Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение особенностей финансовой политики государства.
В рамках цели реферата, сформулируем задачи исследования в реферате:

базой для раскрытия темы реферата является необходимость изучить понятие финансовой политики
изучить цели и задачи финансовой политики государства
рассмотреть значение законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства

Содержание

Введение
Финансовая политика государства: понятие и содержание
Цели и задачи финансовой политики государства
Институты законодательной власти и их функции в сфере финансовой политики государства в РФ
Функции исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

3 Word.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Реферат Финансовая политика государства 

План реферата 

Введение 

Финансовая политика государства: понятие и содержание 

Цели и задачи финансовой политики государства 

Институты законодательной  власти и их функции в сфере  финансовой политики государства в  РФ 

Функции исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства 

Заключение 

Список литературы 

Приложения 

Введение 

Актуальность  темы реферата. Финансовая политика государства  является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Я считаю тему реферата очень актуальной в настоящее время, так как в любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Поэтому в своем реферате я постараюсь раскрыть какую важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Для раскрытия темы реферата, рассмотрим понятие финансовой политики государства, ее цели, а также элементы, являющиеся частью финансовой политики государства.  

Целью реферата является изучение особенностей финансовой политики государства. 

В рамках цели реферата, сформулируем задачи исследования в  реферате: 
 

базой для раскрытия  темы реферата является необходимость  изучить понятие финансовой политики 

изучить цели и  задачи финансовой политики государства 

рассмотреть значение законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства 
 

Объектом исследования в реферате является финансовая система  государства. 

Предметом исследования в реферате является финансовая политика государства. 

Основой для  написания реферата были выбраны  научные работы А.И. Добрыниной, С.А. Месгальянова, 

М.Г. Семенченкова, а также Налоговый и Бюджетный  Кодексы РФ. 

Структура реферата состоит из введения, основной части  из 4 разделов, заключением, списком  литературы и приложениями. Приложения к реферату обусловлены необходимостью показать структурную схему финансовой политики государства и процесс реализации финансовой политики государства. 

Финансовая политика государства: понятие и содержание 

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.  

Финансовая политика государства является составной  частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.  

В то же время финансовая политика государства выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.  

Выделяют следующие  основные составляющие финансовой политики государства:  
 

денежно-кредитная  политика;  

налоговая политика;  

бюджетная политика;  

политика в  области международных финансов.  
 

Содержание финансовой политики государства включает в  себя широкий комплекс мероприятий:  
 

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;  

создание адекватного  финансового механизма;  

управление финансовой деятельностью государства и  других субъектов экономики.  
 

Основу финансовой политики государства составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.  

Важной составной  часть финансовой политики государства  является формирование финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.  

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть  финансовой политики государства. Его  изменения происходят в связи  с решением различных тактических  задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности  социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.  

Цели и задачи финансовой политики государства 

Основной целью  финансовой политики государства является управление финансами на уровне страны. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.  

Цели и содержание финансовой политики государства определяют ее основные задачи:  
 

обеспечение условий  для формирования максимально возможных  финансовых ресурсов;  

рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;  

организация регулирования  и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов  в стране;  

выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.  
 

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.  

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.  

Институты законодательной  власти и их функции в сфере  финансовой политики государства в  РФ 

Управление финансами  в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти – это Федеральное  собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.  

Основным органом  государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным  Собранием и подотчетна только ему.  

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.  

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные  внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.  

Наряду со Счетной  палатой РФ созданы аналогичные  по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.  

Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства  и подотчетным законодательной  власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.  

Особую, ведущую  роль в реализации финансовой политики государства играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.  

К основным задачам  Минфина в сфере финансовой политики государства относятся:  
 

совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;  

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;  

концентрация  финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;  

осуществление государственного финансового контроля;  

разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;  

обеспечение методологического  руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.  
 

Министерство  финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: 
 

подготавливает  предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной  системы РФ, развитию бюджетного федерализма  и механизма межбюджетных отношений  с субъектами РФ;  

участвует в  разработке и осуществлении мер  по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;  

участвует в  разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективу;  

разрабатывает проекты федерального бюджета и  прогноза консолидированного бюджета  РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета  РФ;  

участвует в  разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;  

контролирует  рациональное и целевое использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;  

осуществляет  по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;  

регистрирует  выпуск ценных бумаг в пределах своих  полномочий;  

осуществляет  другие функции, предусмотренные законодательством.  
 

В настоящее  время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.  

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное  управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.  

Информация о работе Финансовая политика государства