Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:37, реферат
В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем, либо никому. Разделение труда было малоощутимым. Когда были изобретены деньги, и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов, вместо того, чтобы выращивать, собирать или охотиться на еду самостоятельно. Зависимость от работы как от источника денег для приобретения еды и жилища является основой безработицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Формы безработицы 4
1. Фрикционная безработица 4
2. Структурная безработица 4
3. Естественная безработица 5
4. Циклическая безработица 6
5. Скрытая безработица 7
6. Сезонная безработица 7
7. Добровольная безработица 8
II. Последствия 9
1. Социальные последствия безработицы 9
2. Экономические последствия безработицы 10
III. Меры по сокращению безработицы 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
По мнению некоторых специалистов, потеря работы способна нанести психическую травму, выше которой по уровню стресса лишь смерть близких родственников или заключение в тюрьму. Поэтому не случайно в любом государстве безработица считается центральной проблемой современного общества. Повышение уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, обостряет отношения в семьях, может вызвать социальную напряженность в обществе.
Безработица приводит к серьезным экономическим и социальным издержкам. Одним из главных негативных проявлений последствий безработицы является нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, сокращение экономического потенциала. Следовательно, безработица - это тормоз в развитии общества и недоиспользования производственных возможностей. В итоге в стране происходит снижение экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Подобные явления можно прогнозировать.
Уровень фрикционной безработицы можно снизить:
улучшая информационное обеспечение рынка труда
(работа Центров занятости по сбору информации у работодателей о вакансиях и сообщение о них безработным);
устраняя факторы, снижающие мобильность рабочей силы
(создание развитого рынка жилья, увеличение масштабов жилищного строительства, отмена административных преград для переезда в другие населенные пункты).
Уровень структурной безработицы можно снизить:
способствуя программам профессионального переобучения и переквалификации.
Уровень циклической безработицы можно снизить:
создавая условия для роста спроса на товары (рост занятых в производстве произойдет, если будет стимулирование роста экспорта; поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции; поощрение иностранных инвестиций в экономику России);
создавая условия для сокращения предложения труда (введение досрочной пенсии, но в ограниченных масштабах, т.к. может привести к существенному увеличению пенсионных выплат);
создавая условия для роста самозанятости (помощь при создании собственного дела);
реализуя программы поддержки молодых работников (экономическое стимулирование - льготы для фирм, где работает молодежь, фирмы для молодежи, центры для обучения).
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости.
Эта концепция должна включать:
- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
- государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;
- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
- регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в
России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда.
В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 9, 10 кл. общеобразоват. учрежд. - 4-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2009.-256 с.
2. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб.пособие / Л.В.Лемешевская - Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2010. - 336 с.
3. Липсиц И. В. Экономика: В 2 кн. Кн.1. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 304 с.
4. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики/Гос. унив. Высшая школа экономики; Под ред. С.И.Иванова.- 4-е изд. - В 2-х книгах. Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 296 с.
2