Факторы производства. Издержки производства. Ценообразование и Экономическое равновесие фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Факторы производства – совокупность условий производственной деятельности и производственных ресурсов, задействованных в этих условиях.
В классической экономической школе выделяют всего два фактора производства – труд и капитал (личный фактор производства и вещественный фактор). В первый фактор объединяется вся человеческая деятельность, осуществляемая в процессе производства, включая работу менеджеров и предпринимателей. А во второй – все прочие производственные элементы, которые требуют предварительных вложений капитала: т.е. сырье и средства производства.

Содержание

Факторы производства.
Издержки производства.
Ценообразование.
Экономическое равновесие фирмы.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

5456.docx

— 28.16 Кб (Скачать)

 

Московский государственный  открытый университет им. Черномырдина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работы по дисциплине: Микроэкономика.

На тему: «Факторы производства. Издержки производства. Ценообразование и Экономическое равновесие фирмы »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Рюмина А.А.

Проверил: Жерноклеев А.Ф.

 

2013г.

 

Содержание.

  1. Факторы производства.
  2. Издержки производства.
  3. Ценообразование.
  4. Экономическое равновесие фирмы.
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Факторы  производства

  Факторы производства – совокупность условий производственной деятельности и производственных ресурсов, задействованных в этих условиях.

В классической экономической школе  выделяют всего два фактора производства – труд и капитал (личный фактор производства и вещественный фактор). В первый фактор объединяется вся  человеческая деятельность, осуществляемая в процессе производства, включая  работу менеджеров и предпринимателей. А во второй – все прочие производственные элементы, которые требуют предварительных  вложений капитала: т.е. сырье и средства производства.

В неоклассической микроэкономике принята другая система факторов производства : земля, труд, капитал, деятельность предпринимателя.

В еще более широкой системе  факторов производства, близкой к  принятой в современной экономической  теории, можно выделить :

1. Труд. 

2. Человеческий капитал  или знания навыки и умения. квалифицированных работников, патенты, технологии и т.д.

3. Землю (включает в  себя два фактора: земля, как  почва для выращивания сельскохозяйственной  продукции; земля как территория  для размещения производства.)

4. Экологические ресурсы.  Включая возможность получать  экологически чистое сырье и  возможность размещать отходы  во внешней среде без утилизации.

5. Капитал, который может  быть разделен на оборотный  капитал и основной капитал  в виде средств производства.

6. Сырье, т.е. потребляемые  в производстве природные ресурсы.  Эта группа может быть разделена  на несколько более мелких  групп.

7. Предпринимательскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Издержки производства

ИЗДЕРЖКИ  ПРОИЗВОДСТВА - затраты, связанные с  производством и обращением произведенных  товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы  на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. Экономия издержек - фактор роста прибыли  и рентабельности производства. По способу включения в себестоимость  продукций различают прямые и  косвенные. К первым относятся затраты, Прямо включаемые в себестоимость. В промышленности, например, это  затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, заработную плату  производственных рабочих. К косвенным - затраты, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально  прямым затратам. Речь идет о расходах на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые и общезаводские  расходы.

Выделяют  постоянные и переменные издержки. Первые из них не зависят от объема производимой продукции (страхование, арендная плата, проценты по ссудам и  т. д.). Вторые - напротив, связаны с  объемом производства и изменяются в зависимости от него (затраты  на сырье, потребляемую электроэнергию). С точки зрения собственности  издержки делятся на явные и вмененные (альтернативные). К первым относятся затраты фирмы на оплату привлеченных факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). К вмененным - ресурсы, являющиеся собственностью фирмы. Они не входят в платежи фирмы другими организациями или лицами. Например, собственник земли не платит решу, однако обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от возможного дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Учет явных и вмененных издержек позволяет более точно оценить прибыль фирм. Чистая экономическая прибыль определяется как разница между доходом от реализации продукции и явными и вмененными издержками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ценообразование.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - формирование величины цены товара, выраженной в  определенной сумме денег. Процесс  ценообразования опирается на механизм спроса и предложения. Спрос определяет максимальную цену товара, которую  способен уплатить потребитель. Ее называют ценой спроса.

Минимальная цена, по которой  производитель согласен реализовать  свой товар, называется ценой предложения. Как правило, эти две цены не совпадают. Поэтому предприниматель, манипулируя  ценами и объемами реализации, стремится  продать имеющийся товар, не неся убытков. При низкой платежеспособности населения производитель будет  пытаться снизить себестоимость  товара либо сократить производство. Сокращение производства невыгодно, т.к. недогрузка основных производственных фондов удорожает товар, а сокращение рабочих мест порождает безработицу, что еще больше снижает покупательную  способность населения. Наиболее выгодными  оказываются меры по снижению затрат на единицу продукции. Это усиливает ее конкурентоспособность, хотя и требует дополнительных капиталовложений.

Формирование ценовой  политики государства, отрасли, предприятия  требует большой предварительной  работы. На первом этапе необходим  анализ конъюнктуры рынка, его структуры, эластичности спроса и др. Коэффициент  эластичности показывает, на сколько  процентов изменится спрос на данный продукт при изменении  цены на 1%. Изменение цены является наиболее простым способом учета  изменения в спросе, издержках, в  конкурентной борьбе. На втором этапе  ставится задача формирования четкой стратегии предприятия на рынке, которая обеспечит не только его  выживание, но и высокие доходы. Основой стратегии служит ценовая политика, использующая различные методы ценообразования:

1) начисление  небольшой   наценки на себестоимость товара (10-12%).   Это   самый  простой метод, используемый практически всеми предприятиями в условиях дефицитной экономики, когда спрос всегда превышает предложение.  На   монополизированном рынке цена определяется по формуле «издержки + прибыль» независимо от спроса. В этом случае ценовая конкуренция минимальна;

2) крупные   компании,   имеющие отделы маркетинга, путем анализа различных уровней цен и объемов производства выбирают тот вариант, который обеспечивает наибольшие прибыли;

3) некоторые фирмы определяют  «потолок цен» на товар, близкий  к цене спроса и обеспечивают  максимальную прибыль путем управления  себестоимостью. Снижение себестоимости  достигается с помощью новой  техники, более высокой производительности  труда и т. д.;

4) используется метод  следования за конкурентом, ориентированным  на текущие цены;

5) все большее количество  фирм рассчитывают цену на  товар с предоставлением скидок  и льгот в зависимости от  условий и места его реализаций, изменения веса товара или  дополнительных сервисных услуг.

Ценообразование, таким образом, - сложный процесс, учитывающий не только издержки, спрос и предложение, конкуренцию, но и многие другие факторы.

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическое равновесие предприятия (фирмы)

Экономическое равновесие предприятия (фирмы)

Рациональным поведением для коммерческой фирмы считается такое, которое  обеспечивает максимально возможную  прибыль.

Выбор модели поведения определяется двумя главными об­стоятельствами:

• временным фактором (короткий или длительный период);

• видом конкуренции (совершенная или несовершенная).

В КОРОТКИЙ ПЕРИОД, если требуется  увеличить объем производства, фирма  может достичь этого, увеличивая лишь пе­ременные факторы (труд, материалы, сырье и т. п.). Постоянные факторы (размеры сооружений, количество машин) изменить фирма не успевает.

В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ поведение  фирмы иное: в ответ на постоянно  изменяющийся уровень производства она имеет возможность изменить все факторы производства. Поэтому  все они становятся переменными. В этот период фирма стремится  минимизировать затраты, комбинируя факторы, замещая труд капиталом и наоборот.

Влияние типа конкуренции на поведение фирмы более сложно.

Рассмотрим рациональное поведение  фирмы в условиях СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

На рынке совершенной конкуренции  ни одна из фирм не влияет на цену своей  продукции. Что же может сделать  предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изме­нить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы. Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. еди­ницы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый телевизор) будет что-то добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» — предельный доход и предельные издержки.

Если предельный доход больше предельных издержек, то каж­дый произведенный новый телевизор добавляет к общему доходу величину больше той, что он прибавляет к общим издержкам. Зна­чит, разность между предельным доходом (marginal revenue — MR) и предельными издержками (marginal cost — МС), т. е. прибыль (profit — Р), — увеличивается:

P = MR-MC.

Обратное происходит, когда предельные издержки выше пре­дельного дохода.

Вывод: максимум общей прибыли достигается  тогда, когда наступает равенство  между ценой и предельными  издержками: Р = МС.

Если Р > МС, то производство необходимо расширять.

Если Р < МС, то производство надо сокращать.

Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и  предельных издержек.

Когда фирма достигла такого соотношения, она не станет увеличивать производство, выпуск будет стабильным, отсюда и  название «равновесие фирмы»: МС = MR.

Рациональное поведение фирмы  в условиях НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ  ИНОЕ.

На монополистическом рынке  фирма влияет на цену своей продукции.

Если на рынке совершенной конкуренции  дополнительный доход от продаж следующих  одна за другой единиц продукции не­изменен и равен рыночной цене, то на монополистическом  рынке увеличение продаж снижает  цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (marginal revenue — MR). Это возникает потому, что при насыщенном рынке монополист может увеличить производство, только снижая цены.

Существует два способа определения  объема производства, при которых  фирма получит максимальную прибыль.

При первом способе сравнивают валовой  доход и валовые из­держки при каждом объеме производства.

При втором способе определяют оптимальный  объем произ­водства, сравнивая предельный доход и предельные издержки.

Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной  конкуренции, объемы производства и  реализации следует увеличивать  до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от ре­ализации этой единицы продукции: если MR > МС, производство следует расширять; если MR < МС, про­изводство следует сокращать; если MR = МС, фирма получает максимальную прибыль

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы:

1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006.- 416 с.

2. Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2006.-672 с.

3. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2009.- 448 с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдонова. – 4-е изд. исправл. И доп. – М.: КНОРУС.- 2008. – 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).

5. Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики: Учебник  для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007.- 576 с.


Информация о работе Факторы производства. Издержки производства. Ценообразование и Экономическое равновесие фирмы