Факторы национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:24, доклад

Описание работы

один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом (земля, труд, капитал, предпринимательство); движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающая влияние на результат производственной, экономической деятельности; 2) агент, которому поручается продать товар, обладающий широкими полномочиями на продажу товара, а также продающий товар от собственного имени и наделенный правами устанавливать условия продажи.

Работа содержит 1 файл

Нац экономика.docx

— 36.56 Кб (Скачать)

 
Что касается экономических дискуссий  о «китайской модели», то это всё  цветочки, а вот ягодки начинаются, когда дело переходит в сферу  политики, что является чрезвычайно  трудным и чувствительным вопросом. Фактически же, трудно понять китайскую  экономическую модель, если не знать  о китайской политической модели. Можно даже сказать, что китайская  экономическая модель является производной  от китайской политической модели, но что касается последней – то все дискуссии о ней являются «табу». Многие на Западе сосредотачиваются  на критике китайской политики, да и китайские учёные постоянно  выражают своё неверие в политическую систему страны. 

 
Китайская политика имеет  свои традиции 

 
В политическом плане на Западе действует  демократическая модель, с её многопартийностью  и разделением трёх ветвей власти. В настоящий момент в китайской  политике происходят перемены, она  находится в переходном состоянии, в разных сферах и в разной степени  принимая и впитывая в себя элементы демократии, выгоду от плюрализма и  системы делегирования полномочий. Однако, несмотря на все эти перемены, Китай никогда не был и не станет государством, соответствующим западной модели. 

 
Таким образом, в чём же заключаются  особенности китайской политической модели? На этот вопрос также можно  ответить с точки зрения истории. В новейшее время, после своих  контактов с Западом, Китай уже  пробовал построить политическую систему  по западному образцу, но потерпел фиаско. Впоследствии, на протяжении более  чем полувекового периода войн и  революций, традиционная власть, принадлежащая  императору, постепенно трансформировалась в более современную власть Партии. Нетрудно заметить, что традиционная власть императора имеет очень много  схожего с властью Партии в  наши дни. Например, как император, так  и Партия являются тем, что объединяет силы китайского общества, тем, что  воплощает в себе политику «великого  культурного единения», опорой меритократической*** системы. Однако во власти Партии присутствуют также и элементы современности, которых не было при власти императора. Власть императора могла идти всего лишь в одну сторону, против течения, и не могла демократизироваться, партийная же власть не является таковой. Она покоится на базе системы современной централизации****, однако она может осуществить также и демократические преобразования.  

 
Что же касается западной политической модели, то для неё характерно решение  вопросов через вынесение их на поверхность, что и объясняет существование  оппозиционных сил и оппозиционных  партий. В Китае всё по-другому. И для традиционной власти императора, и для современной власти Партии характерна «сакрализация», перенесение внутрь решения внешних вопросов через свободный политический процесс. Партийная власть – костяк китайской политики. Не уяснив первое, чрезвычайно трудно понять второе.  
С исторической точки зрения у каждой из этих двух моделей есть свои достоинства и недостатки. На Западе многопартийность – сердце демократии, но только по прошествии столетий она стала выглядеть так, как выглядит сегодня. В стране со стабильным и сбалансированным социально-экономическим ростом демократия может работать достаточно хорошо. Пусть даже эти партии и сменяют друг друга раз за разом, однако с политической точки зрения все они обладают признаками одной партии. Это происходит потому, что на Западе существует мощная прослойка среднего класса и независимо от того, какая партия будет у власти – все они будут заботиться об интересах этой прослойки. Часто говорят, что западные партии объединяют в себе силы общества, однако в большой степени средний класс объединяет в себе эти партии, не давая им радикализовываться. В общественном развитии также хорошо заметна и поляризационная функция многопартийности. В те периоды, когда экономика идёт на спад, общество сильно фрагментируется, средний класс слабеет и сокращается, вплоть до полного его исчезновения. В таких условиях многопартийность превращается в силу, которая раскалывает общество. Мы можем найти тому массу примеров в африканских, южноамериканских и азиатских странах.

 
В традиционном Китае политические процессы также протекали достаточно открыто. Несмотря на то, что вся  центральная власть принадлежала императору, однако на местах управляли административные структуры (сложный термин времён китайского феодального общества: «власть по взаимной любви», «ты – мне, я – тебе», «власть, кормящая сама себя за счёт народа» – прим. пер.). Хотя они и были в высшей степени бюрократизированы, но вполне открыты для общества. История свидетельствует, что чем больше администрация открыта для общества, тем более эффективным становится управление государством. И наоборот, если администрация недостаточно открыта, и возникают трения между властью императора и местной администрацией (авторитет императора падает), то это ведёт к возникновению кризиса. У партийной власти существует та же особенность. Эффективность управления зависит от того, насколько Партия открыта по отношению ко всем социальным прослойкам и всеобщей выгоде. Одновременно с этим, эффективность администрации зависит от её структурированности и специализированости.  

 
Как и всякая другая модель, «китайская модель» постоянно прогрессирует  и эволюционирует. В эпоху глобализации энергия преобразований, действующая  на «китайскую модель», особенно велика. Став частью мировой системы, «китайская модель» многократно взаимодействует  с другими моделями и либо активно  у них учится, либо пассивно поддаётся  их влиянию. С этой точки зрения, это общая для всех моделей тенденция. Однако одинаковые тенденции не ведут к идентичным преобразованиям. Подвергаясь внешнему влиянию, «китайская модель» сохраняет присущие ей особенности, и, несмотря на изменения, сохраняет свою изначальную сущность. Как и другие. 

 

Китайскую открытость на деле можно представить в виде двери, открывающуюся только в одну сторону - вовнутрь. Фактически же эта "открытость" - закрытость от западного "рынка  без границ", а именно: 
 
- Приветствуется конвертирование доллара в юань, но никак не наоборот. Наоборот сложнее. Полной конвертируемости юаня просто не существует, государством лишь обеспечивается обратимость юаня по текущим счетам. 
 
- Приветствуется неограниченный ввоз иностранной валюты. Вывоз же ограничен. Чтобы перевести деньги за границу, нужно пройти сложную процедуру разрешений и согласований. Этот процесс очень строго контролируется банками и таможней. 
 
- Во внешней торговле поддерживается тотальный контроль за коммерческой и банковской тайной. Разрешен только плановый импорт, и только его оплата валютой. 
 
- Китайские внешнеторговые компании должны перекрывать разрешенный им валютный импорт экспортом китайских товаров. Где только возможно, в оплату импорта иностранцам зачисляется не валюта, а юани. 
 
- Фондовый рынок разграничен на две части, на главную из которых иностранцы не допускаются. 
 
- Бегство инвестированного в Китай капитала исключено. Иностранный инвестор, вложивший деньги в оборудование, сырье и прочее, возврат капитала и прибыль может иметь только в виде произведенного товара. Причем по закону 70% товара должно в обязательном порядке вывозиться из Китая, и только 30% можно продать на внутреннем рынке.


Информация о работе Факторы национальной экономики