Фискальная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность, значение, виды и инструменты фискальной политики государства.
Объектом исследования в данной курсовой работе является фискальная политика государства.
Задачи курсовой работы:
1) Раскрыть понятие фискальной политики;
2) Отразить краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики;
3) Выявить инструменты и виды фискальной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....
Понятие, цели, виды и инструменты фискальной политики государства……..
1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно - налоговой политики…….
2 Инструменты и виды фискальной политики…………………………………..
3 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

готовая Женина курсовая без тит и реф.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

    Государственные расходы играют значительную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста. [5, с.33].

    Увеличение  расходной части бюджета может  происходить различным образом: через рост закупок товаров и  услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным  служащим, осуществление трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими категориями бюджетных расходов, все они до определенного предела ведут к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса.

    Таким образом, в зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, Рис. П. 2.1) и сдерживающую (Рис. П.2.2).

    Если  экономическая система находится  в состоянии спада, то возникает  необходимость в стимулирующей фискальной политике, прибегнув к которой правительство поощряет расходы и увеличивает реальный объем производства (ВВП). Используя модель «совокупный спрос — совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо (рис. 2.1). Совокупный спрос может переместиться из состояния AD1 в AD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер.

    Сдерживающая  фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает цены вверх. Рисунок 2.2 демонстрирует смещение совокупного спроса из состояния AD3 в AD4 вследствие применения следующих мер: сокращения государственных расходов, повышения налогов или их сочетания.

    Следует отметить, что стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению  дефицита бюджета, а сдерживающая —  к бюджетному излишку, или профициту.

    Фискальную  политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную  и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились. [10].

    Таким образом, государство через систему налогов и государственных расходов может стимулировать либо сдерживать экономику В целях стимулирования экономики государство может снизить налоги и увеличить государственные расходы, а при сдерживающей политике увеличить налоги и уменьшить расходы. 

3 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    Бюджетно-налоговая  политика Республики Беларусь имеет  следующие направления:

  1. обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;
  2. поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;
  3. повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;
  4. государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики. [5, с. 120].

    Для оценки налоговой нагрузки, эффективности  государственных расходов, системы  социальной защиты, влияния бюджетно-налоговой  политики на экономику требуются  достоверные бюджетно-налоговые  данные, базой для формирования которых являются бюджетные классификации. Согласование и унификация статистики государственных финансов — один из важных вопросов, которые предстоит решить при формировании международной нормативной правовой базы в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. В ходе унификации методологии статистики государственных финансов основная задача состоит в гармонизации национальных бюджетных классификаций на основе международных стандартов в этой области, в частности Руководства по статистике государственных финансов Международного валютного фонда (в ред. 2001 г.) (РСГФ-2001). В качестве первого этапа перехода к методологии РСГФ-2001 Министерством финансов разработаны и с 1 января 2006 г. введены в действие новые бюджетные классификации: классификация доходов и функциональная классификация расходов бюджета Республики Беларусь. Следует отметить, что с 2005 г. Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина также перешли к использованию классификаций, разработанных с учетом международных стандартов.

    Согласно  методологии РСГФ классификация  доходов бюджета в 2006 г. и в  последующем позволяет четко  разграничивать налоговые и неналоговые  поступления в бюджет, отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и ФСЗН по разделам классификации, проводить качественный анализ доходов бюджета и обеспечивать международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008 г. являлись: налог на добавленную стоимость — 8,5 трлн. р.; налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, — 573 млрд. р. ; акцизы — 2,9 трлн. р. ; подоходный налог — 2,8 трлн. р. ; доходы от внешнеэкономической деятельности — 7,4 трлн. р. . (табл. 3.1).

    Таблица 3.1 - Основные доходные источники консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) Республики Беларусь, млрд.р. [2]. 

      Показатели 2006 год 9 месяцев 2007 года 2007 год 9 месяцев 2008 года
    1     2     3     4          5
Доходы - всего 38391,2     34 254,40 48 048,90     47 986,00
Налоговые доходы, из них: 26929     24 116,70 34 235,60     34 181,40
Подоходный  налог 2 480,10     2 119,20 3 081,00     2 820,20
Налог на прибыль 3 140,80     2 710,00 3 837,10     573,8
Налоги  на собственность 1 268,40     1 109,70 1 519,20     1 489,80
НДС 7 364,80     6 125,70 8 669,60     8 523,70
Акцизы 2 829,70     2 182,10 3 045,90     2 948,00
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 2 068,70     4 297,80 6 281,30     7 436,00
Взносы  на государственное социальное страхование 9 287,70     8 156,30 11 256,70     10 407,70
Неналоговые доходы 2 174,50     1 981,30 2 556,70     3 396,90
 

    Таблица 3.2 Основные доходные источники консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) Республики Беларусь, %. 

       Показатели январь-сентябрь 2006 январь- сентябрь 2007 январь- сентябрь 2008
                1         2          3         4
Налоговые доходы - всего     70,9     70,4     71,2
Продолжение табл. 3.2
       Показатели январь-сентябрь 2006 январь- сентябрь 2007 январь- сентябрь 2008
1               2           3            4
Налоги  на доходы и прибыль     16,3     15,2     17
в т.ч. - подоходный налог     6,4     6,2     5,9
Налоги  на фонд заработной платы     1,8     0     0
Налоги  на собственность     3,4     3,2     3,1
Налоги  на товары и услуги     38,7     35,1     31,7
в т.ч. - НДС     19     17,9     17,8
Акцизы     7,5     6,4     6,1
Налоговые доходы от ВЭД     5,4     12,6     15,5
Взносы  на государственное социальное страхование     24,8     23,8     21,7
Неналоговые доходы     4,3     5,8     7,1
    Итого доходов     100     100     100
 

    Расходы по бюджету на 2006 г. и последующие представлены по новой функциональной классификации, особенностями которой являются: сокращение количества разделов (до 10) и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, табл. П.1.1) 

    Показателями  стабильности бюджетно-налоговой системы  и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.

    Показатели  финансовой безопасности находятся  в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических  значений. В таблице П. 1.2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) показана динамика изменения бюджетного дефицита. 

    Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.

    Однако, каким бы ни был бюджет республики: сбалансированным, с низким внешним  долгом и т.д. - оптимизировать государственный  бюджет следует постоянно. Совершенствование  отечественной бюджетно-налоговой  политики предполагает оптимизацию расходной части бюджета и снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. С этой целью необходимо:

  1. провести конкурсное выделение бюджетных средств на инвестиции;
  2. отказаться от финансовой поддержки нерентабельных предприятий;
  3. повысить эффективность функционирования системы социальной защиты (реализовать систему минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения);
  4. разработать программы целевой помощи бедным слоям населения;
  5. включить в систему формирования социальных фондов доходы самих работников.[7].

    В области косвенного налогообложения  необходимо перейти к единым акцизным ставкам при реализации продукции  на экспорт в страны СНГ и на внутреннем рынке. Целесообразно также  отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот в сфере внешнеэкономической деятельности, которые не соответствуют мировой практике и снижают эффективность отечественной налоговой системы. Как показывает международный опыт, стимулирование деятельности отечественных субъектов хозяйствования предпочтительнее осуществлять за счет таможенных платежей, а не налоговых льгот.

Информация о работе Фискальная политика в РБ