Европы составляют инвестиции внутри самой Европы. Страны "третьего мира" по мере улучшения политической обстановки или международных механизмов защиты от некоммерческих рисков снова становятся привлекательным местом размещения иностранных инвестиций. Значение развивающихся стран с рыночной экономикой и стран с переходной экономикой в международном движении прямых инвестиций невелико, хотя и возрастает. Так, развивающиеся страны за 1997 г. привлекли 84 млрд. и вывезли 33 млрд. долл. прямых инвестиций (в 1987г.- 14 млрд. и 3 млрд.). Вся Восточная Европа - в том же году привлекла только 6 млрд. долл. прямых инвестиций, хотя и это был заметный рост. Особенно быстро растет ежегодный приток прямых инвестиций в Китай - 4 млрд. долл. в 1991г., 11 млрд. в 1992г., 26 млрд. в 1993г. и 35 млрд. в 1994г., последние годы – более 40 млрд.долл. в год.

Основная часть прямых инвестиций размещена в обрабатывающей промышленности. Падает доля вложений в добывающую промышленность, растет доля вложений в сферу услуг, включая транспорт и торговлю.

 



Информация о работе Формы международных инвестиций в современном мировом хозяйстве