Факторы и особенности экономического роста в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни. Добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов.

Содержание

Введение 4
1 Сущность экономического роста 6
1.1 Факторы экономического роста 11
1.2 Стратегии экономического роста 12
1.3 Модели экономического роста ........................................................................15
2 Экономический рост и структура общественного производства Российской Федерации: проблемы и перспективы 17
2.1 Тенденции экономического роста в Российской Федерации 19
2.2 Финансовый механизм экономического роста…………………………….22
2.3 Перспективы экономического роста в Российской Федерации…………..26
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 3.92 Мб (Скачать)

В отличие от потребительского спроса, темпы роста инвестиционного спроса несколько замедлились: инвестиции в основной капитал увеличились в 2004 году к предыдущему году на 10.9% против 12.5% в 2003 году. Снижение темпов роста инвестиций отмечается как в экспортном секторе, так и в обрабатывающей промышленности. Произошло сокращение инвестиций в основной капитал в нефтедобыче (за январь-сентябрь 2004 г. к соответствующему периоду предыдущего года на 6.2%), газовой промышленности (на 2.2%), цветной металлургии (на 8.5%), пищевой промышленности (на 18%), строительстве (на 17.1%), коммунальном хозяйстве (на 7.1%) и ряде других отраслей. Вместе с тем после значительного снижения (с исключением сезонного фактора) темпов роста инвестиций и, особенно, строительства в III квартале, в том числе под влиянием банковского кризиса и усилившегося оттока капитала, в последние месяцы инвестиционная и строительная активность стали восстанавливаться. С сентября отмечается чистый приток капитала в частный сектор, хотя за весь 2004 год чистый отток капитала из этого сектора вырос по сравнению с 2003 годом в четыре раза и составил около 8 млрд. долл. США. В целом в истекшем году отсутствовал значимый прогресс в улучшении предпринимательского и инвестиционного климата в стране, в укреплении взаимного доверия бизнеса и власти. Настороженность в отношении бизнеса к политике властей не преодолена, любые негативные тенденции (проявившиеся летом проблемы в банковской системе, негативная информация о перераспределении собственности или даже слухи и спекуляции в этой сфере, неэффективность мер по борьбе с коррупцией и другими криминальными явлениями) оказывали негативное воздействие на инвестиционную активность предпринимателей.

В страновом сопоставлении, в 2004 году Россия опережала ведущие экономически развитые страны мира по темпам экономического роста. В 2004 году рост ВВП России к предыдущему году составил 7.1%, в то время как рост экономики Еврозоны оценивается в 1.9%, США - 4.4%, Японии - 4.2%.

Однако среди стран СНГ по темпам экономического роста в 2004 году Россия находилась на одном из последних мест (в среднем по этой группе стран темп роста ВВП оценивается примерно на уровне 8% к 2003 году, в том числе в Украине -12%, Беларуси - 11%). Основные макроэкономические причины этого отставания российской экономики от ее партнеров по СНГ связаны с более низкой нормой накопления, более медленными темпами роста экспорта товаров и значительным оттоком капитала.

Динамика промышленного производства России в 2004 году по темпам роста также опережала промышленную динамику ведущих экономически развитых стран, хотя опережение несколько меньше, чем по ВВП. За январь-ноябрь 2004 г. рост промышленного производства России составил 6.2% против 6% в Японии, 4.5% в США и 2% в Еврозоне.

 

2.2. Финансовый механизм экономического роста.

 

Стабилизация экономики не может быть продолжительной, если не сопровождается ростом инвестиций.   Преодоление негативных тенденций воспроизводства структуры народного хозяйства требует осуществления эффективной инвестиционной политики

Расширение внутреннего спроса. Один из изъянов российской экономики -- недостаточный внутренний спрос; образованию этого специфического дефицита способствовали ориентация производителей на внешние рынки и опережающий рост импорта. Расширение внутреннего спроса является мощным катализатором роста экономики, причем соответствующие меры должны включать активизацию как государственного, так и частного спроса.

Учитывая, что сегодня основное воздействие на экономический рост оказывает внутреннее потребление (обеспечившее в 2002 г. 53% конечного спроса), приоритетные госрегулирующие усилия нужно направлять на повышение заработной платы до прожиточного минимума; особое внимание государство обязано уделять вопросам оплаты труда в бюджетной сфере, охватывающей главным образом нематериальное производство. Рост зарплаты бюджетников ведет к ее увеличению в реальном секторе и. как следствие, -- к расширению внутреннего потребления. Следует отметить, что повышение заработной платы необходимо сориентировать на объективную цену рабочей силы и в материальном, и в нематериальном производстве. Повышению внутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счет бюджета, дорожное строительстве и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения. Остро необходим разумеется, и механизм сохранения в российской экономике генерируемых финансовых ресурсов: по некоторым оценкам, уровень ежегодного вывоза капитала в 15--20 млрд. долл. эквивалентен не реализации 450--600 млрд. руб. конечного спроса, т.е. утрате б--8% среднегодового прироста производства. Важное средство увеличения внутреннего спроса -- таможенно-тарифная политика, в рамках которой целесообразен дальнейший перенос тяжести обложения с импортируемого производственного оборудования на вывозимое сырье и на ввозимы   Потребительские товары (в этом случае растет потребление соответствующих отечественных товаров).

 Налоговая реформа и совершенствование межбюджетных отношении. Значимость налоговой системы и бюджетного федерализма в качестве рычагов ускорения роста несомненна как очевидны и изъяны в соответствующих реформационных действиях. Так, несмотря на форсируемую с 2001 г. налоговую реформу, товаропроизводители продолжают считать фискальную нагрузку высокой, а бюджетные поступления во многих регионах не обеспечивают решения социальных проблем. Ежегодное уменьшение налогов по России планируется на уровне 1% ВВП, и в принципе это правильная установка: идея состоит в стимулировании инвестиционной активности предприятий и повышения их производственной эффективности, что должно вести к росту объемов производства и расширению налогооблагаемой базы. К сожалению, практическая реализация линии на снижение налоговой нагрузки на производителей обернулась дестабилизацией и подчас снижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего в территориальные, даже при росте объемов производства.

Снижение издержек производства. Решение этой общенациональной задачи требует  проведения мер на микро-, мезо- и макроуровнях. Применительно к первому необходимо повысить ответственность предприятий за эффективность использования производственного - аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей -- для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.

На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как вышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных (инфраструктурных) монополий, в том числе за их ценовой политикой. Так, практикуемое в последние годы регулярное повышение тарифов на электроэнергию стало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Среди макроцелей реформирования естественных монополий -- снижение тарифов, причем реализация этой цели -- ключевой аспект контрольной деятельности государства в отношении реструктурирования соответствующих инфраструктурных систем.

 Реформирование банковской системы и развитие фондового рынка. Среди приоритетных для реализации потенциала содействия экономическому росту проблем развития банковского сектора -- становление ипотечного дела, развертывание кредитования лизинговых структур, налаживание тесного взаимодействия со страховыми и пенсионными системами, с фондовым рынком.  Критически важное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочению отечественного фондового рынка.

Стимулирование малого предпринимательства. При несомненном прогрессе переднего в сфере услуг и торговле его роль в промышленном секторе остается мизерной. В целом этой недопустимой с точки зрения задач экономического роста ситуации видится в первую очередь на путях интеграции малого бизнеса с вышеупомянутыми крупнокорпоративными структурами (и господдержки многообразных форм интеграции)", превращения банковского сектора в основного кредитора малых предприятий (здесь возможны такие меры, как госсубсидированне процентных ставок по кредитам данным предприятиям, предоставлено последним госгарантий, и др.), расширения использования в соответствующих целях государственного и муниципального имущества (имеются в виду передача на льготных условиях производственных площадей и технологического оборудования малым предприятиям, упрощение процедур оформления разрешительной документации на ремонт и реконструкцию производственных объектов, и др.). Приоритетными задачами остаются налаживание за счет госбюджета учитывающей специфику малого бизнеса системы переподготовки и повышения квалификации менеджеров, обеспечение доступности для широких слоев населения обучения основам предпринимательской деятельности.

Реинтеграция всего постсоветского и собственно российского экономического, пространства. Это -- непременное условие ускорения темпов роста отечественной экономики. Позитивную роль в развитии главного постсоветского регионального объединения -- СНГ -- призван, как известно, сыграть феномен «разноскоростной» интеграции, преимуществами которой являются ускоренное решение практических вопросов сотрудничества ряда участников Содружества, демонстрация преимуществ продвинутых форм взаимодействия, а также эволюционный характер интеграционных процессов. Эффективным дополнением разноскоростной интеграции способна стать «дифференцированная» (происходящая вокруг Союзного государства Белоруссии и России) интеграция: в ее рамках могут быть отработаны многие новые механизмы, перспективные для последующего распространения в масштабах СНГ в целом.

 

2.3. Перспективы экономического роста в Российской Федерации 

Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация.

       Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др. ) , осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т. е. решали иные задачи.

       Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов - резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР) , то теперь приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир в производстве компьютеров на душу населения, разработать программы производства лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о самой возможности которого при разработке программы никто и не догадывался.

       Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.

       В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.

       "Промышленная (или структурная) политика" ни в коем случае не должна ориентироваться ни на "назначение победителей", ни даже на их "выбор". Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.

       Акцент на секторе услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле- и самолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важности развития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему. Современная экономика в основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства в развитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, у нас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятия определяют приоритеты экономической политики. И более того, не просто промышленные предприятия, а предприятия, связанные со старой промышленностью, то есть с энергетикой, с металлургией. Получается, что крупнейшие наши экономические игроки и политические лоббисты представляют интересы старой промышленной экономики. Никто, к сожалению, сейчас в России не лоббирует новую экономику. Она у нас осталась без своих лоббистов и в правительстве, и за его пределами. Если посмотреть состав участников встреч президента с представителями крупного бизнеса. Ему подсказывают, в каком направлении проводить экономическую политику нефтяники, металлурги, машиностроители, энергетики и т.п., что ни как не способствует переменам в структуре нашей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счет количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов, имеет экстенсивный характер, а обеспеченные исключительно качественным совершенствованием ресурсов носит интенсивный характер.

Экономический рост можно определить как рост реального ВВП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем. Экономический рост измеряется темпами роста ВВП(ВНП) или темпами его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП(ВНП) в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором - объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП(ВНП), так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП(ВНП), приходящийся на душу населения. ВВП(ВНП) страны, разделенный на численность ее населения, позволяет определить величину ВВП(ВНП), приходящуюся на одного человека.

Информация о работе Факторы и особенности экономического роста в российской экономике