Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли внутреннего валового продукта (ВВП)) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.66 Кб (Скачать)

- уточнение порядка восстановления  сумм налога на добавленную  стоимость по строительно-монтажным  работам, проведенных на объектах, которые стали использоваться  для осуществления операций, не  подлежащих налогообложению, а  также в случае выбытия товаров,  в том числе основных средств,  не связанного с операциями  по реализации;

- уточнение порядка применения  нулевой ставки при реализации  товаров в соответствии с таможенными  режимами экспорта и перемещения  припасов в случае поступления  выручки от реализации указанных  товаров /припасов/ от третьих  лиц;

- уточнение порядка освобождения  от налога на добавленную стоимость  услуг по предоставлению в  аренду спортивных сооружений  для подготовки спортивно-зрелищных  мероприятий.

   По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

   По налогообложению  имущества (в том числе земельных  участков) предусматривается: возложение обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества паевого инвестиционного фонда на управляющие компании; установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельхозназначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.

   По налогу на добычу полезных ископаемых /НДПИ/, взимаемому при добыче углеводородного сырья /нефти и природного газа/, а также при добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:

- проведение оценки целесообразности  введения ставки НДПИ на нефть  в размере 0 руб на определенный  срок при добыче нефти на  новых месторождениях севера  Ямало-Ненецкого округа по аналогии  с месторождениями Восточной  Сибири;

- изменение порядка налогообложения  НДПИ природного газа, закачиваемого  обратно в пласт для поддержания  пластового давления;

- проведение анализа целесообразности  установления понижающих коэффициентов  к ставке НДПИ при добыче  нефти на новых участках недр  с незначительными запасами;

- продолжение работы по  созданию налоговых стимулов  для утилизации попутного нефтяного  газа, а также по определению  оптимального размера ставки  НДПИ, взимаемого при добыче природного  газа с учетом динамики цен  на газ;

- продолжение создания  механизма перехода в долгосрочной  перспективе на налогообложение  добычи природных ресурсов на  основе результатов финансово-хозяйственной  деятельности /налог на добавочный  доход/;

- продолжение работы по  максимально широкому использованию  специфических налоговых ставок  при добыче твердых полезных  ископаемых /в первую очередь,  каменного угля, торфа, солей и  т д/.

   По водному налогу предусматривается индексация размера ставок налога с учетом значительного роста роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям.

   По специальным налоговым режимам предусматривается совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента; сокращение применения системы налогобложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежании конкуренции с упрощенной системом налогобложения на основе патента.

   По налоговому администрированию предусматривается:

- совершенствование налогового  контроля за использованием трансфертных  цен в целях налогообложения;

- введение в законодательство  о налогах и сборах института  консолидированных групп налогоплательщиков  и особого порядка исчисления  налога на прибыль организаций  для участников таких групп;

- совершенствование порядка учета налогоплательщиков;

- расширение электронного документооборота в налоговой сфере, включая уплату налогов и сборов с использованием электронных платежных средств, внедрение системы электронных счетов-фактур, передачу документов в электронном виде банкам, органам исполнительной власти, местным администрациям и другим организациям;

- ограничение применения  льгот, предусмотренных действующими  международными договорами об  избежании двойного налогообложения;

- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стратегия финансовой политики на современном этапе

3.1 Финансовая политика в условиях  кризиса

   Негативное влияние мирового экономического  кризиса  на российскую экономику не ослабевает. ВВП снизился на 10,1%, промышленное производство сократилось на 14,8%, инвестиции в основной

капитал - на 18,2. Однако, по мнению экспертов, при низкой экономической активности за рубежом меры, направленные на стимулирование банковского кредитования, вряд ли будут эффективными, поскольку не улучшат внешний спрос на российскую промышленную продукцию.

   Среди основных источников  кризиса  в России называются падение цен на нефть и другие товары российского экспорта, возникновение дефицита платёжного баланса и усиление зависимости страны от притока иностранных инвестиций, нарастающая внешняя корпоративная задолженность и низкая вероятность погашения долгов без помощи государства.

   В целом Россия встретила мировой  финансовый   кризис  с большими государственными резервами и слабой  финансово-кредитной  системой. В острой фазе  кризиса  крупнейшие финансовые  группы оказались в полной зависимости от государства, поскольку увязли в краткосрочном заимствовании за рубежом под залог своих быстро падавших в цене акций.

Неоднозначная валютная  политика  заморозила активность кредитных институтов. В ожидании снижения валютного курса банки были не склонны давать рублёвые кредиты, а ссуды в иностранной валюте по той же причине не хотели брать потенциальные заёмщики. Были приняты

меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые  ресурсы для преодоления  кризиса  ликвидности. С одной стороны, это должно было способствовать поддержанию производственной активности. С другой стороны, сохранение устойчивости банковской системы непосредственно связано и с задачей обеспечения социально-политической стабильности в стране. В целях укрепления доверия населения к  финансовым  институтам, максимальный размер компенсации по банковским вкладам был увеличен с 400 до 700 тыс. рублей.

   Правительство предложило широкий набор стимулов для развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства системообразующих предприятий. К этим мерам нельзя отнестись однозначно. Существуют серьёзные сомнения ряда аналитиков в эффективности мер прямой помощи крупным предприятиям. Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег, сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в конечном счёте, - в неэффективности многих производственных секторов.

Обильные  финансовые  вливания не решат проблем повышения эффективности, структурного обновления экономики, а без этого выход из кризиса  будет только затягиваться. Вместе с тем текущие социальные проблемы могут временно ослабнуть.

   В рамках антикризисных в оперативном порядке были внесены целый ряд

уточнений и изменений  в законодательство о налогах  и сборах. В частности, увеличены  размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена амортизационная премия по налогу на прибыль организаций, введены льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, включая снижение ставок.

   В ходе обсуждения мер налоговой  политики  в период экономического кризиса  одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько налоговое стимулирование экономики способно создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с их помощью (то есть снижать налоги для всей экономики или отдельных её секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, выступающая источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной.

   К сожалению, налоговые антикризисные меры не получили широкое распространение в международной практике противодействия  кризису . По-видимому, пока просто нет чёткого представления о том, что может быть наиболее эффективным, поэтому разные страны апробируют различные механизмы.

   Приоритетами Программы антикризисных мер Правительства РФ были

провозглашены:

- выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала;

- активизация внутреннего  спроса;

- развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;

- повышение устойчивости национальной  финансовой  системы.

Вместе с тем, специалисты  отмечают ряд негативных моментов, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочной  политики . Так, рост производительности труда в экономике России длительное время устойчиво отставал от роста денежных доходов населения, что вносило весомый вклад в «подстёгивание» инфляции. Опыт выведения экономики

из  кризиса  1998 года свидетельствует, что необоснованное повышение денежных доходов населения смогло только резко увеличить спрос на импорт, но не способствовало развитию отечественных производителей. Таким образом, мероприятия по увеличению внутреннего спроса не могут являться приоритетными в сравнении с другими направлениями антикризисной политики , а должны входить в комплекс необходимых мероприятий.

   Стратегическая задача, стоящая перед Россией и её правительством в кризисной ситуации, - создание  условий  для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки.

 

3.2 Финансовая политика в послекризисный период 2011- 2013

 

   Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый  год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

   В трехлетней перспективе 2011–2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

   С учетом отмены с 1 января 2010 года единого социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также принимая во внимание, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.

   В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.

   В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены       стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Информация о работе Финансовая политика государства