Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами данной курсовой работы являются следующие:
Изучить комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с фискальной политикой.
Проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------5
1 . Сущность, цели, инструменты, виды фискальной политики---------------------6
1.1 Сущность и инструменты фискальной политики--------------------------6
1.2 Виды фискальной политики---------------------------------------------------9
2 . Особенности фискальной политики в малой открытой экономике-----------13
2.1 Последствия ФП в МОЭ при плавающем валютном курсе------------13
2.2 Последствия ФП в МОЭ при фиксированном валютном курсе -------16
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь---------------------19
3.1 Анализ фискальной политики в РБ------------------------------------------19
3.2 Перспективы фискальной политики в РБ ----------------------------------21
Заключение------------------------------------------------------------------------------------24
Список используемых источников-------------------------------------------------------25

Работа содержит 1 файл

КУРСОвая оля.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

      Что определяет величину притока  капитала и рост дохода от Y0 до Y1? Приток капитала будет продолжаться  до тех пор, пока внутренняя  ставка процента будет выше, чем  r*. Но приток капитала сам по  себе оказывает понижающее воздействие  на ставку процента, потому что они увеличивают предложение английских денег. Когда ставка процента снова равна r* , приток капитала прекращается. Поскольку финансовые активы являются совершенными субститутами во всем мире, инвесторы будут согласны хранить свой капитал в Великобритании, потому что они получают ту же самую ставку процента, которую они могли бы получать в любой другой стране мира, т.е. они не будут брать назад свой капитал, когда английская ставка процента снова упадет до r*. Чистый эффект состоит в том, что доход увеличивается до Y1 при не изменившейся ставке процента. Фискальная экспансия в этом случае означает и монетарную экспансию. В терминах платежного баланса будет иметь место торговый дефицит и излишек счета движения капитала, но так как равновесие снова находится на линии ВР = 0, платежный баланс будет снова сбалансирован. Рост дохода определяется размером фискальной экспансии. Но фискальная политика является эффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.

    

    Рисунок 6 Стимулирующая фискальная экспансия при режиме фиксированных курсов

3.Особенности  фискальной политики  в Республике Беларусь

    3.1 Анализ фискальной  политики в РБ

     На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г. В связи с этим в 2004г. мел место профицит госбюджета.

     Особенностью  белорусской налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП в течение 2003— 2005 гг. колебался в пределах 3—8 % .

     Важным  рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью  Республика Беларусь ставит цель обеспечения  выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось недостаточно для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его разработка велась в двух вариантах в 1995—1996 гг. Тем не менее, пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику БВП.

     Прямые  налоги являются автоматическими стабилизаторами  экономики, гибче реагируют на проведение того или иного типа фискальной политики. Такая теоретическая посылка является одной из причин стратегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов (они частично пропорциональны). Основные направления дальнейшей реформы налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, развитие социальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения, торможение инфляционных процессов, развитие наукоемких производств, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта.

     Унификация  налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства с РФ. Так, уже унифицирована методика исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС).

     С 2005г. последовательно реализованы  меры по уменьшению налоговой нагрузки.

     Наряду  с прямой поддержкой реального сектора  экономики бюджет способствовал  наращиванию ресурсного потенциала банковской системы республики. В 2005 году за счет средств республиканского бюджета уставные фонды банков увеличены на 630 млрд.руб. Это более 80% их прироста.

     Республика  сохранила имидж надежного финансового  партнера у внешних кредиторов. Своевременно и полностью выполнены обязательства по наступившим срокам по всем внешним долгам, а это около 100 млн. долл. США. Завершены платежи по кредитам, выделенным Международным валютным фондом в 1993-1995 гг. в сумме 190 млн. долл. США.

     В 2005 году в значительной степени высокие темпы ежегодного прироста ВВП были обеспечены опережающим ростом промышленности и инвестиций в реальном секторе экономики, а также ростом реальной заработной платы, позволившей увеличить объемы розничного товарооборота

     Таблица 1 Производство валового внутреннего продукта 

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой внутренний продукт:                        
в текущих  ценах, млрд. руб. 121403 9134 17173 26138 36565 49992 65067 79267 97165 129791 137442 162964
 на  душу населения, тыс. руб.     11909 913 1722 2634 3703 5088 6656 8145 10015 13407 14457 17171
 

*в 2000 году с учетом деноминации (уменьшение в 1000раз)  

    3.2 Перспективы фискальной  политики в РБ

    Фискальная  система Беларуси характеризуется  в первую очередь громоздкой системой налогообложения, которая в сочетании с относительно высокими ставками позволяла привлекать в бюджет грандиозные суммы средств, превышающие 50% от ВВП. Тем не менее, такая чрезмерная налоговая нагрузка не вредила экономическому росту. Получаемые в бюджет средства переправлялись обратно в экономику посредством прямых субсидий или кредитов, предоставляемых государственными банками на льготных условиях. Субсидии убыточным предприятиям при этом включали в себя скрытые социальные трансферты - они были нацелены на сохранение рабочих мест и избежание безработицы.

    Глобальный экономический кризис поколебал основы экономического роста Беларуси. Последующее сокращение налоговых доходов бюджета привело к постепенно развивающемуся дефициту бюджета. Он неизбежен по причине того, что в рамках текущей бюджетной политики государство вынуждено и дальше поддерживать государственные предприятия.

    Отказ от такой поддержки приводит к безработице и последующему социальному кризису, так как отсутствуют механизмы социальной защиты безработных. Существующий на конец лета дефицит бюджета и ожидаемый дефицит в последующие годы (рисунок 7) подчеркивает важность пересмотра фискальной политики с целью ее адаптации к новым экономическим условиям. 

    

    Рисунок 7 Прогноз сальдо консолидированного бюджета ( % от ВВП) 

    Выполнение  бюджета с дефицитом в условиях глобального экономического кризиса осложняется уменьшающимися возможностями привлечения средств для его финансирования. На финансовых рынках сохраняется недостаток ликвидности, и инвесторы ищут безопасные финансовые вложения,  избегая инвестиций в долговые облигации государств с высоким уровнем риска. По этой причине Беларусь на данный момент не в состоянии и выйти на рынок международных долговых бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Анализ  экономической литературы и периодической  печати, выполненный в ходе работы, позволил нам сделать нижеследующие  выводы.

     1) Дискреционная и недискреционная  фискальная политика проводятся  в комплексе, в зависимости  от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика даёт эффект в краткосрочном периоде.

     2)Согласно  кейнсианской концепции фискальной  политики дефицит государственного  бюджета, как правило, увеличивается  в период экономического спада  и сокращается в периоды оживления  и подъёма экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП.

     3)Особенностями  бюджетно-налоговой политики в  Республике Беларусь является:

     - высокий уровень дотаций для  экономики по сравнению с развитыми  странами;

     - преимущественное проведение дискреционной стимулирующей фискальной политики, направленной на поддержание стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы;

     - после 2001 года, когда темпы инфляции  сократились, фискальная политика  приобрела направление стимулирующей  инвестиционной политики;

     - снижение общего уровня централизации  в бюджете финансовых ресурсов  для дальнейшей стабилизации  экономических процессов и экономического  роста. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп./ Райзберг Б. А.// — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: 8-ое изд., - Минск: Дело и сервис, 2007г. – 156-185с.
  4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Интернет источник] http://belstat.gov.by/
  5. Википедия – свободная энциклопедия [Интернет источник] http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. Полоник  С.С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ/ С.С. Полоник, Я.М. Александрович// Белорусский экономический журнал- 2006-№1 стр.7
  7. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник/ С.А.Бартенев: - М.- Экономист –2004 – 45с
  8. Корбут Н.П. Финансы Беларуси: оснований для пессимизма нет.// Экономика Беларуси.- 2007- №1, стр.24-27
  9. Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов" – 2001.Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - МН.: ООО “ФУАинформ” 2004-576с.
  10. Краткий экономический словарь. - 4 изд. – Минск: Ин-т новой экономики, 2008г.

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь