Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:45, доклад

Описание работы

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные формы и методы.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 100.41 Кб (Скачать)

-             плата за информирование и консультирование;

-             сбор за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление

действия лицензий;

-             плата за участие в таможенных аукционах;

-             плата за принятие предварительного решения;

-             сборы за выдачу квалификационного аттестата специалисты по

таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

-             иные таможенные платежи.

Таможенный комитет Министерства финансов Республики Казахстан определяет

порядок взимания таможенных платежей, а его органы проверяют уплату платежей

при предъявлении товаров к таможенному контролю согласно таможенной

декларации.

Уплата таможенных пошлин за поставку продукции в государстве СНГ

осуществляется в соответствии с действующим законодательством и

межправительственными соглашениями, заключенными с этими странами.

Таможенные пошлины или применяемые вместо них налоги на импорт являются

составляющими свободной оптовой (отпускной) цены товаров (кроме них, цена

включает фактурную стоимость товаров, расходы по закупке и доставке товаров

до границы, вознаграждение внешнеэкономическим и другим организациям). При

этом импортируемые товары облагаются налогом на добавленную стоимость и

акцизами. С включением торговых надбавок на эти товары формируются свободные

розничные цены.

Стоимостное регулирование импорта и экспорта может осуществляться путем

предоставления импортных и экспортных субсидий участникам торговых сделок.

Поскольку прямые экспортные субсидии запрещены международным

законодательством, могут предоставляться скрытые субсидии (льготное

кредитование, занижение цен на исходное сырье, материалы, энергетические

ресурсы, субсидирование фрахта).

    

    

Казахстанская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей.

Степень и характер включения той или иной страны в мирохозяйственные

отношения, прежде всего, в международную торговлю, определяются несколькими

экономическими факторами:

-         величиной экономического потенциала;

-         стадией технико-экономического развития;

-         обеспеченностью природными ресурсами.

Считается, что чем беднее природными ресурсами страна, чем меньше ее

экономический потенциал и чем выше уровень технико-экономического развития,

тем больше, при прочих равных условиях, своей продукции она направляет в

каналы международного обмена. Данные факторы определяют масштабы и характер

присутствия Казахстана на мировых рынках.

Экономическое сотрудничество с зарубежными странами Казахстану приходится

развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства,

где гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского

хозяйства, легкой и пищевой отраслей промышленности. Отмеченные деформации

предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. При наличии таких

структурных переносов в экономике и устаревшего производственного аппарата

Казахстан использует во взаимодействии с внешним миром узкий спектр имеющихся

у неё конкурентных преимуществ. Важнейшие из них - обеспеченность страны

основными видами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего энергетическими.

Очевидно, что в ближайшее время у Казахстана нет серьезной альтернативы

масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Однако делать главную

ставку в развитии экспорта на интенсивное использование фактора природных

ресурсов было бы недальновидным.

Принципиальным является положение сырьевой специализации Казахстана и его

сохранения в обозримой перспективе, поэтому задача государственного

регулирования состоит в повышении эффективности сырьевого экспорта и

обеспечении его устойчивости. Такие страны, как Норвегия, Великобритания,

Канада, Австралия в значительной степени специализируются на экспорте

топливно-сырьевых ресурсов, но от этого они не переходят в разряд

слаборазвитых государств, а наоборот, наращивают свой экономический

потенциал. Казахстан вряд ли сумеет стабильно наращивать объемы поставок

сырья за рубеж и изделий первого передела по целому ряду причин:

1.       фактор истощения сырьевых ресурсов со временем будет играть все

большую роль.

2.       распространение в мире ресурсосберегающих технологий будет

сдерживать рост спроса на сырье и энергоресурсы, в таких условиях

отечественным экспортерам придется прибегнуть к демпингу.

3.       увеличению экспорта сырья кун препятствует ограниченная пропускная

способность отечественной транспортной инфраструктуры. Ресурсный потенциал не

представляется конкурентным преимуществом, достоинством для укрепления

позиций страны в мировом хозяйстве.

С точки зрения современной экономической теории развитие означает полное

использование сравнительных преимуществ каждой страны в международной

торговле. В настоящее время ни одна страна не может абстрагироваться от

внешних факторов развития. На сегодня нашими преимуществами являются нефть,

металлы, зерно и поэтому их полное использование в международной торговле

есть первейшая задача экономической политики правительства в данный период.

Этому служит политика правительства, которое отказалось от закрытия границ,

введения повышенных таможенных пошлин, установления экспортных квот, в том

числе на нефть и др.

На характере внешнеэкономических связей Казахстана также сказываются просчеты

во внешнеэкономической политике, допущенные в последние годы. Государственные

органы, как показывает анализ, концентрировали основное внимание на

либерализации, налаживании отношений с интеграционными сообществами и

международными экономическими организациями. При этом на втором плане

оставался ряд важных перспективных вопросов, связанных с оптимизацией

интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство. В подходе государства

к внешней торговле просматривается, прежде всего, фискальный интерес.

Значение внешней торговли как оптимизатора экономического роста явно

недооценивалось.

Курс валюты необходимо регулировать так, чтобы цены определенной части

отечественных товаров обрабатывающей промышленности все время были ниже

мировых. Это относится и к внутреннему рынку. Внешнеторговый баланс при этом

должен учитываться только как один из результатов валютного регулирования, а

не являться его целью. Причем ассортимент конкурентоспособных товаров страны

изменяется в зависимости от конъюнктуры рынков, а денежно-кредитная политика

направлена на обеспечение нужных соотношений отечественных и мировых цен на

аналогичные товары.

Регулируя уровень цен отечественных товаров по отношению к мировым, можно

поддерживать достаточную конкурентоспособность национальной экономики и,

соответственно, положительное сальдо внешнеторгового баланса. Для сохранения

конкурентоспособности банк изымает часть инвалюты с дальнейшей передачей в

государственный бюджет. Правительство расходует эту валюту на импорт

передовых технологий. Таким образом, упорядочивая соотношение отечественных и

мировых цен посредством денежно-бюджетной политики, государств может

обеспечить не только заданный темп реального роста производства, но и

стабильное увеличение доходов государственного бюджета.

Одним из недостатков внешнеэкономической политики 90-х годов является

недооценка необходимости всестороннего учета при ее разработке и проведении

интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Государство при

регулировании экспорта и импорта упускает из виду задачи структурной

перестройки производства. Нетарифные меры ограничения импорта применяются,

если их введение не встречает активных возражений со стороны иностранных

поставщиков. В итоге увеличивается наплыв в Казахстан недоброкачественной

импортной продукции. Усиливая валютный контроль, органы регулирования

одновременно снижают стимулы к проведению хозяйственными субъектами

экспортно-импортных операций.

Рост импорта не считается негативным явлением в экономике, как пытаются

изобразить сторонники политики импортозамещения, отечественные

товаропроизводители. Тем более для сегодняшнего Казахстана. Во-первых, рост

ВВП ведет к росту импорта. Это закон экономики. Во-вторых, в любой стране

есть группа потребителей (предприятия, граждане), которые хотят приобретать

только импортные товары. И в любой, даже самой развитой, стране до 40%

товарооборота составляют импортные товары. В-третьих, в республике высок

уровень износа производственного аппарата, и он нуждается в передовой технике

и прогрессивных технологиях, особенно в высоких технологиях. Отечественные

товаропроизводители не в состоянии производить такие машины и оборудование

для большинства отраслей. Поэтому рост импорта подобных инвестиционных

товаров необходим для обновления устаревших машин и оборудования и отвечает

интересам страны. Без указанных товаров страна не в состоянии будет

производить конкурентоспособную и наукоемкую продукцию с высокой добавленной

стоимостью. Многочисленные примеры показывают, что рост импорта часто

становится импульсом к возникновению и развитию отечественных

конкурентоспособных производств, вытесняющих аналогичные импортные товары по

условиям конкуренции, а не административно-командным методом. Именно

дальнейший рост внутреннего спроса на импортные товары подталкивает

отечественный бизнес к налаживанию собственного производства. Примером в

нашей стране могут служить производства по выпуску муки, макарон, конфет,

масла, алкогольных и безалкогольных напитков, и многих других товаров.

Экономически оправданным ограничителем импорта может выступать не просто его

высокий рост, а и ввоз по демпинговым ценам субсидированных товаров,

нестандартных, низкокачественных и вредных продуктов, составляющих угрозу

продовольственной безопасности Казахстана, а также возникновение или рост

отрицательного товарного сальдо. Для борьбы с этим явлением существуют уже

Информация о работе Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности