Формы международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:44, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей

Содержание

Введение……………………………………………..……....2
Формы международной экономической интеграции….… 4
Факторы, определяющие интеграционные процессы..…...8
Международное производственное сотрудничество……10
Международное научно-техническое сотрудничество.....12
Список использованной литературы……………………..14

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 31.53 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение……………………………………………..……....2
  2. Формы международной экономической интеграции….… 4
  3. Факторы, определяющие интеграционные процессы..…...8
  4. Международное производственное сотрудничество……10
  5. Международное научно-техническое сотрудничество.....12
  6. Список использованной литературы……………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического  объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и  разделения труда между национальными  хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных  структур на различных уровнях и  в различных формах. На микроуровне  этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих  субъектов (предприятий, фирм) близлежащих  стран путем формирования системы  экономических соглашений между  ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических  объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость  межгосударственного (а в ряде случаев  надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной  политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных  комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми  фондами, общими наднациональными или  межгосударственными органами управления.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для  взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, экономическое  сближение стран в региональных рамках создает привилегированные  условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая  их в определенной степени от конкуренции  фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий  развития отсталых районов, смягчение  положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда  и социального обеспечения.

Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных  регионах.

 

  1. Формы международной экономической интеграции

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной  торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная  особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими  в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические  барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где  развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

В условиях Зоны свободной  торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного  объединения внешнеторговые связи  его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза  возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.

Общий рынок ЕС был в  основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:

  • выровнять уровни налогов
  • устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям
  • преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах
  • унифицировать национальные технические и санитарные стандарты
  • скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты

            Осуществление этих мероприятий  и дальнейшая координация национальной  налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы.

Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Институциональная структура  возможного политического союза  пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических  условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском  пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы, определяющие интеграционные процессы.

Экономическая интеграция имеет  в своей основе ряд объективных  факторов, среди которых важнейшее  место занимают:

  • возросшая интернационализация хозяйственной жизни;
  • углубление международного разделения труда;
  • общемировая по своему характеру научно-техническая революция;
  • повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

Интернационализация, представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между  странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства  за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные  корпорации (ТНК).

Всего в мире, по данным ЮНКТАД, действует 39 тыс. транснациональных  корпораций и 270 тыс. их филиалов с общей  суммой активов 2,7 трлн. долл. Ежегодный  объем продаж, осуществляемых филиалами  ТНК, превышает 6 трлн.  На долю США  приходится более 1/3 из 100 крупнейших в  мире ТНК.

Как отмечают эксперты ЮНКТАД, в 1995г. бурными темпами происходило  слияние и приобретение компаний, особенно Западной Европе. Это затронуло прежде всего такие секторы экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтическая промышленность и финансовые услуги.

Международное разделение труда. Другим  фактором развития интеграционных процессов являются глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда (происходящие прежде всего под влиянием НТР) Сам термин «международное разделение труда», с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на отдельных видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри и между фирмами. Получает очень широкое распространение внутриотраслевая специализация.

Научно-техническая революция. Современный этап научно-технической  революции выводит интернационализацию как рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. НТР выступает самостоятельным фактором, обусловливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве. Не может быть успешным развитие науки и техники в той или иной стране в изоляции от других государств.

Открытость национальных экономик. Интенсивное развитие в  последние годы кооперирования между  фирмами разных стран привело  к появлению крупных международных  производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК. Для них внутрифирменное разделение труда вышло за национальные границы и по существу превратилось в международное. На этой основе повышается степень открытости национальных экономик. Открытая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи.

Значительную роль в формировании открытой экономики в развитых странах  играет внешнеэкономическая стратегия  государств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с  зарубежными фирмами и созданию правовой основы, способствующей притоку  из-за рубежа капиталов, технологий, квалифицированных  кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международное производственное сотрудничество.

Информация о работе Формы международной экономической интеграции