Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются следующие:
Изучить комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с фискальной политикой.
Проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.
Введение----------------------------------------------------------------------------------------5
1 . Сущность, цели, инструменты, виды фискальной политики---------------------6
1.1 Сущность и инструменты фискальной политики--------------------------6
1.2 Виды фискальной политики---------------------------------------------------9
2 . Особенности фискальной политики в малой открытой экономике-----------13
2.1 Последствия ФП в МОЭ при плавающем валютном курсе------------13
2.2 Последствия ФП в МОЭ при фиксированном валютном курсе -------16
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь---------------------19
3.1 Анализ фискальной политики в РБ------------------------------------------19
3.2 Перспективы фискальной политики в РБ ----------------------------------21
Заключение------------------------------------------------------------------------------------24
Список используемых источников-------------------------------------------------------25
Что определяет величину
Рисунок 6 Стимулирующая фискальная экспансия при режиме фиксированных курсов
3.Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
3.1 Анализ фискальной политики в РБ
На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г. В связи с этим в 2004г. мел место профицит госбюджета.
Особенностью
белорусской налогово-
Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось недостаточно для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его разработка велась в двух вариантах в 1995—1996 гг. Тем не менее, пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику БВП.
Прямые
налоги являются автоматическими
Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства с РФ. Так, уже унифицирована методика исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС).
С 2005г. последовательно реализованы меры по уменьшению налоговой нагрузки.
Наряду с прямой поддержкой реального сектора экономики бюджет способствовал наращиванию ресурсного потенциала банковской системы республики. В 2005 году за счет средств республиканского бюджета уставные фонды банков увеличены на 630 млрд.руб. Это более 80% их прироста.
Республика
сохранила имидж надежного
В 2005 году в значительной степени высокие темпы ежегодного прироста ВВП были обеспечены опережающим ростом промышленности и инвестиций в реальном секторе экономики, а также ростом реальной заработной платы, позволившей увеличить объемы розничного товарооборота
Таблица
1 Производство
валового внутреннего
продукта
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Валовой внутренний продукт: | ||||||||||||
в текущих ценах, млрд. руб. | 121403 | 9134 | 17173 | 26138 | 36565 | 49992 | 65067 | 79267 | 97165 | 129791 | 137442 | 162964 |
на душу населения, тыс. руб. | 11909 | 913 | 1722 | 2634 | 3703 | 5088 | 6656 | 8145 | 10015 | 13407 | 14457 | 17171 |
*в 2000 году с учетом
деноминации (уменьшение в 1000раз)
3.2 Перспективы фискальной политики в РБ
Фискальная система Беларуси характеризуется в первую очередь громоздкой системой налогообложения, которая в сочетании с относительно высокими ставками позволяла привлекать в бюджет грандиозные суммы средств, превышающие 50% от ВВП. Тем не менее, такая чрезмерная налоговая нагрузка не вредила экономическому росту. Получаемые в бюджет средства переправлялись обратно в экономику посредством прямых субсидий или кредитов, предоставляемых государственными банками на льготных условиях. Субсидии убыточным предприятиям при этом включали в себя скрытые социальные трансферты - они были нацелены на сохранение рабочих мест и избежание безработицы.
Глобальный экономический кризис поколебал основы экономического роста Беларуси. Последующее сокращение налоговых доходов бюджета привело к постепенно развивающемуся дефициту бюджета. Он неизбежен по причине того, что в рамках текущей бюджетной политики государство вынуждено и дальше поддерживать государственные предприятия.
Отказ
от такой поддержки приводит к безработице
и последующему социальному кризису, так
как отсутствуют механизмы социальной
защиты безработных. Существующий на конец
лета дефицит бюджета и ожидаемый дефицит
в последующие годы (рисунок 7) подчеркивает
важность пересмотра фискальной политики
с целью ее адаптации к новым экономическим
условиям.
Рисунок
7 Прогноз сальдо
консолидированного
бюджета ( % от ВВП)
Выполнение
бюджета с дефицитом в условиях
глобального экономического кризиса осложняется
уменьшающимися возможностями привлечения
средств для его финансирования. На финансовых
рынках сохраняется недостаток ликвидности,
и инвесторы ищут безопасные финансовые
вложения, избегая инвестиций в долговые
облигации государств с высоким уровнем
риска. По этой причине Беларусь на данный
момент не в состоянии и выйти на рынок
международных долговых бумаг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ экономической литературы и периодической печати, выполненный в ходе работы, позволил нам сделать нижеследующие выводы.
1)
Дискреционная и
2)Согласно
кейнсианской концепции
3)Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является:
-
высокий уровень дотаций для
экономики по сравнению с
-
преимущественное проведение
-
после 2001 года, когда темпы инфляции
сократились, фискальная
-
снижение общего уровня
Список использованных источников
Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь