Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:40, реферат

Описание работы

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.
Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Работа содержит 1 файл

финансовая политика.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

     Сущность  политики выражают отношения между  социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

     Субъектами  политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

            Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

     Финансовая  политика — деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

     Содержание  финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

     •  выработка научно обоснованных концепций развития финансов; 

  • определение основных направлений использования финансов 
    на перспективу и текущий период;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Финансовая  политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая  стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.

     Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

     Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

  • стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;
  • повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
  • способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
  • приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

     При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

     К основным целям финансовой политики, можно отнести следующие:

     1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения  постоянно  растущих  экономических  и  социальных потребностей общества.

     2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

     3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на основе  развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

     Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется  в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

     Итак, исходя из вышесказанного, можно определить финансовую политику как государственное  регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни  граждан.

     Основными направлениями финансовой политики являются:

  • Бюджетная политика;
  • Налоговая политика;
  • Денежно-кредитная политика;
  • Ценовая политика;
  • Антимонопольная политика;
  • Таможенная политика;
  • Валютная политика;
  • Эмиссионная политика;
  • Страховая политика;
  • Инвестиционная политика.

     Рассмотрим  некоторые из направлений более  подробно.

     Бюджетная политика – это совокупность государственных мероприятий направленных на укрепление доходной части государственного бюджета, усиления социальной направленности расходов бюджета, создания условий макроэкономической стабилизации. Стратегической же целью бюджетной политики является создание государством необходимых экономических, правовых и организационных принципов относительно повышения роли бюджета как инструмента формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы для эффективного ее развития, направленного на экономический рост и повышение жизненного уровня населения. При этих условиях активное влияние бюджетной системы на финансовые связки и потоки между разными секторами экономики выступает необходимым условием для обеспечения экономического роста. Таким образом, бюджетная система должна быть определяющей формой отношений, которые реализуют финансовые интересы и цели государства.

     Налоговая политика – система действий, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

     1. Фискальная – мобилизация денежных  средств в бюджеты всех уровней  для обеспечения государства  необходимыми для выполнения  его функций финансовыми ресурсами;

     2. Экономическая; или регулирующая, – направлена на повышение  уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

     3. контролирующая – контроль за  деятельностью субъектов экономики.

     Одна  из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

     Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

     Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

     Хотя  денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной  политики, наиболее часто используемыми  ЦБ, являются:

  • установление обязательной нормы резервирования;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке;
  • административные меры.

     Ценовая политика – это практические действия федерального центра, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования. Ценовая политика является важной составляющей экономической политики государства, которая проводится путем анализа практики формирования цен (свободных, регулируемых и устанавливаемых государством). Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.

     Валютная  политика – это политика государства в области регулирования валютного рынка, которая характеризуется различной степенью его участия в этом рынке. В связи с этим различают два типа валютной политики, основанных на двух противоположных системах организации валютного курса: система жестко фиксированных валютных курсов (курс определяется государством) и режим свободно плавающих валютных курсов (курс валюты определяется спросом и предложением).

Информация о работе Финансовая политика