Финансовая система РФ и ее звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Содержание

Введение 2

Финансовая система РФ и ее звенья 4

Заключение 14

Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 38.34 Кб (Скачать)

Государственный кредит является специфическим звеном финансовой системы, отражающим кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также для предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Дополнительные финансовые ресурсы через государственные  заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и  внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. В этом случае государство функционирует как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может функционировать как кредитор.

В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может становиться гарантом.

Таким образом, государственный  кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений функционирует как заемщик, кредитор и гарант.

Российская Федерация  использует государственный кредит чаше как займы для финансирования дефицита федерального бюджета (все 1990-е годы наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов РФ, которые до настоящего времени испытывают дефицит денежных ресурсов.

Страховой фонд государства — это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Страховой фонд является составной  частью системы резервных фондов и создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также  непосредственно юридическими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска.

Фондовый рынок  — рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением. Российское законодательство рассматривает понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» как идентичные. Организованный фондовый рынок — это фондовая биржа.

Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы  давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам  власти привлекать капитал путем  продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа  выполняет функцию первичного рынка.

Фондовая биржа выполняет  также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать  свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.

Таким образом, фондовый рынок  представляет собой особый Вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов — ценных бумаг. Основная задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно-свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Централизация финансовых ресурсов. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Централизация финансовых ресурсов дает государству возможность:

  • проводить единую финансовую политику;
  • обеспечивать развитие производственной и социальной инфраструктур;
  • перераспределять средства в интересах регулирования экономики для повышения ее общей эффективности;
  • добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.

Главным источником государственных  доходов является национальный доход. Но в периоды чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий, радикальных экономических реформ, глобальных и локальных экономических и финансовых кризисов и др.) источником формирования доходов государства служит ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.

Государственные расходы  возникают в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных  потребностей. Поскольку на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности изменяются, изменяются структура и объем государственных расходов.

Финансы хозяйствующих  субъектов — это составная часть и основа единой финансовой системы страны. Функционируют финансы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ все организации делятся  на коммерческие и некоммерческие.

Финансы коммерческой организации представляют собой денежные отношения коммерческой организации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими коммерческими и некоммерческими организациями (контрагентами), связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

Финансы коммерческих организаций  служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть  первичных финансовых ресурсов в  условиях развитой рыночной экономики  сконцентрирована в коммерческих организациях, поэтому от устойчивости их финансового  положения зависит устойчивость и стабильность финансовой системы  страны в целом.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость коммерческой организации, служат собственные средства (капитал и резервы): уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов является так же поступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.

Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия  – это денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средсв, производства и продажи продукции, образования, распределания и использования прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий  обусловлена тем, что их учредителем  являются государственные органы государственной  власти, а также органы местного самоуправления. Порядок и источники  формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными органами государственной власти и  органами местного самоуправления. Продукция  и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также  имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства и поступают в хозяйственное ведения предприятия. Источниками формирования имущества унитарного предприятия (на ряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов исполнительной власти по управления государственными (муниципальным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета.

Унитарное предприятие по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими коммерческими организациями  ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих.

Финансы некоммерческой организации — это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и распределение прибыли. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь в той степени, в какой это служит достижению целей, ради которых они созданы, и адекватную этим целям полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение — добровольная сдача средств на общественные нужды.

Индивидуальные  предприниматели как хозяйствующие субъекты в России появились недавно, с началом рыночных преобразований в экономике. Под предпринимательской деятельностью Гражданским кодексом РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Финансы индивидуальных предпринимателей включены в финансовую систему Российской Федерации как отдельное звено такой важной сферы организации финансовых отношений, как финансы хозяйствующих субъектов. Индивидуальными предпринимателями могут быть фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предоставления других видов услуг (брокерских, аудиторских), частнопрактикующие юристы, врачи, имеющие личную лицензию и т.п. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в их хозяйственный оборот вовлекаются их личные доходы и накопления, а поэтому предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение предпринимательской деятельности, но и на личное потребление. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей формируются в основном за счет личных накоплений и предпринимательского дохода, реже — за счет кредитов банка, используются на расширение деятельности, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные цели, как личные (семейные) сбережения и на личное потребление.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система Российской Федерации является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев — национальном доходе. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы организаций, прежде всего коммерческих, поскольку они непосредственно участвуют в создании и первичном распределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Именно с помощью распределительной функции финансов организаций формируются первичные (основные) доходы в обществе, которые затем перераспределяются с помощью распределительной функции государственных финансов во все сферы и звенья финансовой системы, и образуются вторичные доходы.

Единство финансовой системы  Российской Федерации базируется также на том, что государство часть бюджетных ресурсов (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ) направляет на развитие материального производства приоритетных отраслей и сфер экономики, т.е. на частичное финансовое обеспечение расширенного воспроизводства на микроуровне. Например, федеральный бюджет пополняется за счет доходов от отраслей нефтегазового (или топливно-энергетического) комплекса, а часть этих доходов направляется на развитие сельского хозяйства, новых высоко технологичных отраслей экономики, социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России создана достаточно развитая финансовая система система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и  другими актами с применением  принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много  нерешенных вопросов в структуре  системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений  бюджетов различных уровней.

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы  государства. Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются  путем перераспределения части  ВНП.

Информация о работе Финансовая система РФ и ее звенья