Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 20:55, доклад

Описание работы

Государственная инновационная политика – это совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Работа содержит 1 файл

Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления.

Государственная инновационная политика – это совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

1) разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

2) определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

3) осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.

В инновационной  политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии  
с социально–экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно–техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе в: расширении экспорта научно–технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно–технической инновационной помощи другим странам. Научно–техническое лидерство – это завоевание передовых позиций в результате правильности выбранного стратегического курса и перспективных тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно–техническое лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований (применения селективного и фронтального методов). Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных  экономических, организационных, правовых, информационных и социально–психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

1) содействие  развитию научных исследований (фундаментальных,  поисковых, прикладных), прежде всего  в перспективных направлениях;

2) кадровое  обеспечение инновационной деятельности;

3) содействие  разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

4) формирование  государственных заказов в виде  контрактов на проведение инновационных  разработок, обеспечивающих начальный  спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

5) применение  фискальных и прочих инструментов  государственного регулирования,  формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают необходимость  
и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

6) участие  государства в роли посредника  в организации эффективного взаимодействия  различных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами (предприятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами);

7) координацию  инновационной деятельности в  регионах;

8) создание  правовой базы инновационной деятельности;

9) регулирование  международных связей в области  инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки  зрения степени участия государства  в поддержке инновационных процессов, является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

Формы государственного регулирования международных связей в инновационной деятельности разнообразны. Перечислим некоторые из них:

стимулирование  зарубежных инновационных инвестиций;

обоснованный  выбор наиболее перспективных, приоритетных направлений сотрудничества;

таможенное  регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (технологий, изделий, рецептур);

поддержка международных контактов (связей) малого инновационного предпринимательства;

финансирование  многосторонних (двусторонних) международных  инновационных проектов;

применение  специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или организаций), участвующих в выполнении совместных инновационных проектов и разработок;

введение  в стране международных стандартов и норм. 

Методы государственного регулирования в инновационной сфере.

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи  
с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно–ведомственная форма государственного регулирования инновационного процесса – это прямое финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций – это контрактное финансирование инноваций посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система  государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.

В системе  прямых методов воздействия государства  на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований.

В этом направлении  государственной инновационной  политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные  
и коммерческие задачи.

В государственном  регулировании инновационных процессов  важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

К косвенным  методам следует отнести налоговые  льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявления: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно–технического надела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно–технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно–технических организаций; уменьшении в течение определяемого периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т.е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Информация о работе Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления