Финансы как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 37.34 Кб (Скачать)

Влияние финансов на экономику 

Использование финансов для регулирования  экономики.      

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.     

Согласованное функционирование разных частей экономики  достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование  экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.     

Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно  характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.     

Саморегулирование обеспечивается функционированием  финансового рынка. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря нему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.     

Однако  в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная) и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.     

В регулировании экономики принимают  участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.     

Главным инструментом регулирования воспроизводственных  пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование  воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, банковского кредита, бюджета.     

Регулирование воспроизводственной структуры  осуществляет прежде всего сам субъект  хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта.     

Для регулирования отраслевых пропорций  в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный  бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д.     

Бюджетное финансирование      

Оно может способствовать ускоренному  развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п.     

Одна  из важных задач современного этапа  развития экономики состоит в  том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.     

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных  регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы. 

Место и роль финансов в  рыночной экономике      

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах.      

Рыночная  экономика — это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже  товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).     

Под рынком понимаются социально-экономические  условия реализации товара.     

Рынок — это сфера проявления экономических  отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.      

В условиях рыночной экономики очень  важно точно знать экономическую  сущность и содержание ее категорий.     

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.      

Капитал — это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег — это вложение их в предпринимательство, передача в  ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.      

Финансы — система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.     

По  своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:     

общественные  финансы,      

финансы хозяйствующего субъекта.     

Каждое  звено выполняет свои задачи и  ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.     

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового  положения предприятия зависит  его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.     

Роль  финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:     

Финансовое  обеспечение потребностей расширенного производства.     

Финансовое  регулирование экономических и  социальных процессов.     

Финансовое  стимулирование эффективного использования  всех видов экономических ресурсов.      

Финансовое  обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).     

Финансовое  регулирование экономических и  социальных процессов — второе направление  воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.     

Финансовое  стимулирование эффективного использования  всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:     

через эффективное вложение финансовых ресурсов;     

создание  поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);     

использование бюджетных стимулов (представление  льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и  фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);      

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную  уплату налогов, сокрытие доходов и  имущества от налогообложения, непредставление  налоговых деклараций и т.п.).      

Государственные финансы и их влияние  на экономику      

Роль  современного государства и его финансов в экономике или в экономическом кругообороте - огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики.     

Для регулирования  хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается  в экономические процессы, чтобы  достичь стабильного развития и  адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.      

Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя  монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство  государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малообеспеченным слоям населения.     

Прямое  вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.     

Наиболее  важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности.     

Государственный сектор предназначен для обеспечения  нормального функционирования хозяйства  в целом. Как правило, он менее  эффективен, чем частный, и бывает убыточным, поэтому ему выделяются субсидии.     

При использовании второй важной формы  прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, либо в виде субсидий или оплаты научно-исследовательских работ, или выплаты процентов по ценным бумагам, или пособий по безработице.     

Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным  структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.      

Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.      

Первая  из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику  через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.     

Посредством налоговой системы государство  влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов, и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.     

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство  мобилизует для выполнения своих  функций.     

Величина  государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе:     

Суть  первой из них - экономической - заключается  в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении государственным сектором, программировании).     

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, милиции.     

Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики