Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность, значение, виды и инструменты фискальной политики государства.
Объектом исследования в данной курсовой работе является фискальная политика государства.
Задачи курсовой работы:
1) Раскрыть понятие фискальной политики;
2) Отразить краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики;
3) Выявить инструменты и виды фискальной политики.
Введение…………………………………………………………………………....
Понятие, цели, виды и инструменты фискальной политики государства……..
1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно - налоговой политики…….
2 Инструменты и виды фискальной политики…………………………………..
3 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………….
Государственные расходы играют значительную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста. [5, с.33].
Увеличение
расходной части бюджета может
происходить различным образом:
через рост закупок товаров и
услуг государственными учреждениями,
выплату жалованья
Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, Рис. П. 2.1) и сдерживающую (Рис. П.2.2).
Если
экономическая система
Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает цены вверх. Рисунок 2.2 демонстрирует смещение совокупного спроса из состояния AD3 в AD4 вследствие применения следующих мер: сокращения государственных расходов, повышения налогов или их сочетания.
Следует отметить, что стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту.
Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились. [10].
Таким
образом, государство через систему налогов
и государственных расходов может стимулировать
либо сдерживать экономику В целях стимулирования
экономики государство может снизить
налоги и увеличить государственные расходы,
а при сдерживающей политике увеличить
налоги и уменьшить расходы.
3
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:
Для
оценки налоговой нагрузки, эффективности
государственных расходов, системы
социальной защиты, влияния бюджетно-налоговой
политики на экономику требуются
достоверные бюджетно-
Согласно методологии РСГФ классификация доходов бюджета в 2006 г. и в последующем позволяет четко разграничивать налоговые и неналоговые поступления в бюджет, отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и ФСЗН по разделам классификации, проводить качественный анализ доходов бюджета и обеспечивать международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008 г. являлись: налог на добавленную стоимость — 8,5 трлн. р.; налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, — 573 млрд. р. ; акцизы — 2,9 трлн. р. ; подоходный налог — 2,8 трлн. р. ; доходы от внешнеэкономической деятельности — 7,4 трлн. р. . (табл. 3.1).
Таблица
3.1 - Основные доходные источники консолидированного
бюджета (без учета ФСЗН) Республики Беларусь,
млрд.р. [2].
Показатели | 2006 год | 9 месяцев 2007 года | 2007 год | 9 месяцев 2008 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы - всего | 38391,2 | 34 254,40 | 48 048,90 | 47 986,00 |
Налоговые доходы, из них: | 26929 | 24 116,70 | 34 235,60 | 34 181,40 |
Подоходный налог | 2 480,10 | 2 119,20 | 3 081,00 | 2 820,20 |
Налог на прибыль | 3 140,80 | 2 710,00 | 3 837,10 | 573,8 |
Налоги на собственность | 1 268,40 | 1 109,70 | 1 519,20 | 1 489,80 |
НДС | 7 364,80 | 6 125,70 | 8 669,60 | 8 523,70 |
Акцизы | 2 829,70 | 2 182,10 | 3 045,90 | 2 948,00 |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
2 068,70 | 4 297,80 | 6 281,30 | 7 436,00 |
Взносы на государственное социальное страхование | 9 287,70 | 8 156,30 | 11 256,70 | 10 407,70 |
Неналоговые доходы | 2 174,50 | 1 981,30 | 2 556,70 | 3 396,90 |
Таблица
3.2 Основные доходные источники консолидированного
бюджета (без учета ФСЗН) Республики Беларусь,
%.
Показатели | январь-сентябрь 2006 | январь- сентябрь 2007 | январь- сентябрь 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налоговые доходы - всего | 70,9 | 70,4 | 71,2 |
Продолжение табл. 3.2 | |||
Показатели | январь-сентябрь 2006 | январь- сентябрь 2007 | январь- сентябрь 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налоги на доходы и прибыль | 16,3 | 15,2 | 17 |
в т.ч. - подоходный налог | 6,4 | 6,2 | 5,9 |
Налоги на фонд заработной платы | 1,8 | 0 | 0 |
Налоги на собственность | 3,4 | 3,2 | 3,1 |
Налоги на товары и услуги | 38,7 | 35,1 | 31,7 |
в т.ч. - НДС | 19 | 17,9 | 17,8 |
Акцизы | 7,5 | 6,4 | 6,1 |
Налоговые доходы от ВЭД | 5,4 | 12,6 | 15,5 |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,8 | 23,8 | 21,7 |
Неналоговые доходы | 4,3 | 5,8 | 7,1 |
Итого доходов | 100 | 100 | 100 |
Расходы
по бюджету на 2006 г. и последующие представлены
по новой функциональной классификации,
особенностями которой являются: сокращение
количества разделов (до 10) и подразделов
функциональной классификации расходов
с их четкой привязкой к основным функциям
и сферам деятельности государства, отражение
целевых бюджетных фондов в составе разделов
и подразделов функциональной классификации
по соответствующим отраслям (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
1, табл. П.1.1)
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.
Показатели
финансовой безопасности находятся
в Республике Беларусь в допустимых
границах и далеки от критических
значений. В таблице П. 1.2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
1) показана динамика изменения бюджетного
дефицита.
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.
Однако,
каким бы ни был бюджет республики:
сбалансированным, с низким внешним
долгом и т.д. - оптимизировать государственный
бюджет следует постоянно. Совершенствование
отечественной бюджетно-
В области косвенного налогообложения необходимо перейти к единым акцизным ставкам при реализации продукции на экспорт в страны СНГ и на внутреннем рынке. Целесообразно также отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот в сфере внешнеэкономической деятельности, которые не соответствуют мировой практике и снижают эффективность отечественной налоговой системы. Как показывает международный опыт, стимулирование деятельности отечественных субъектов хозяйствования предпочтительнее осуществлять за счет таможенных платежей, а не налоговых льгот.