Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:28, реферат
Целью реферата является изучение особенностей финансовой политики государства.
В рамках цели реферата, сформулируем задачи исследования в реферате:
базой для раскрытия темы реферата является необходимость изучить понятие финансовой политики
изучить цели и задачи финансовой политики государства
рассмотреть значение законодательных и исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства
Введение
Финансовая политика государства: понятие и содержание
Цели и задачи финансовой политики государства
Институты законодательной власти и их функции в сфере финансовой политики государства в РФ
Функции исполнительных органов власти в сфере финансовой политики государства
Заключение
Список литературы
Реферат Финансовая
политика государства
План реферата
Введение
Финансовая политика
государства: понятие и содержание
Цели и задачи
финансовой политики государства
Институты законодательной
власти и их функции в сфере
финансовой политики государства в
РФ
Функции исполнительных
органов власти в сфере финансовой
политики государства
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность
темы реферата. Финансовая политика государства
является базой, на которой строится
вся система управления финансами
в стране. Я считаю тему реферата очень
актуальной в настоящее время, так как
в любом обществе государство использует
финансы для осуществления стоящих перед
ним задач. Поэтому в своем реферате я
постараюсь раскрыть какую важную роль
в реализации поставленных задач играет
финансовая политика. Для раскрытия темы
реферата, рассмотрим понятие финансовой
политики государства, ее цели, а также
элементы, являющиеся частью финансовой
политики государства.
Целью реферата
является изучение особенностей финансовой
политики государства.
В рамках цели реферата,
сформулируем задачи исследования в
реферате:
базой для раскрытия
темы реферата является необходимость
изучить понятие финансовой политики
изучить цели и
задачи финансовой политики государства
рассмотреть значение
законодательных и исполнительных органов
власти в сфере финансовой политики государства
Объектом исследования
в реферате является финансовая система
государства.
Предметом исследования
в реферате является финансовая политика
государства.
Основой для
написания реферата были выбраны
научные работы А.И. Добрыниной, С.А.
Месгальянова,
М.Г. Семенченкова,
а также Налоговый и Бюджетный
Кодексы РФ.
Структура реферата
состоит из введения, основной части
из 4 разделов, заключением, списком
литературы и приложениями. Приложения
к реферату обусловлены необходимостью
показать структурную схему финансовой
политики государства и процесс реализации
финансовой политики государства.
Финансовая политика
государства: понятие и содержание
Финансовая политика
государства представляет собой совокупность
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государственных
функций.
Финансовая политика
государства является составной
частью экономической политики государства.
В ней конкретизируются главные
направления развития народного хозяйства,
определяется общий объем финансовых
ресурсов, их источники и направления
использования, разрабатывается механизм
регулирования и стимулирования финансовыми
методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая
политика государства выступает относительно
самостоятельной сферой деятельности
государства. Она имеет свое конкретное
содержание, а также свои цели, задачи,
объекты, формы и методы регулирования.
Выделяют следующие
основные составляющие финансовой политики
государства:
денежно-кредитная
политика;
налоговая политика;
бюджетная политика;
политика в
области международных
Содержание финансовой
политики государства включает в
себя широкий комплекс мероприятий:
разработку общей
концепции финансовой политики, определение
ее основных направлений, целей и главных
задач;
создание адекватного
финансового механизма;
управление финансовой
деятельностью государства и
других субъектов экономики.
Основу финансовой
политики государства составляет выбор
стратегических направлений, которые
определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов.
Одновременно государство осуществляет
выбор текущих, тактических целей своей
финансовой политики, направленной на
адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства
в коротком периоде. При этом текущие цели
находятся под непосредственным влиянием
целей стратегических.
Важной составной
часть финансовой политики государства
является формирование финансового
механизма, при помощи которого происходит
осуществление деятельности государства
в области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений. К элементам финансового
механизма относятся формы финансовых
ресурсов, методы их формирования, система
законодательных норм и нормативов, которые
используются при определении доходов
и расходов государства, организации и
регулирования бюджетной сферы, финансов
предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм
– это наиболее динамичная часть
финансовой политики государства. Его
изменения происходят в связи
с решением различных тактических
задач, и поэтому финансовый механизм
чутко реагирует на все особенности
социальной и экономической ситуации
в стране. Одно и тоже финансовое отношение
в стране может быть организовано по-разному.
По-разному может использоваться один
и тот же инструмент финансового регулирования.
Цели и задачи
финансовой политики государства
Основной целью
финансовой политики государства является
управление финансами на уровне страны.
Управление финансами предполагает целенаправленную
деятельность государства, связанную
с практическим использованием финансового
механизма. Эта деятельность осуществляется
специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных
элементов: прогнозирование, планирование,
оперативное управление, регулирование
и контроль. Все эти элементы обеспечивают
проведение мероприятий финансовой политики
в стратегической и текущей деятельности
государственных органов, юридических
лиц и граждан.
Цели и содержание
финансовой политики государства определяют
ее основные задачи:
обеспечение условий
для формирования максимально возможных
финансовых ресурсов;
рациональное распределение
и использование финансовых ресурсов;
организация регулирования
и стимулирования финансовыми методами
экономических и социальных процессов
в стране;
выработка финансового
механизма и его развитие в
соответствии с изменяющимися социально-
Оценка результатов
финансовой политики государства основывается
на ее соответствии интересам общества
и большинства его социальных
групп, а также на достигнутых
результатах, вытекающих из поставленных
целей и задач.
Результативность
финансовой политики во многом зависит
от качественной разработки механизма
согласования и реализации интересов
различных слоев общества и имеющихся
у государства объективных возможностей
использования всесторонних факторов
воздействия на ход реализации финансовой
политики.
Институты законодательной
власти и их функции в сфере
финансовой политики государства в
РФ
Управление финансами
в Российской Федерации, прежде всего,
осуществляют высшие законодательные
органы власти – это Федеральное
собрание и две его палаты: Государственная
Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются
и утверждаются федеральный бюджет и отчет
о его исполнении. Федеральное собрание
рассматривает также законы о налогах,
сборах и обязательных платежах. Кроме
того, оно устанавливает предельный размер
государственного внутреннего и внешнего
долга.
Основным органом
государственного финансового контроля
со стороны законодательной власти
выступает Счетная палата Российской
Федерации. Она образована Федеральным
Собранием и подотчетна только ему.
Счетная палата
осуществляет контрольно-ревизионную,
экспертно-аналитическую, информационную
и другие функции.
Контрольные полномочия
Счетной палаты распространяются на
государственные органы и учреждения
в Российской Федерации, федеральные
внебюджетные фонды. Деятельность органов
местного самоуправления, предприятий
(том числе некоммерческих и общественных),
финансово-кредитных организаций, их объединений
контролируется Счетной палатой только,
если вышеперечисленные органы и учреждения
получают средства из федерального бюджета,
используют федеральную собственность
или управляют ею, а также в случае предоставления
им налоговых, таможенных и других льгот
и преимуществ.
Наряду со Счетной
палатой РФ созданы аналогичные
по выполняемым функциям контрольно-счетные
органы в субъектах федерации. Их деятельность
регламентируется законодательством
субъектов РФ.
Еще одним органом,
реализующим финансовую политику государства
и подотчетным законодательной
власти (Государственной Думе), является
Центральный банк Российской Федерации.
Банк России совместно с правительством
РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение
и утверждение Государственной Думе основные
направления денежно-кредитной политики.
Он также обслуживает счета бюджетов и
реализует функции генерального агента
по государственным ценным бумагам Российской
Федерации.
Особую, ведущую
роль в реализации финансовой политики
государства играет Министерство финансов
Российской Федерации и его органы
на местах. Минфин РФ является федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, политики
в стране и координирующим деятельность
в этой сфере иных органов исполнительной
власти.
К основным задачам
Минфина в сфере финансовой политики
государства относятся:
совершенствование
бюджетной системы и развитие
бюджетного федерализма;
разработка и
реализация единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в РФ;
концентрация
финансовых ресурсов на приоритетных
направлениях социально-экономического
развития;
осуществление
государственного финансового контроля;
разработка программ
государственных заимствований и управление
государственным внутренним и внешним
долгом;
обеспечение методологического
руководства бухгалтерским
Министерство
финансов РФ в соответствии с возложенными
на него задачами выполняет следующие
функции:
подготавливает
предложения и реализует меры
по совершенствованию бюджетной
системы РФ, развитию бюджетного федерализма
и механизма межбюджетных отношений
с субъектами РФ;
участвует в
разработке и осуществлении мер
по финасовому оздоровлению и структурной
перестройке экономике, поддержки отечественных
производителей товаров и исполнителей
работ и услуг;
участвует в
разработке прогнозов социально-
разрабатывает
проекты федерального бюджета и
прогноза консолидированного бюджета
РФ, исполняет федеральный бюджет,
составляет отчет об исполнении федерального
бюджета и консолидированного бюджета
РФ;
участвует в
разработке мер и осуществлении
контроля за поступлением доходов от имущества,
находящегося в федеральной собственности;
контролирует
рациональное и целевое использование
средств государственных
осуществляет
по поручению правительства РФ сотрудничество
с международными финансовыми организациями;
регистрирует
выпуск ценных бумаг в пределах своих
полномочий;
осуществляет
другие функции, предусмотренные
В настоящее
время в центральном аппарате
Министерства функционируют следующие
подразделения: департамент бюджетной
политики, департамент отраслевого финансирования,
департамент межбюджетных отношений,
департамент управления государственным
внутренним долгом, департамент управления
внешним государственным долгом, департамент
оборонного комплекса и правоохранительных
органов и др.
Важным подразделением
Министерства финансов выступает Главное
управление Федерального Казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
В РФ функционирует единая централизованная
система органов федерального казначейства,
включающая Главное управление федерального
казначейства Министерства финансов РФ
и подчиненные ему территориальные органы
федерального казначейства по субъектам
РФ, городам (кроме городов районного подчинения),
районам и районам в городах.