Факторы и результаты общественного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Целью общественного производства является обеспечение людей экономическими благами. Блага – это предметы или явления, которые в силу своих свойств способны удовлетворять общественные потребности либо как средства производства, либо как предметы потребления.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3
Процесс труда и процесс производства…………………………..……4
Факторы и результаты общественного производства……………….14
Экономические блага……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………..…..27

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Кривая  общей полезности наклонены положительно, поскольку с увеличением количества блага полезность возрастает до определенной точки, затем снижается, поскольку происходит постепенное ее снижение. Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, поскольку полезность потребляемых частей блага постепенно уменьшается, так как возрастает степень удовлетворения потребности. Когда количество блага равна ОН, наступает максимум общей полезности, а предельная полезность становится равной нулю.

Предельная  полезность - полезность последней  части блага или услуги, которые  имеются в распоряжении потребителя.

Можно также предусмотреть существование  отрицательное предельной полезности . Отрицательная полезность частей потребляемого блага наносит  ущерб потребителю. Общее удовлетворение потребителя в такой ситуации уменьшается на величину КР. Далее необходимо определить, какую общую экономическую ценность потребитель предоставляет благу, имея определенное его количество.

Если  благо разделить на неопределенное количество равных между собой по величине и качеству частей, то каждой части потребитель приписывает одинаковую ценность. Она измеряется степенью удовольствия, которое получает потребитель, завладев последней частью, и которого он не получил бы, если бы эта последняя часть была утеряна.

В этом контексте важным является анализ мотивов поведения потребителей на рынке, почему они стремятся приобрести определенный вид товара, отдавая ему предпочтение перед другими, почему изменили свои предпочтения, переключились с одного вида товара на другой, изменили одну марку товара (фирму) на другую. Анализ мотивов поведения дает возможность познать не только их запросы и нравы, обычаи и склонности, но и определить факторы, которые их порождают, спрогнозировать особенности поведения определенных групп потребителей в ближайшем и отдаленном будущем.

Поведение потребителя на рынке зависит  от многих факторов, основными из которых  являются: экономические, географические, демографические, психологические, социальные, религиозные. Экономические факторы обусловлены уровнем наполненности рынка товарами и услугами, их качеством и ассортиментом, доходами, платежеспособностью покупателя. Географические факторы зависят от природно-климатических условий страны, региона, системы исторически созданных ценностей.

Демографические факторы обусловлены возрасту, размеру семьи, уровню доходов потребителя. Психологические факторы образовавшиеся в стиле жизни, личных качествах потребителя (индивидуализм, групповая мотивация). Качество, цены, уровень обслуживания, формы рекламы, дизайн продукции тоже определяют психологию поведения покупателя на рынке.

Социальные  обусловленные уровнем образования, профессией, особенностями социальной среды. Например, потребитель стремится  приобрести новый продукт только потому, что это престижно среди  его окружения, важно для поддержания социального статуса, карьерного роста.

Основой поведения потребителя на рынке  есть потребности (внутренние мотивы), которые порождают его стремление приобрести определенный товар, создают  внутреннюю напряженность между  стремлением и возможностями  приобретения. Поэтому потребитель либо покупает, либо занимается поиском дополнительной информации, либо отказывается от покупки товара. Но если уж приобретение произошло, потребитель будет взвешивать, насколько качество и параметры товара соответствуют его ожиданиям. Результаты этого анализа повлияют на его поведение в будущем. Поведение потребителя на рынке. Эффект дохода и эффект замещения

Экономические реалии - цены и платежеспособность - препятствуют большинству людей  получать все, чему они стремятся. С  изменением цены товара или услуги соответственно изменяются возможности потребителя и привлекательность товара. С падением цены реальный доход, покупательная способность, выраженные максимальным количеством определенного товара, которое можно купить на денежные доходы, растет. С ростом цены реальный доход падает. Например, повышение платы за коммунальные услуги, электроэнергию приводит к значительному снижению покупательной способности потребителей, потому что означает снижение реального денежного дохода. Повышение или понижение цен на товары и услуги влечет за собой изменения в количестве приобретенных товаров и услуг. Например, при повышении стоимости билета в кинотеатр раза на те же бюджетные средства можно посетить кинотеатр только один раз, за снижение стоимости билета втрое можно будет посетить кинотеатр девять раз. Т.е. на потребление товаров и услуг влияет эффект дохода.

Эффект  дохода - изменения относительно потребления  товаров и услуг, обусловленные  изменением реального дохода вследствие динамики цен. Одновременно нужно учитывать, что влияние эффекта дохода на потребление товара, цена на который упала, может вызвать и увеличения и уменьшения количества его приобретения в зависимости от того, каким этот товар является для покупателя - добротным или некачественным. Снижение или повышение цены товара означает изменение отношения потребителя к этому товару, обусловленное ценами на другие товары. За снижение цен потребитель будет стремиться заменить более дешевыми те товары, которые стали относительно дороже. При повышении цены он уменьшит количество покупок данного товара и увеличит количество покупок дешевого. Это явление называется эффектом замещения.

Эффект  замещения - изменение в потреблении  товара как следствие изменения  цены этого товара в отношении  цен на другие товары. Эффект дохода и эффект замещения могут проявлять себя независимо друг от друга, хотя более характерной является их взаимодополняемость.

Поведение потребителя на рынке в значительной степени зависит от предпочтений в выборе товаров или услуг. Люди, имея различные потребительские предпочтения, будто ранжируют доступные варианты комбинаций товаров в порядке своих предпочтений. Когда человек на рынке выбирает покупку из нескольких различных наборов товаров, предполагается, что она отдает предпочтение тому набору, который обеспечит более высокий уровень удовлетворения ее потребностей.

Концепция потребительских предпочтений основывается на основных предвидению индивидуальных предпочтений потребителей относительно определенного набора товаров перед другими. Первое предвидение - потребитель способен ранжировать или сравнивать и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг. Второе предвидению указывает на транзитивность (переходность) предпочтений. Если потребитель отдает определенное преимущество набора А перед набором В, а набор В перед набором С, он также должен отдавать предпочтение набора А перед набором С. Транзитивность предусматривает, что если потребитель не делает разницы между альтернативами наборов А и В и между В и С, то тогда он не должен Те делать и между А и С Третье предвидения заключается в том, что человек всегда отдает предпочтение приобретению большего количества товаров и услуг, поскольку потребности человека безграничны, за исключением благ, которые могут навредить здоровью человека, окружающей среде, т.е. «экономических антиблаг».

Полезность  невозможно измерить количественно, человек  способен только ранжировать ее. Потребительские  предпочтения можно изобразить с  помощью графика, ставя вопрос - как  человек мог бы ранжировать варианты выбора. С помощью этого инструмента анализа можно вместо количественного измерения полезности использовать простые порядковые измерения в виде градации полезности.

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов, важнейшими среди которых являются цены товаров и доходы, которые предопределяют его покупательские возможности.

Человек, распоряжаясь определенным количеством  денег, может купить в зависимости  от цен разные наборы товаров и  услуг. Доход потребителя и покупательная способность денег определяют бюджетное сдерживание, которое означает, что общие расходы должны равняться доходам. Бюджетное сдерживание - ограничение, которое определяется равенством доходов потребителя его общим затратам.

Бюджетная линия показывает все наборы продукта х и у, которые бюджет потребителя позволяет купить. За уменьшение или увеличение доходов бюджетная линия будет сдвигаться соответственно ближе или дальше от начала координат, не изменяя угла наклона. Так, с увеличением доходов покупатель может увеличить количество покупок, тогда бюджетная линия сместится вправо; за снижение доходов - влево. Изменение цены товара наклоняет бюджетную линию относительно точки пересечения с горизонтальной или вертикальной осью.

Используя предыдущие примеры, предположим, что цена товара  X уменьшилась из-за неизменности пересечения линии с осью Y. Повышение цены товара X наклоны бюджетную линию вниз на пересечении с осью ординат, не изменяя ее точки пересечения с осью абсцисс. То есть изменение одной из цен и соотношения между ними изменяет и угол наклона бюджетной линии. За изменения обоих цен так, что соотношение между ними остается неизменным (поскольку угловой коэффициент бюджетной линии равен соотношению цен), угол наклона останется неизменным. Бюджетная линия сместится параллельно предыдущей.

Каждый  человек обладает определенным количеством  средств для покупки товаров, т.е. имеет определенную покупательскую способность. Необходимо выяснить, как  она распределяет средства для удовлетворения собственных потребностей, ограниченных уровнем цен и личным доходом. Потребитель стремится приобрести различные блага в количествах и пропорциях, которые приносят ему максимальное общее удовлетворение. Достигнув, однажды, оптимального соотношения (в нашем примере X  и Y), потребитель больше не откажется от него до тех пор, пока не изменятся цены благ, предельная полезность денег или шкала его предпочтений. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен находиться на бюджетной линии и предоставить потребителю лучшее из них предпочтений сочетание. Итак, выясняя связь доходов субъектов рыночного хозяйства и предельной полезности благ, теория потребительского поведения имеет практическое значение для регулирования обществом процессов, присущих микро и макроуровню экономики. 
 
 
 
 

Заключение. 

Общественное  производство – основа жизни и  источник прогрессивного развития общества.

Противоречие  между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов рождает  проблему выбора: что производить, как это делать (на какой технологической основе), для кого производить?

Чтобы процесс производства начался, необходимо иметь все нужные факторы производства. Факторы производства – это вовлеченные  в процесс производства ресурсы. К таким факторам относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация.

Общественное  производство делится на две сферы: материальное и нематериальное.

Непрерывное возобновление и повторение процесса производства называется воспроизводством.

Общественным  результатом измерения производственной деятельности является валовой общественный продукт – ВОП. Весь произведенный в обществе продукт делится на необходимый и прибавочный продукт.

Соизмерение результатов производства с затратами  общественного труда для их получения характеризует эффективность производства.

Движение  общественного продукта между фазами его воспроизводства непрерывно: производство → распределение →  обмен → потребление.

Производственные  возможности общества по производству экономических благ, при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов, при данном уровне развития технологии характеризует кривая производственных возможностей (КПВ). 
 
 
 

Список  литературы.

    1. Басария Р. К вопросу об эксплуатации труда в рыночной экономике // Общество и экономика. - 2003. - №7.
    2. Бернар И. Толковый экономический и финансовый словарь / И. Бернар, К. Коллиж. – М., 1994.– Т.2. – 500 c.
    3. Гурова И.П. Мировая экономика: учеб, для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007. – 394с.
    4. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим  
      направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина Л.И., М.: Финстатинформ. - 1997.
    5. Макконелл Д., Брю С. Экономикс. М., 1996. Макконелл Д., Брю С. Экономикс. М., 1996.
    6. Мерзляков И. П., "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 1994.
    7.   Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. – М., 2000. С. 548, 549
    8. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: ФЗ от 24.08.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – С. 8371.
    9. Ребнев Л. С., Нуреев Р. М. Экономика: Курс основ. М., 2000. 
      5 Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям \\  
      вопр. Экономики. 1997. № 10. с. 142-150. 
      6 Самуэльсон П. Экономика. М. 1992
    10. Чернова Т.В. Экономическая статистика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006

Информация о работе Факторы и результаты общественного производства