Формирование рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рыночной экономики в России, оценка результатов проведенных реформ и их последствий для страны, а также специфики дальнейшего развития экономики России.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить сущности и основных характеристик понятия рыночной экономики;
- рассмотреть основные принципы функционирования и отличительных черт рыночной экономики;
- рассмотреть стратегии перехода к рыночной экономике в России;
- проанализировать состояние экономики на современном этапе и определить перспективы ее развития.

Работа содержит 1 файл

формирование рыночной экономики в россии.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

- равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности;

В любой экономике её активными субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это разномасштабные и разноправные субъекты и было бы неправомерно предоставлять одни и те же права индивидуалу  и  государственной  экономике. Один из принципов рыночной экономики власти, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей  на  данном  конкретном  предприятии.

- саморегулирование деятельности;

Этим стимулируются  зарождение очагов развития экономики. 
Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные  напряжения.

- принцип договорных отношений;

Рыночную экономику  часто определяют как экономику  развитых товарно- денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать  экономикой договорных отношений. В  экономике административно-директивного типа отношения между секторами, отраслями, регионами, предприятиями устанавливаются и регулируются в основном государственными планами. Взаимосвязи между экономическими объектами в рыночных отношениях строятся на основе договорных отношений.

 - свобода ценообразования;

При свободном ценообразовании  цена не скована внешними ограничениями. Такие цены  принято  называть  рыночными.  
- самофинансирование;

Любая хозяйственная  единица, обретая экономическую  самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому самостоятельный экономический субъект обязан осуществлять финансов самообеспечение, то есть  самофинансирование.

- децентрализация управления и самостоятельность;

Принцип децентрализации  управления в рыночной экономике  является производным от других принципов. Будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной.

- государственное регулирование;

Любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать без государственного  регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Это проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением.

- конкуренция и механизмы социальной защиты;

Важнейшим факторов, повышающим эффективность экономической системы рыночного типа, служит. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование рыночной экономики в России.

2.1. Факторы  формирования российской модели  рыночной экономики.

 

Длительный период существования административно-командного типа системы национальной экономики закончился в России в конце ХХ в. и начался переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. [14, c.5]

Существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.

Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.

Причины перехода России к рыночной модели экономики:

  • тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;
  • существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;
  • перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК);
  • отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса.

Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги:

  • процессы приватизации и разгосударствления собственности.
  • акционирование, т. е. создание акционерных обществ всех типов.
  • формирование «среднего класса» собственников.
  • повышение степени открытости хозяйственной системы.
  • создание объектов смешанной экономики.
  • рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве РФ предприятий, являющихся собственностью иностранных физических и юридических лиц.
  • создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ.
  • создание транснациональных компаний, финансово-промышленных с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития.
  • вхождение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена.

Все это приводит к росту степени многоукладности национальной экономики РФ, появлению в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской национальной хозяйственной системы, к ее интеграции в сложившуюся систему мирового хозяйства. [1, c.4]

2.2. Стратегии перехода к рыночной экономике  России и пути их реализации

 

Перед странами, решившими  осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. В конце 1980-х годов перед Россией (СССР) встали четыре масштабных исторические проблемы, которые и предопределили развитие страны на протяжении 1990-х голов:

1. выход за рамки индустриального общества сопровождается тяжелыми структурным и макроэкономическим кризисами;

2. в российском обществе протекали процессы собственно посткоммунистической трансформации. Это был уникальный эксперимент перехода от тотально огосударствленной экономики к рыночной;

3. Россия столкнулась с масштабным макроэкономическим кризисом, ставшим результатом популистской экономической политики (начиная со второй половины 1980-х годов), что привело к развалу бюджетной и денежной системы, к исключительно высоким темпам инфляции, к падению производства;

4. к началу переходного периода разрушенными оказались практически все институты государственной власти, и их восстановление было, по сути, центральной политической задачей первого десятилетия реформ;

Точкой отсчета рыночных реформ в России принято считать 1991 г., когда  российское правительство после  подавления августовского путча 1991 г. и распада СССР приступило к  радикальным преобразованиям общественно-политического устройства и экономики нашей страны.

Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют еще периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации. [8, c. 33]

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции реализации этого перехода:

Градуализм — предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента.

Шоковая терапия — построена в основном на свободном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок — самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства — поддержание устойчивости финансовой системы, и сдерживание темпов инфляции, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может.

Шоковая терапия предполагает использование в качестве основного  инструмента антиинфляционной политики — либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии» обусловлен объективными факторами. Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан экономистом М. Фридманом и его последователями. Монетаризм исходит из того, что рынок – это самая эффективная форма функционирования экономики. Рынок способен к саморегуляции, поэтому преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этого, монетаристы делают большой упор на либерализацию экономики полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Этим путем пошла Россия. [13, c. 12]

Элементами "шоковой  терапии" в экономике являются:

- либерализация  цен и переход к структуре  цен мирового рынка; 

- либерализация  внешней торговли, в т.ч. обеспечение  хотя бы частичной конвертируемости  валют; 

- дерегулирование  экономики; отмена субсидий;

- резкое сокращение  бюджетного дефицита;

- жесткая кредитно-денежная  политика,

- быстрая приватизация.

Однако эффективной "шоковая терапия" может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики.

На начальном этапе переходного  периода часто нет условий  для реализации стратегии «градуализма».

Общие элементы стратегии перехода к экономике рыночного типа:

  • Либерализация экономики.
  • Макроэкономическая финансовая стабилизация.
  • Институциональная трансформация.

"Шоковая терапия"  в чистом виде начинается с  либерализации цен. Это приводит  к банкротству предприятий в  промышленности и сельском хозяйстве,  которые при новых ценах сохраниться  не могут. Обанкротившиеся государственные предприятия "идут" на аукцион. Однако в таком виде данную схему в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно.

Институциональная политика включает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка, в том числе и банков, инвестиционных компаний, холдингов, ФПГ, страховых компаний и т.п. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация. [8, c.21]

Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Структурная и инвестиционная политика слабо реализуются в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к минимуму.

Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру..

Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями населения. Система социальной поддержки должна позволить населению пережить переходный период, приспособиться к рыночным отношениям. Среди элементов этой системы - индексация доходов, пособия по безработице, новая организация трудоустройства и переподготовки, целевые дотации уязвимым слоям населения.

Исторически последовательность этапов экономической трансформации  в России была следующей:

1991-93гг. – развал административной системы, становление основ рыночной экономики, т.е. создание политических и институциональных предпосылок;

1992 г. – либерализация  экономики;

1992-1994 г. приватизация;

1994-95гг. – этап инфляционистской, протекционистской политики;

1996-97гг. – достижение финансовой стабилизации, структурная перестройка экономики, реструктуризация предприятий, остановка падения производства;

1998-99гг. – финансовый  кризис и его последствия;

2000-2005гг. – выход на  траекторию востановительного роста.

По характеру динамики макроэкономических показателей и процессов переходный период в России можно разделить на два крупных этапа: докризисный (1991-1998 гг. - отрицательная динамика основных макроэкономических показателей) и посткризисный (1999-2005 гг. – изменение в тенденции макропоказателей).

Советская экономика  была самой огосударствленной и  потому самой монополизированной. Становление  рынка – это развитие конкуренции, которое осуществляется через демонополизацию  путем разгосударствления (коммерциализации деятельности госпредприятий) и приватизации госсобственности. [16]

Этапы приватизации:

  1. Доваучерная (до 1991 г.) – в форме выпуска арендного имущества.
  2. До 1 июля 1994 года – ваучерная приватизация.
  3. Денежная.
  4. Залоговые аукционы (1997 г.) – государство для покрытия бюджетного дефицита отдает в залог банкам пакеты акций приватизированных предприятий для получения кредита. [10, c.12]
  5. Конкурсные торги (в наст. время)

Информация о работе Формирование рыночной экономики в России