Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие фискальной политики
2. Дискреционная и автоматическая фискальные политики
3. Сущность, значение, стратегия и тактика налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Фискальная политика.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Система пособий по безработице  и различных соц. выплат, программы  по поддержанию малоимущих слоев  населения.

 

3. Сущность, значение, стратегия  и тактика налоговой политики.

Налоговая политика —  часть фискальной экономической  политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти  параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Налоговая политика государства  связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными  отношениями, складывающимися у  государства с юридическими и  физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От чёткого осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

-Стабильность налоговой  системы;

-Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

-Льготирования конечной  продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после  подтверждения наличия практического  эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

- Субординация местных  и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных  и местных налогов исключительный  произвол в формировании ресурсов  всех уровней административной  иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

- Равенство перед законом  всех налогоплательщиков, единообразие  налоговой политики (Достижение  большого единообразия облегчит  удовлетворение других критериев  удачной налоговой политики, оно  способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);

- Законодательное право  налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна  показывать населению сколько  стоят различные мероприятия  государства, которые совершаются  в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

- Простота налоговой  системы (Способ реального упрощения  - значительная переориентировка  налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок).

Налоговая политика как  совокупность научно обоснованных и  экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с  расчётом на перспективу, - это налоговая  стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и  стратегия незаменимы, если государство  стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

фискальные - повышение доходов государства;

международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платёжного баланса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно  сделать вывод, что воздействие  на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной  стороны, государственные расходы  создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос.

Ныне экономисты самых различных  школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Государство пытается вовлечь в  оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения  оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. 
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно  используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных  расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также  факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

Необходимо совершенствовать бюджетный  механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование  механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы  экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.


Информация о работе Фискальная политика