Факторы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – обобщить знания, полученные при изучении экономической литературы по исследуемой теме, осуществить анализ факторов экономического роста, и, наконец, попытаться сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Понятие и сущность экономического роста, его показатели…..4
Основные факторы экономического роста и их особенности в России………………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………..…….23

Библиография……………..…………………………………………....

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Порядок распределения доходов также  имеет важное значение для реализации потенциала экономического роста. Эту  функцию он выполняет только в  том случае, если стимулирует рабочих  к повышению производительности труда. Иными словами, для роста экономики потенциально возможными темпами необходимо, чтобы доходы собственников факторов производства росли темпами, равными темпам роста их производительности.

     Говоря  о факторах экономического роста, полагается отметить и те, которые сдерживают рост производительности труда и реального национального дохода. К ним относится различная законодательная деятельность в области охраны труда и окружающей среды, правил безопасности и т.д. Опыт мирового экономического развития в течении последних 20 лет отчетливо демонстрирует, что мягкая денежная политика воздействует на экономический рост угнетающе, а жесткая благотворно. Чем выше темпы денежной эмиссии, тем ниже темпы экономического роста. При превышении среднегодовыми темпами денежной эмиссии рубежа в 35% годовых экономический рост прекращается и начинается спад. Во многих странах мира значительная часть национального продукта производится на государственных предприятиях. Сопоставление доли производства в ВВП на государственных предприятиях с темпами прироста реального ВВП на душу населения показывает отрицательное воздействие государственного предпринимательства на экономический рост. При минимальных размерах государственного предпринимательства (до 7% от ВВП) темпы  экономического роста достигают максимума. С увеличением масштабов государственного предпринимательства темпы экономического роста падают и становятся отрицательными, при превышении объема производства на государственных предприятиях уровня 20% от ВВП. Отмечается, что, и значительные размеры государственного потребления препятствуют быстрому и устойчивому экономическому росту.

     Происходящие  в последние годы в России позитивные сдвиги в развитии экономики являются ярким подтверждением общемировых тенденций. В России происходит формирование рынка капиталов, что в будущем позволит увеличить инвестиции, обновить со временем фонды. Снижается инфляция, снижается ставка рефинансирования Центрального банка. Наконец продвинулось развитие ипотеки, что может дать рост инвестиций в стройиндустрию. Растут потребительские банковские кредиты. Происходит сокращение доли государства в валовом внутреннем продукте. Если доля государства сократится, то увеличится доля частного бизнеса, и полученные дополнительные средства частный бизнес в значительной мере использует на развитие, в то время как государство свои деньги использует главным образом не на развитие, а на текущие выплаты.

     Проводится налоговая реформа. Она уже привела к снижению доли налогов в валовом продукте: отменен налог с продаж, налог на добавленную стоимость снижен с 20 до 18%, введен сниженный единый социальный налог.

     Разработаны и начали претворяться в жизнь  общенациональные проекты в области образования, медицинского обслуживания, науки и социальной сферы. Однако и здесь, к сожалению, не проходит без перекосов. Например, в некоторых регионах финансирование проектов по медицине переложили с местных бюджетов на плечи предпринимателей, без подобного «вклада» в развитие региона не выдаются разрешения на строительство и лицензии на виды деятельности. 

       К сожалению, отечественные товары пока не способны вытеснить импорт и продукцию импортоориентированных производств с низкой добавленной стоимостью («отверточная сборка» в электронике и автомобилестроении, производство медицинских препаратов на основе импортных субстанций и т.п.). И в первую очередь это следствие двух взаимосвязанных факторов – низкие инвестиции в производство и все еще сохраняющееся неверие предпринимателей в стабилизацию политической, а, следовательно, и экономической ситуации в стране.

     В целом по стране сохраняется низкий уровень заработной платы, а низкая зарплата всегда связана с низкой производительностью. У нас проводятся социальные реформы без реформы зарплаты, а все социальные выплаты пытаются повесить на предприятия. Но чем больше забирать у предприятия, тем меньше останется ему для развития. В Америке 70% налогов выплачивает население, а только 3% - бизнес. Благодаря этому бизнес может инвестировать и развиваться. У нас с населения берется меньше 15%, а 85% - с бизнеса.

     Возможности нашего экономического роста большие, но, к сожалению, возможность не определяет действительность.

     В инвестициях российских компаний и  предприятий соотношение собственных  средств и привлеченных кредитов составляет сегодня примерно 10:1, в то время как в развитых странах оно близко к обратному. Причина сложившегося положения прежде всего в недоверии населения и инвесторов к государству, частным банкам и рублю как таковому. Это естественная расплата за тотальные конфискации сбережений и населения, и предприятий, и портфельных инвесторов в 1992 и 1998 гг. Только тогда можно будет поверить, что наша экономика выздоравливает, и мы превращаемся в нормальную страну с нормальной рыночной экономикой, когда население достанет накопленные деньги «из-под матрацев» и понесет их либо в банк, либо на фондовую биржу.

     Разлад  между словом и делом продолжает сохраняться и ещё в одной  сфере экономической политики - в  отношении государства к малому и среднему предпринимательству. И  дело здесь не только в том, что провозглашенные декларации и принятые в последнее время разнообразные постановления не дают должного эффекта. Вопреки всему налоговый пресс на малый и средний секторы экономики в реальности пока лишь усиливается и не дает возможности выйти ему «из тени». Произвол, многочисленные бюрократические и правоохранительные проверки и поборы возрастают. Целенаправленной льготной кредитной поддержки малого и среднего бизнеса фактически нет. Государственный рэкет и коррупция если и потеснили несколько криминальный контроль, то для самих бизнесменов жизнь ни в какой мере от этого легче не стала. Государство на всех его уровнях продолжает войну с такими проявлениями предпринимательской активности населения, как мелкая торговля, кустарное производство, рынки, мелкий бизнес в сфере услуг и т.д.

     Но  еще большим препятствием является упорно сохраняемый с советских  времен менталитет нашего политического  класса с его преувеличенным вниманием  ко всему гигантскому и пренебрежением ко всему малому, тем более индивидуальному. Если в передовых странах мира малый и средний бизнес создает 60-80% ВВП, то у нас на него приходится не более 10%, а число малых предприятий (примерно в 10 раз меньшее, чем в США) продолжает лишь сокращаться. И простая мысль, что главным работодателем, рыночным субъектом и источником научно-технического прогресса во всем мире был и остается малый и средний бизнес, у нас так и не стала основой национальной экономической стратегии.

     Проблема  малого и среднего бизнеса неразрывно связана ещё с одним негативным явлением в экономике - разрывом между официальной, «видимой» экономикой, выплачивающей налоги и отражаемой в статистике, и «теневым сектором», остающимся вне налоговой системы и вне статистики. Между тем, по многочисленным оценкам, на «теневой сектор» приходится сегодня до 50% экономической активности в стране и соответственно всего ее ВВП.

     Наконец, последний по счету, но отнюдь не по важности вопрос. Вряд ли сегодня будет кто-либо возражать, что процесс постепенного открытия российской экономики, выхода России из длительной изоляция и активного включения ее в мировую экономическую жизнь есть благо для страны. Насыщение внутреннего рынка, импорт высокотехнологического оборудования, привыкание российских предприятий к жестким условиям международной конкуренции, переход на более высокие технические и другие стандарты, скромный пока, но уже ощутимый приток иностранного капитала — все это положительные эффекты «открытости». Исторически оправданной в условиях нарастающей и неотвратимой глобализации является и вхождение России в ВТО в качестве полноправного ее члена со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

     Но  и здесь тоже нужен дозированный и осторожный подход. Готовы ли мы к  такому присоединению, тем более  в ускоренном темпе? Сегодня все  профессиональные оценки сходятся фактически на том, что ежегодная наша выгода от присоединения к ВТО сводится примерно к 3 млрд. долл. по экспорту. Что мы потеряем по импорту, если это присоединение задушит авиационную и автомобильную промышленность, многие потребительские отрасли, банковскую и страховую сферы и т.д. - никто не посчитал. Между тем в западной печати появляются оценки, что в случае присоединения к ВТО свыше 90% обрабатывающей (не добывающей!) промышленности просто «ляжет». А если к этой угрозе прибавить еще и такие разрушительные требования ВТО к нашей стране, продиктованные откровенной политикой «двойных стандартов», как сведение к минимуму государственной поддержки сельского хозяйств или требование о выравнивании внутренних цен на электричество и газ (а следовательно, и на многое другое) с европейскими ценами картина и вовсе становится безрадостной.

     В то же время нельзя не видеть, что  дискуссия вокруг присоединения  к ВТО отвлекает внимание общественного  мнения от тяжелейшей по своим последствиям для российской экономики проблемы беспрецедентной «утечки» капитала из страны. Этот хронический «дренаж» колеблется последние 12 лет вокруг уровня в 20 млрд долл. в год.

     На  Западе принято считать, что все  эти годы именно западные страны финансируют  Россию. На самом же деле, испытывая собственную острейшую нужду в инвестициях, наша ослабленная затянувшимся кризисом экономика финансировала и продолжает финансировать намного более успешную западную экономику за счет легальной и нелегальной «утечки» отечественного капитала. На 1 долл. притока капитала в Россию неизменно приходилось 3-4 долл. его оттока из нее. И пока это соотношение полярно не изменится, говорить об экономическом выздоровлении страны преждевременно. 
 

 

      Заключение

     На  основе проведенного мной исследования можно сделать следующие выводы:

     1. Экономические циклы – это периодические колебания деловой активности в обществе.

     2. Под экономическим ростом понимают увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период.

     3. Экономический рост определяется как рост реального ВНП за некоторый период времени, либо как увеличение за некоторый период времени реального ВНП на душу населения. Исходя из любого из этих определений, статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах. Но более предпочтительным является второе определение.

     4. Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации.

     5. На экономический рост влияют такие факторы как трудовые ресурсы, объем капиталовложений (инвестиций), научно – технический прогресс, природные ресурсы, предпринимательская способность. 

     6. Существует деление факторов в зависимости от характера роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные.

     7. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы.

     8. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста

     10. В последние годы в качестве условия и результата экономического роста все чаще рассматривается система социальных результатов.

     11. Наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста.

     12. Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной социальной, налоговой и инвестиционной политике.

 

      Библиография

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – 2-е изд., перераб., - М., 2007.
  2. Гайдар Е. «Аномалии экономического роста». // «Вопросы экономики».- 1999. - № 12.
  3. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики 2007.- №5.
  4. Елецкий Н.Д., Корниенко О. В. Мировая экономика: 100 экзаменационных ответов (2-е издание). Москва-Ростов н/Д:МарТ,2005.
  5. Ильин С.С.,Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: «АСТ»,1999.
  6. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. - М.,2004.   
  7. Курс экономической теории / под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.  – Киров, «АСА», 2005.
  8. Нестеренко А. Экономический рост на основе институциональных изменений. // Вопросы экономики.  2000.-№7.
  9. Популярная экономическая энциклопедия/ под. ред. А. Д. Некипелова. – М.: Большая российская энциклопедия, 2001.
  10. Финансы / под ред. проф. Дробозиной. – М.: «ЮНИТИ», 2001.
  11. Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост // Вопросы экономики 2007.- №5
  12. http://kornienko.donpac.ru
  13. http://www.minfin.ru
  14. http://www.nalog.ru
  15. http://www.gks.ru
  16. http://www.rbc.ru
  17. http://www.iet.ru
  18. http://www.inme.ru

Информация о работе Факторы экономического роста