Финансовый кризис в России. Тенденции и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 07:48, реферат

Описание работы

На данный момент во всем мире нет более популярной темы, чем финансовый кризис, его обсуждают все, начиная с политиков, абсолютно не обремененных даже базовыми экономическими знаниями, и заканчивая экспертами – финансовыми аналитиками, позиции которых, к слову, довольно сходны в определении истоков и анализе пройденных этапов, однако значительно разнятся в прогнозах и вопросах антикризисных мер.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

 

По данным Росстата, в России на 76 млн экономически активного населения приходится около 5 млн безработных (6,6%), что, по оценкам социологов, не так уж много. По словам директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, в большинстве европейских столиц свыше 10% жителей — безработные, и это не считается критическим уровнем. В Москве же, судя по официальным данным Службы занятости на 19 января, доля безработных вообще мизерная — 0,4% трудо­способного населения столицы, это 24 500 человек.

 

Другое дело, что почти все эксперты прогнозируют в ближайшее время резкое снижение занятости. «Это не является результатом непредвиденных обстоятельств, — сказал Иноземцев на прошедшем 20 января круглом столе “Безработица в России”. — Это результат излишнего роста занятости и непропорционального роста доходов. Так, в финансовом секторе с 2001 года зарплаты выросли в семь раз, а в “Газпроме” — в 5,5». По мнению руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, к концу 2009 года число безработных может увеличиться до 10 млн человек. «Высвобождение излишнего персонала происходит не только в топливно-энергетической сфере, в правоохранительных органах и госструктурах. В банковском секторе в России производительность труда в четыре раза ниже, чем в Голландии», — сказал Гонтмахер.

 

По мнению Иноземцева, социальная терпимость в России сейчас высока, поэтому массовых волнений из-за роста безработицы опасаться не стоит. Тем более что «мы не выйдем в 2009 году за критические рамки доли безработных».

 

Тем не менее проблемы с занятостью и зарплатой, настоящие и потенциальные, уже заставляют людей проявлять социальную активность. Генеральная инспекция труда СОЦПРОФ с ноября фиксирует по две-три первичные профсоюзные организации еженедельно, до этого такие объединения возникали один-два раза в месяц. «Нефтяники, строители, журналисты, транспортники, фермеры, — говорит генеральный инспектор труда СОЦПРОФ Сергей Храмов, — в Москве, Казани, Нефтеюганске, Ноябрьске создают профсоюзы в своих коллективах. Отчасти — потому что боятся увольнений, отчасти — потому что перестали верить, что проблемы рассосутся сами».

 

Машинисты кранов компании «Рентакран» создали профсоюз 30 ноября 2008 года, когда у них задержали зарплату и объявили о внеочередной переаттестации. Новость эта быстро распространилась среди столичных крановщиков, и 30 декабря появился уже профсоюз машинистов кранов Москвы. «В компании неожиданно сменилось руководство, — рассказывает председатель профсоюза Алексей Шеломенцев. — Бывший владелец безуспешно судится с нынешними. А новый нам прямо сказал: лоб разобью, но штат машинистов сокращу. Краны он уже распродает». В декабре машинисты «Рентакрана» устроили забастовку, получив с опозданием 32 тысячи рублей вместо обычных 60-80 тысяч. В декабре их заработок снизился уже до 9-18 тысяч рублей и работы практически не стало. Десять человек уволились. Оставшиеся машинисты с помощью СОЦПРОФа оформили в январе заявления в суд. «Конечно, мы не борцы, а работяги, — говорит Шеломенцев. — Но если работодателю не нужен коллектив, если он ущемляет наше достоинство, мы просто вынуждены отстаивать свои права».

 

Проблемы выхода из кризиса

 

Для того чтобы поддержать финансовый сектор, правительства разных стран стали делать эмиссии из бюджета в банковские структуры, предоставляя им кредиты под низкие процентные ставки или выкупая какое-то количество акций. Эти инвестиции, по сути, «национализирующие» коммерческие банки, дали свой положительный эффект, но только на некоторое время. «Золотую» середину между полностью зависимыми от государства банками и свободными коммерческими вряд ли возможно найти. Полная национализация приведет к краху рыночных отношений, поэтому «чаша весов» склонилась в сторону коммерческой направленности банков. Что, в свою очередь, вызвало беспрецедентное отношение коммерческих банков к государственным инвестициям. Они по-прежнему крайне неохотно пересматривают свою кредитную политику, предпочитая эмиссионные деньги придержать или вложить в наиболее устойчивые международные финансовые структуры «от греха подальше». Эта не иначе как «больная» политика косвенным образом поддерживается «власть имущими», что только усугубляет кризисные проявления и отодвигает всеми ожидаемый «конец кризиса» на весьма неопределенный срок.

 

По сути, вся беда проблемы выхода из кризиса в том, что в его период в решение злободневных проблем активно ввязываются политики, а экономисты, способные коллегиально найти оптимальное решение, оказываются «не при делах». А ведь специалисты понимают, что наиболее эффективным рычагом при любом кризисе является стимулирование инвестиционного спроса. Говоря понятным языком, нужно стимулировать занятость населения путем вложений в проекты под низкие процентные ставки. Аналогично тому, как выходили из «великой депрессии» 1929-1933 годов те же США, инвестировавшие огромные бюджетные средства в проекты дорожного строительства, когда с их помощью была решена основная социальная проблема занятости. Это позволило армии потенциальных инвесторов встать «на ноги» и послужило той прочной основой, опираясь на которую можно было начать «выкарабкиваться» из кризисной «ямы».

 

Безусловно, все эти рассуждения изложены довольно примитивно и без учета многих аспектов, влияющих на состояние экономики, как глобальной, так и разных стран. Доступным, абстрагированным от любимой финансистами терминологии языком. Но суть проблемы представляется именно такой, а решения ее находятся в компетенции опытных и квалифицированных экономистов. Главное, чтобы им не мешали.

 

Правительственный взляд на кризис

 

Согласно заявлению главы министерства финансов Алексея Кудрина, в 2009 году бюджет недополучит доходов на сумму 1,5–2 триллионов рублей, которые правительству придется заместить из резервного фонда. По мнению Кудрина, 2009 год станет самым трудным для российской и мировой экономики со времени окончания Второй мировой войны. Напомним, что ранее Алексаей Кудрин не исключал возможность дефицита бюджета в 2009 в объеме одного триллиона рублей, несмотря на то, что в утвержденном бюджете на 2009 год расходы запланированы на уровне 9,025 трлн рублей, доходы – 10,927 трлн рублей, а профицит – 1,9 трлн рублей. Однако стоит отметить, что этот вариант прогнозировался исходя из расчетной цены на нефть в 95 долларов за баррель, и уже при его утверждении глава Минфина предупреждал, что из-за падения цен на нефть бюджет предстоит серьезно корректировать.

 

Того же мнения придерживается и помощник президента РФ Аркадий Дворкович, он так же ранее заявлял, что дефицит бюджета РФ в 2009 году составит от 3% до 5% ВВП. Согласно его словам, бюджет на 2009 год станет дефицитным из-за падения цен на нефть, доходы от которой являются основным источником формирования доходной части бюджета.

 

Кудрин так же заверил, что государство не допустит снижения выплат бюджетникам и готово выполнить все свои обязательства перед ними и хотя по его словам государство собирается значительно переориентировать расходы, однако ни в коей мере не собирается их снижать, к тому же эта мера не должна затронуть ни зарплаты, ни пенсии, по его словам эти бюджетные расходы будут выполняться в полном объеме, так что бюджетникам в этом смысле не о чем беспокоиться.

 

Последствия мирового финансового кризиса

 

Экономисты уже пытаются заглянуть по ту сторону финансового кризиса и угадать, как он изменит мировую экономику. Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил большой доклад «Будущее мировой финансовой системы», посвященный этой проблеме. В нем он предложил четыре сценария. Они достаточно сильно отличаются друг от друга, сказать, который из них реалистичнее, сложно. Хотелось бы, чтоб сбылся оптимистический вариант.

 

В отчете ВЭФ отмечает, что эпоха мощного роста, длившаяся более двух десятилетий, подошла к концу. Сейчас финансовым институтам приходится работать в условиях сокращения кредитов, замедления экономического развития и усиления влияния государства.

 

«Развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев» Эти и другие факторы, действие которых было запущено кризисом, приведут к изменению картины мировой экономики. Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев.

 

Первый называется «Финансовый регионализм». Согласно ему, экономика развитых стран – США и Европы – продолжает замедляться. Рост ВВП здесь не превышает 1,2% в год. Параллельно с этим развивающиеся страны наращивают темпы роста. Их ВВП составляет 9% в год. И, чтобы оградить себя от влияния развитых стран, их идей, они разрывают связи с ними, формируя свой блок. США оказываются в изоляции. Их экономическая связь с миром сводится к туризму и покупке энергоресурсов. Вопрос энергетической безопасности становится главным.

 

Доллар и евро перестают быть единственными резервными валютами. Центр экономики смещается на восток, причем в Азии на лидирующие позиции выходит Китай. Мир, таким образом, распадается на три силы: Демократический торговый альянс, ведомый США, Евросоюз и Восточное интернациональное экономическое сообщество, где лидером выступает Китай.

 

Второй сценарий носит название «Воссозданный западный центризм». По нему, наоборот, развивающиеся экономики понесут наибольшие потери. И лидерство, как экономическое, так и моральное, сохранят западные страны. Рост мирового ВВП составит 3,6%, причем на развивающиеся страны придется 6%, а на развитые – 3,1%. Будет создан новый наднациональный регулирующий орган. Тем не менее в ходе реформ интересы развивающихся стран не будут учитываться в должной степени.

 

В результате происходит маргинализация развивающихся рынков. Растут поставки инновационных продуктов и услуг из США и Европы. Такой сценарий предполагает возникновение нового кризиса.

 

Третий сценарий под названием «Изолированный протекционизм» является самым пессимистичным. Мир раздирают конфликты. Рецессия обрушивается на все страны, и они изолируются друг от друга, преследуют исключительно собственные интересы, предъявляя друг другу претензии, проводя политику протекционизма и популизма. Усиливаются конфликты на почве нехватки энергоресурсов, масло в огонь подливает терроризм и природные катастрофы.

 

Мировой ВВП снижается до 2,3%. Усиление контроля над капиталом и людскими ресурсами добавляет негатива. Евросоюз к 2014 году распадается из-за противоречий между его членами. Банки национализируются, доверие уходит из мировой экономики.

 

И четвертый, самый оптимистичный – «Сбалансированная многосторонность». Правда, по нему, сначала экономика впадет в глубокую стагнацию. Мировой ВВП сократится до 2,5%. Но по мере того как США будут сталкиваться все с новыми кризисами, а развивающиеся страны завязнут в своих неразрешимых проблемах, мир осознает, что сотрудничество – единственный шанс выбраться из ямы. Повышается понимание значимости общемирового управления и того, что решать проблемы следует сообща.

 

Постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее – 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы риск-менеджмента.



Информация о работе Финансовый кризис в России. Тенденции и перспективы