Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:43, реферат

Описание работы

Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Содержание

Введение. 3
Фискальная политика. 4
Прямы и косвенные финансовые методы регулирования экономики. 5
Типы фискальной политики. 6
Дискретная фискальная политика. 7
Не дискреционная фискальная политика. 9
Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой. 12
Проблемы при проведении фискальной политики. 15
Фискальная политика в наше время. Россия………………………………………………….16
1. Жесткая фискальная политика России в первом полугодии 2011 года………..…16
2. Стимулирующая фискальная политика России в первом полугодии 2011………19
Заключение. 20
Список литературы……………………………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика государства.docx

— 176.17 Кб (Скачать)

     Итак, при растущем предложении денег  наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую  фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос.

     Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.

     Фискальная  политика, напротив, оказывает воздействие  через покупку государством товаров  и услуг или через изменение  налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение). 
 
 
 
 
 

     Рассмотрим  влияние составляющих фискальной политики на ключевые переменные. Один из интересных случаев -, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис. а).  
 
 

     

                                              а)                                                б) 

Рис. Влияние инвестиции на ВНП 
 
 

Кривая IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а). Новое равновесие достигается в точке Е’. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий.

     На  рисунке показана экономика, первоначально  находившаяся в точке Е. с неполной занятостью, а затем достигающая  уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2). Можно также подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст наибольшую выгоду.

     Консерваторы  доказывают необходимость снижения налогов. Они поддерживают стабилизирующую  политику, при которой налоги снижаются  в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить  поле деятельности государства в  сфере образования, охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.  
 
 

     

Рис. Выбор между денежной и фискальной политикой 
 

     Налоговая политика - часть фискальной экономической  политики,

проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения,

налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых  льгот. Все эти параметры государство  регулирует таким образом, чтобы  поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

     Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная  с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.

     Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений  в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной  экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных  инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

 

Проблемы  при проведении фискальной политики.

 

     Оценка  эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут  лишь ограничить размах и глубину  колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания  они не в состоянии. 

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

- наличие  временного лага между принятием  решений и их воздействием  на экономику;

- административные  задержки;

- пристрастие  к стимулирующим мерам (сокращение  налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).  

     Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и  дискреционной политики может существенно  влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических  проблем.

     Природа фискальных проблем заключается  в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное  бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической  конъюнктуры. Замедление темпов необходимых  институциональных и структурных  реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к  серьезным фискальным трудностям.

     Разные  темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах  не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем.

 

Фискальная  политика в наше время. Россия.

     В 2011 году экономика России стремительно росла. 2009 год был проблемным. Тогда ВВП одной из крупнейших экономик упал на 7.9%. 2010 год тоже не задался. Рост на 3.8% также не оправдал ожиданий из-за засушливого лета с пожарами, уничтожившими большую часть урожая, при этом инфляция начала набирать обороты и достигла 8.8%. Однако мы считаем, что к концу 2011 году Россию ждет успех. Мы видим большой потенциал для дальнейшего роста при условии стабилизации внешних инвестиций, присоединения к ВТО и запуска новой программы приватизации. 
 

1. Жесткая фискальная  политика России  в первом полугодии  2011 года

 
          2010 год был не так уж и плох. Изначально, бюджет на 2010 год предусматривал дефицит в размере 6.8% от ВВП при условии, что цена на нефть Urals составит как минимум 58 долларов за баррель. Однако нефть торговалась на уровне 79 долларов за баррель, что позволило сократить дефицит бюджета до 3.9% от ВВП. Таким образом, российское правительство начинает 2011 год, как чистый финансовый кредитор соотношением долга и ВВП на уровне 7.3% при этом 8% от ВВП (144 млрд. долларов) остались в нефтяных фондах.  
 
Бюджет 2011 предполагает существенное ужесточение фискальной политики - на 2% от ВВП. Несмотря на то, что федеральный бюджет включает в себя лишь незначительное ужесточение, на 0.5% от ВВП, главное бремя связано с существенным повышением социальных выплат во внебюджетные фонды, в первую очередь, в пенсионные, с 26% до 34% на зарплаты менее 13 500 долларов в год. Это увеличение, - при условии добросовестного соблюдения налоговых требований - позволит привлечь в пенсионные фонды около 650 млрд. рублей, что составляет 1.5% от ВВП. Первое полугодие 2011 года - тяжелое время для российского потребителя. Бюджетные заработные платы и пенсии индексируются в соответствии с инфляцией. Резкое повышение социальных страховых взносов, скорее всего, приведет к тому, что компании, не относящиеся к высокоприбыльной товарно-сырьевой элите, не смогут повышать заработные платы. На наш взгляд, это в первую очередь ударит по компаниям с небольшой рентабельностью, где работает много специалистов с невысокой зарплатой. Это обрабатывающая промышленность, потребительский сектор, в частности, розничная торговля. В то же время, темпы январского роста акцизов и налогов на табачные изделия, алкоголь и топливо, равно как и стоимости большинства коммунальных услуг (газ, электричество, отопление, транспорт, водоснабжение) измеряются двузначными числами. Это связано со среднесрочными планами правительства поднять регулируемые цены на коммунальные услуги до рыночного уровня, стимулировав, таким образом, более эффективно расходование природных ресурсов. Мы полагаем, что темпы роста располагаемого дохода, уже пострадавшего от инфляции в 2010 году, в начале 2011 года будут отрицательными. 
 
Растут инфляционные риски. Увеличение цен во втором полугодии 2010 года связано с ценовыми шоками на сырье, и, в особенности, на продукты питания. В связи с этим, инфляция по итогам года достигла 8.8% против целевого уровня 7%. Центробанк не отреагировал на это повышением ставки. Риски, в первую очередь, связанные с ростом денежной массы и инфляционными ожиданиями, заключаются в том, что работники начнут требовать более высоких зарплат, что приведет к развитию инфляционной спирали цена-зарплата. По нашим оценкам, увеличение темпов роста денежной массы на 1% провоцирует инфляцию на уровне 0.23% с временным лагом 12-16 месяцев. Это значит, что резкий переход от монетарного ужесточения к экспансии в конце 2009 года теперь ощущается на ценах. 
 
Сокращение свободных производственных мощностей усиливает инфляционное давление. Теоретически, при наличии свободных производственных мощностей в экономике, дополнительный спрос, связанный с увеличением денежной массы, генерирует рост объема производства, а не цен. Однако свободных мощностей осталось очень мало. В большинстве промышленных секторов показатель использования производственных мощностей держится на уровне 60%, что на 5-10% ниже циклических максимумов 2008 года. Однако условия на рынке труда начинают ужесточаться, безработица снизилась к докризисным уровням 6.8% против кризисного максимума в начале 2009 года на 9.4%. На московском рынке труда она не превышает 2%. Между тем, в некоторых секторах, связанных с экспортерами сырья, таких как трубопрокатная промышленности и разработка месторождений, отмечаются высокие уровни использования производственных мощностей на фоне роста цен. 
 
Не исключены активные действия ЦБ РФ... мы полагаем, что в Центробанк в ближайшее время повысит ставку рефинансирования на 25 базисных пунктов, а ставку по депозитам на 50 базисных пунктов. При этом в декабре ставка по депозитам уже была повышена на 25 б.п., а руководство банка всячески демонстрирует свою решимость бороться с инфляцией, которая в январе обещает приблизиться к 10%. Последнее связано с влиянием роста расходов перед Новым годом и повышением цен на коммунальные услуги. Быстрая реакция поможет восстановить доверие к обещанию ЦБ поддерживать инфляцию на целевом уровне. 
 
 
... после выжидательной политики. В отличие от рынка, мы полагаем, что центральный банк сделает паузу перед дальнейшим повышением, чтобы посмотреть, можно ли снизить инфляцию до целевого диапазоноа 6-7% при помощи других инструментов, например, ужесточения фискальной политики и амбициозной программы внутреннего кредитования. 
 
Чистый рост налогов и социальных взносов - при условии, что компании не будут уклоняться от уплаты - позволит привлечь 900 млрд. рублей, тогда как объем внутренних заимствований, при помощи которых предполагается профинансировать 75% дефицита бюджета 2011 года, составит 1.3 трлн. рублей. Эти меры помогут осушить ликвидность на 175 млрд. рублей в месяц с соответствующими последствиями для инфляции с временным лагом 12-16 месяцев. Даже если проблемы с уклонением от налогов позволят собрать только 50% от предполагаемых дополнительных социальных взносов, а Минфин использует другие источники финансирования и прибегнет к внутренним заимствованиям лишь на 50%, этого уже будет достаточно, чтобы вернуть инфляцию в диапазон 6-7% к середине 2012 года. Этот прогноз зависит от того, прибегнет ли Минфин к запланированной программе внутренней эмиссии долговых бумаг для финансирования дефицита и осушения ликвидности. Вероятность повышения ставки ЦБ будет зависеть от того, насколько сократиться эта программа. 
 
Еще причины, по которым ЦБ РФ может отложить повышение ставок. В декабре 2010 года курс рубля укрепился против доллара на 3.2% в номинальном выражении и на 4.3% - в реальном выражении. В январе динамика сохранилась. Учитывая то, что объем импорта составляет 24% от общего потребления, рост рубля на 4.3% способствует снижению цен на 0.9%. Более того, нормальные погодные условия летом и хороший урожай снизят цены на продукты питания на 1%. И, наконец, мы полагаем, что Центробанк предпочтет подождать публикации дополнительного бюджета летом, и лишь потом принимать решение по монетарной политике.
 
 

 

2. Стимулирующая фискальная  политика России  в первом полугодии  2011

 
Дополнительный бюджет будет опубликован  к середине 2011 года... В стране грядут выборы, с учетом прочного фискального положения, дополнительный бюджет середины 2011 года, скорее всего, будет стимулирующим на пороге предвыборной гонки. В частности, мы полагаем, он будет подразумевать использование излишков, полученных от продажи нефти, то есть прибыль от продажи нефти, полученная при стоимости нефти выше 75 долларов за баррель. За год эта сумма может составить 783 млрд. рублей, или 1.7% от ВВП при прогнозной цене на сырую нефть Urals 85 долларов за баррель. 
 
...Он разрешит увеличение расходов... Выборы в Думу намечены на конец 2011 года, президентские выборы состоятся в марте 2012 года. Мы не исключаем усиления политического давления, направленного на увеличение государственных расходов, в частности, вероятно, будут повышены пенсии, а также вырастет стоимость коммунальных услуг, регулируемая правительством. Также не исключена вероятность того, что после назначения на должность мэра Москвы Собянина, правительство вдохновится примерами и будет инвестировать средства в инфраструктуру. 
 
... он окажет решающее влияние на наш прогноз по росту в 2011-2012 годах. Однако эти действия могут спровоцировать рост инфляции выше цели в 2011 году. В результате, к середине 2012 года, вероятно, потребуется дополнительное ужесточение, чтобы вернуть экономику на путь роста с инфляцией 6-7%. Особенно, если появятся признаки наличия свободных производственных мощностей, а также того, что экспансия идет за счет роста цен, а не объема производства.

 

Заключение. 

     Бюджет  – это система, используемая правительством и другими организациями для  планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

В настоящее  время бюджет и налогово-бюджетная  политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой  дефицит бюджета, является одной  из важнейших задач ряда государственных  институтов и экономической теории в целом.

Информация о работе Фискальная политика