Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:08, курсовая работа
В данной работе была преследована цель рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики, проводимой правительством многих стран.
Введение ………..4
1 Понятие фискальной политики, её виды и инструменты ………....6
1.1 Характеристика фискальной политики государства ……....6
1.2 Виды фискальной политики ………....8
1.3 Инструменты фискальной политики ………12
2 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность……...18
2.1 Автономные налоги ……………18
2.2 Эффективность фискальной политики …….19
3 Фискальная политика в России …..….22
3.1 Цели, задачи и стратегия налоговой реформы проведенной в России ………….…22
3.2 Основные направления бюджетной реформы ……… 25
Заключение ………27
Список использованных источников………..30
Приложение А …...31
Приложение Б …...32
Приложение В………33
В этот
период налоговые поступления
превышают государственные
График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.
Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования /11/.
Выделяют два вида дискреционной политики:
-стимулирующую,
-сдерживающую.
Стимулирующая
фискальная политика осуществляется
в период спада, депрессии, включает
повышение государственных
В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Осуществление
этих целей связано с проведением
комплексной налоговой реформы,
сопровождающейся ограничительной
кредитно-денежной политикой Центрального
Банка и изменением оптимизации
структуры государственных
Сдерживающая фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.
Имеет своей
целью ограничение циклического
подъема экономики и
В краткосрочной
перспективе эти меры позволяют
снизить инфляцию спроса ценой роста
безработицы и спада
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
- наличие временного
лага между принятием решений
и их воздействием на
- административные задержки;
- пристрастие
к стимулирующим мерам (
Разумное применение
1.3 Инструменты фискальной политики
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических, лиц взимаемые государством. Существует две основные группы налогов по форме налогообложения:
-прямые;
-косвенные.
Прямые налоги
устанавливаются
В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогами различают:
-государственные налоги;
-местные налоги.
Государственные
налоги взимаются центральным
-подоходный налог;
-налог на прибыль предприятий;
-таможенные пошлины и др.
Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.
В зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги делят на:
-пропорциональные. Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм.
-прогрессивный
налог. Прогрессивный налог - это
налог, средняя ставка
-регрессивный.
Регрессивный налог
Снижение налогов
увеличивает располагаемый
Повышение налоговснижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.
Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает:
- аккордные налоги,
не зависящие от уровня
-налоги, величина которых зависит от уровня дохода.
Введение аккордного
налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня
располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода
приводит к сокращению потребления:
где С1– уровень потребления до введения налога;
С2 – уровень потребления после введения налога;
С0 – уровень
потребления при нулевом
МРС – предельная склонность к потреблению;
Y – доход;
Т– налог.
Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма налоговых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода :
соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:
.
Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП.
Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рисунке 2.
Рисунок 2- Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)
Первоначально,
когда совокупные расходы (АD1)
включали потребление на
Снижение налогов вызовет противоположный эффект – объем производства будет увеличиваться.
Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .
Налоговый мультипликатор(MRT)– это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC)к предельной склонности к сбережениям (MPS) :
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:
Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.
Следует отметить,
что поскольку все
Государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:
- военные;
- экономические;
- на социальные цели;
- на внешнеэкономическую
и внешнеполитическую