Предприниматель
должен, наконец, получить гарантированную
законом свободу хозяйственной деятельности,
защиту от произвола чиновников. Необходимо
немедленно устранить правовые тормоза
предпринимательской и инвестиционной
активности.
«Отечество»
намерено сделать экономическое законодательство
ясным и прозрачным, что будет способствовать
вытеснению криминальных структур из
экономики. Необходимо принять целый комплекс
законов, усиливающих институциональную
основу экономики, сузив область административно-бюрократического
контроля. Важно создать правовую основу
для деятельности специфических областей
экономической жизни. Установив четкие,
ясные, единые для всех «правила игры»,
государство создаст прочную основу для
экономического роста.
Государство
должно уменьшить налоговую нагрузку
на предприятия реального сектора.
Россия по уровню налоговых изъятий не
может ориентироваться на индустриальные
страны, где доля ВВП, перераспределяемого
через бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды, составляет до 50%. Оптимальной для
России является цифра в 35%. При более жестких
налоговых условиях частный капитал не
может быть эффективно применен в экономике
России. Нужно создать благоприятный налоговый
климат для эффективного развития в стране
национального капитала и привлечения
иностранных инвестиций.
Необходима
стратегия государственного регулирования
реального сектора экономики. Для этого
предусматривается:
- стимулировать
создание мощных российских корпораций,
ориентированных на новейшие технологии,
уделяющих необходимое внимание инновационной
деятельности, способных на равных конкурировать
с крупными иностранными компаниями;
- создать условия
для привлечения личных сбережений граждан
к инвестициям на привлекательных для
населения условиях;
- восстановить
банковский сектор экономики и переориентировать
коммерческие банки на кредитование реального
сектора экономики;
- проводить
активную политику по привлечению иностранных
инвестиций, обеспечивающую им льготный
таможенный и налоговый режим при создании
производств, ведущих к возникновению
в России новых рабочих мест;
- обеспечить
прозрачность выработки и принятия экономических
решений, распределения государственных
заказов и кредитов, их четкое процедурное
оформление;
- осуществлять
регулирование трудовых отношений в соответствие
с соглашениями между представителями
работодателей, профсоюзов и государства;
- восстановить
на правовой основе государственный контроль
над предприятиями реального сектора,
приватизация которых проведена с нарушениями
закона;
- провести
реорганизацию всей системы управления
государственной собственностью;
- сохранить
контроль над стратегическими отраслями
экономики и естественными монополиями;
- поддержать
разработку и реализацию крупных национальных
программ в таких областях, как авиация,
ракетно-космическая техника, электроника,
ядерная энергетика и ядерная безопасность,
информатика, новые материалы и технологии,
транспортное машиностроение и ряд других;
- уделять особое
внимание нефтегазовой промышленности,
установить гибкое налоговое регулирование
в этой сфере, особенно применительно
к геологоразведке;
- провести
реструктуризацию угольной промышленности;
кардинально пересмотреть роль угля в
топливно-энергетическом балансе; развивать
технологии по глубокой комплексной переработке
угля на основе концепции «новой угольной
политики». При закрытии шахт обязательно
создавать новые рабочие места для шахтеров
в добывающих производствах (карьеры по
добыче ценных и строительных материалов
и т. д.). Обеспечить привлечение инвестиций
в угледобывающие районы (создание свободных
экономических зон, предоставление налоговых
и других льгот инвесторам, создающим
новые рабочие места в районах закрытия
угольных шахт).
3.3. Меры по стимулированию
роста в реальном секторе экономики
«Отечество»
считает необходимыми неотложные действия
по повышению платежеспособного спроса
населения по следующим направлениям:
- погашение
задолженности государства пенсионерам
и бюджетникам всех уровней по зарплате
и другим выплатам;
- всяческое
поощрение развития системы потребительного
кредита для приобретения товаров длительного
пользования отечественного производства;
- повышение
зарплат и пенсий путем увеличения вдвое
минимальной зарплаты и других мер;
- налаживание
финансирования государственного оборонного
заказа с полным погашением задолженности
по зарплате.
Последняя
мера не только даст зарплату значительной
части промышленности, но и улучшит
финансовое положение сотен предприятий,
повлияет на их способность расширить
производство гражданской продукции для
внутреннего и внешнего рынков.
Необходимо
разработать четкий механизм погашения
огромных долгов государства предприятиям,
выполняющим государственный заказ. Этот
долг является одним из важнейших факторов
неплатежей в российской экономике. Для
этого необходимо принять специальный
федеральный закон, который давал бы четкие
долгосрочные ориентиры предприятиям,
позволял бы им планировать финансово-экономическую
деятельность на перспективу. Данный законопроект
должен включать следующие положения:
- государство
фиксирует объемы задолженности по состоянию
на 1 января 2011 года и относит ее на внутренний
государственный долг;
- исходя из
точного объема долга и макроэкономических
прогнозов, устанавливаются сроки погашения
задолженности, при этом весь долг может
быть реструктурирован;
- на сумму
долга государством выпускаются специальные
ценные бумаги (облигации, векселя), которые,
строго в установленных пропорциях по
срокам погашения, передаются предприятиям-кредиторам.
Одним
из ключевых факторов роста в российской
экономике является развитие импортозамещения.
Для развития импортозамещения «Отечество»
предлагает следующие меры:
- создать систему
стимулирующих мер для всех предприятий
на территории России (в том числе и с иностранным
капиталом), работающих на импортозамещение,
в виде снижения налогов, списания части
задолженности по платежам в федеральный
бюджет и в местные бюджеты;
- развивать
кампанию «Поддержи Россию - покупай отечественное»;
- создать при
поддержке государства систему возвратного
лизинга для сложной продукции машиностроения
и приборостроения; наличие такой системы
позволило бы в соответствии с мировым
опытом продавать оборудование в кредит;
- стимулировать
создание специализированных компаний
(и специализированных подразделений
у компаний-производителей) по техническому
сервису, рекламе, маркетингу, а также
дилерской сети по продвижению продукции
с целью повышения конкурентоспособности
российских товаров на внутреннем и мировом
рынках;
- отказаться
от порочной и часто применяемой чиновниками
практики использования бюджетных денег
для приобретения дорогого импортного
оборудования при наличии конкурентоспособных
отечественных аналогов.
Для
стимулирования экономического роста
необходим механизм предоставления
дешевых кредитов российским предприятиям
реального сектора экономики. Средства
для этого имеются в российском
финансовом секторе - более 50 млрд. рублей
коммерческие банки держат в качестве
своих остатков на корреспондентских
счетах в ЦБ РФ. Для обеспечения заинтересованности
банков в кредитовании реального сектора
мы предлагаем следующие меры:
- применение
льготной ставки налогообложения прибыли
банков в части доходов, полученных от
кредитования реального сектора (15% вместо
45%);
- снижение
фонда обязательных резервов банков в
ЦБ на сумму средств, размещенных в виде
кредитов в промышленности;
- организовать
проведение кредитных аукционов на временно
свободные средства ЦБ РФ.
Следует
создать условия для возвращения
в страну около 100 млрд. долл. российских
средств, находящихся за рубежом.
Целью
таможенной политики должно быть создание
условий для обеспечения экономического
роста предприятий реального
сектора экономики России. Необходимо
защитить наш рынок с помощью таможенных
пошлин и тарифов, как это делают все, в
том числе и развитые страны. Экспортные
пошлины должны стимулировать экспорт
обрабатывающих отраслей промышленности,
прежде всего экспорт высокотехнологичных
товаров и услуг. Высота экспортных пошлин
должна быть обратно пропорциональна
степени обработки товара.
Необходимо
эффективно использовать такие инструменты
как государственный и оборонный
заказы, при бесперебойном бюджетном
финансировании они дадут инвесторам
гарантию возврата средств, вложенных
в эти предприятия.
Формирование «Списка
500 предприятий - локомотивов» отечественной
промышленности XXI века
Чтобы
придать импульс развитию реального
сектора «Отечество» предлагает запустить
в действие 500 предприятий, способных стать
«локомотивами» отечественной промышленности
XXI века («Список 500»).
Прежде
всего, мы отберем для нашей программы
500 промышленных предприятий. Главное
требование - они должны быть производителями
финишной продукции, отвечающей современным
требованиям внутреннего и мирового рынка
по широкому спектру промышленного производства,
определяющему лицо современной и перспективной
экономики страны. Оживление 500 «предприятий-локомотивов»
по цепочкам кооперации приведет в движение
тысячи предприятий-смежников. Среди смежников
будут широко представлены и предприятия
малого и среднего бизнеса. Будет решена
важнейшая задача создания сотен тысяч
новых рабочих мест. Тем самым будет активно
идти импортозамещение, будет воссоздан
на новой основе наш внутренний рынок
промышленной продукции, в том числе потребительских
товаров. Одновременно должны усиливаться
и экспортные возможности российских
предприятий. Выбор предприятий осуществляется
по инициативе региональных отделений
«Отечества» на основе конкурса бизнес-планов
по таким критериям, как:
- конкурентоспособность
производимой и предлагаемой к производству
продукции;
- качество
менеджмента и уровень системы управления;
- высокая степень
кооперации со смежниками;
- вклад в создание
новых рабочих мест в различных регионах
России;
- роль в реализации
комплексных регионально-отраслевых программ.
Государство
окажет содействие отбираемым предприятиям
в их финансовом оздоровлении, проведении
взаимозачетов и пр.
Заключение
Анализируя
вышеизложенный материал, автор считает
возможным сделать следующие выводы:
1.
Экономический рост можно определить
как рост реального ВВП и рост ВВП на душу
населения. Он может быть выражен в натуральном
и денежном виде.
Экономический
рост определяется следующими факторами:
- природными
ресурсами;
- труд
(трудовые ресурсы);
- капитал;
- технологии
(НТП).
Выделяют
экстенсивный и интенсивный экономический
рост.
Интенсивный
– более оптимальный рост, т.к.
обеспечивается качеством факторов
экономического роста.
Экстенсивный
– обеспечивается количеством факторов
экономического роста, что не дает высоких
показателей, а также носит застойный
характер, изнашиваются основные фонды,
нет НТП и т.д.
2.
Анализ экономического роста можно производить
с помощью моделей экономического роста,
которые делятся на:
- неоклассические
модели;
- кейсианские
модели;
- модели
межотраслевого баланса.
Из
всего вышеизложенного можно
сделать следующие выводы:
1)
Экономический рост можно определить
как рост реального ВНП или
рост реального ВНП на душу
населения. Он обеспечивает прирост
производства, используемый для решения
внутренних и международных социально-экономических
проблем.
2)
Экономический рост определяется
следующими факторами: природные
ресурсы, трудовые ресурсы, капитал,
технологии.
3)
При экстенсивном экономическом
росте достигается сокращение уровня
безработицы, достижения полной занятости,
которая позволяет увеличить темпы роста.
Но это явление временно, т.к. состояние
полной занятости не может восполняться
ежегодно и на следующий год темп
роста будет такой же.
4)
При экстенсивном типе развития
многие работнике не являются
высококвалифицированными.
5)
Экстенсивный путь развития
носит застойный характер,
фактически нет технического
прогресса, морально и физически
изнашиваются производственные
основные фонды, снижается фондо -вооруженность
работников.
6)
Государство может играть значительную
роль в экономическом росте
при правильной налоговой политике
и политике инвестирования.
Рассмотрев
выше изложенные проблемы, приходим
к выводу, что экстенсивный путь
давно исчерпал себя. В условиях новых,
еще развивающихся, экономические отношениях
он ведет только в тупик, не давая ни каких
шансов на экономическое возрождение.
Поэтому объективно необходимо менять
тип экономического роста и переводить
народное хозяйство на путь интенсивного
развития. Однако не следует забывать,
что экстенсивный путь дал почву для рождения
нового типа развития - интенсивного. Создав
базис для развития новых экономических
отношений, экстенсивный путь внес огромный
вклад в развитие национального хозяйства
всего мира.
Список
использованной литературы
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть
первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ
21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред.
от 07.02.2011)
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть третья)
от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)
(ред. от 30.06.2008)
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)
(ред. от 04.10.2010)
- С.Ю. Глазьев.
Вопросы формирования антикризисной политики//Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2008. -
№ 15 (82).
- А.Г. Аганвегян.
Российский экономический кризис 1989—1999
гг.//ЭКО, 2004. - №1.
- А. Нещадин,
И. Липсиц. Выход из кризиса: иллюзии или
реальность?//Общество и экономика, 2008.
- №2.
- Л. Евстигнеева,
Р. Евстигнеев. Кризис: траектория преодоления//
МЭ и МО, 2009. - №1.
- М. Дворцин.
Истоки кризиса России. Новое представление
об управляющей роли государства//Независимая
газета, 2008. – 24 июня.
- Антикризисное
управление: теория, практика, инфраструктура:
учебно-практическое пособие / Отв. ред.
Г.А, Александров. – М.: Издательство БЕК,
2007. – 544 с.
- Улюкаев
А.В. В ожидании кризиса: ход и противоречия
экономических реформ в России / А.В. Улюкаев.
– М.: Стрелец, 2009. – 208 с. – (Россия: размышление
о прошлом и будущем).
- Экономическая
теория./ Под. Ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.
Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб.:
изд. СПбГУЭФ, издательство «Питер», 2006.
– 544 с.
- Экономика.
Учебник./ Под. Ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко,
А.И. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2009. –
792 с.
- Бункина
М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы
экономической политики): учебник. – М.:
Издательство «ДИС», 2007. – 320 с.
- Гаврилов
А.И., Региональная экономика и управление:
Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007.
- Гурова И.П.
Мировая экономика и международные экономические
отношения: Тесты, упражнения, проблемные
ситуации: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2009.
– 176с.
- Иохин В.
Я. Экономическая теория: введение в рынок
и микроэкономический анализ. – М.: Экономика.
2006. 544 с.
- Ломакин
В. К. Мировая экономика. Учебник. М.: ЮНИТИ.
2006. 727 с.
- Мир в цифрах
2007, Карманный справочник / Пер. с англ.
– М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.
- Проблемы
взаимоотношений государственного и рыночного
регулирования в современной экономике.
// Вопросы экономики, № 3, 2006 г.
- Региональное
управление. Зарубежный опыт / Отв. Ред.
Г.И. Иванов. – М., 2003.
- Регулирование
территориального развития в условиях
рыночной экономики/Под общ. Ред. Б.М. Штульберга.
– М., 2007.
- Российская
экономика в 2007 г.: тенденции и перспективы
// Вопросы экономики, № 6, 2007 г.
- Россия в
мирохозяйственном интерьере // Мировая
экономика и международные отношения,
№ 2, 2006 г.
- С.И. Парфенова,
Е.Г. Смирнов. Экономика: Методические
указания к изучению курса. – М., 2007.
- Самуэльсон
П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — ВНИИСИ, 2006 г.
- Социальная
рыночная экономика: концептуальные основы,
исторический опыт, уроки для России //
Вопросы экономики №8, 2006.
- Т.Р.Тэор.
Мировая экономика. издательство ПИТЕР
2006
- Фишер С.,
Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер.
с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 2006 г.
- Чепурин
М. Н. Курс экономической теории. Киров.
2009.
- Шведская
модель общественного развития: дихотомия
рынок-политика // Мировая экономика и
международные отношения, № 10, 2009 г.
- Шишов А.
Л. Макроэкономика. М.: ЭКМОС. 2007.
- Экономика
России и «Трех Европ» // Мировая экономика
и международные отношения, № 11, 2009 г.
- Экономика:
Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под. ред.
Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.
- М.: Экономистъ, 2007.
- Экономическая
теория, Краткий курс / Камаев В.Д., Ильчиков
М.З., Борисовская. – М., Изд. дом. «Камерон»,
2006.