Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа
Основная цель работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия экономического роста, а также выявить его особенности и проблемы в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Подбор литературы, касающейся темы курсовой работы;
Анализ и изучение выбранной литературы.
Введение
Глава 1. Сущность экономического роста
Понятие экономического роста
Показатели экономического роста
Глава 2. Факторы и типы экономического роста
2.1 Различные классификации факторов экономического роста
2.2 Основные типы экономического роста
Глава 3. Основные модели экономического роста
Глава 4. Экономический рост в современной России и его стимулирование
Выводы
Список литературы
Экономический кризис 1973—1975 гг. способствовал формированию нового течения — посткейнсианства, признанным лидером которого является представительница английской кембриджской школы Дж. Робинсон. Оригинальность посткейнсианства как самостоятельного течения наиболее отчетливо проявилась в разработке теории экономического роста и распределения продукта, в основу которой положена идея, что темпы роста общественного продукта зависят от распределения национального дохода, которое, в свою очередь, является функцией накопления капитала. Именно скорость накопления капитала определяет норму прибыли, а следовательно, и долю прибыли в национальном доходе. Доля же заработной платы определяется как остаточная величина. Реальное значение пост кейнсианской теории состоит в том, что в ней предпринята попытка увязать пропорции распределения с пропорциями воспроизводства:
Структурный кризис и сопровождавшая его длительная депрессия, охватившие мировую экономику с середины 70-х гг., вызвали активизацию исследований макроэкономической динамики. В центре внимания оказалась забытая идея Й. Шумпетера о неравномерном характере экономического роста и нововведениях как факторе этой неравномерности. Согласно этой теории нововведение нарушает экономическое равновесие, которое затем восстанавливается под воздействием процессов экономической конкуренции. Неоклассическая теория не могла объяснить периодических колебаний экономической активности. Разрабатывается теория долгосрочного технико-экономического развития. В России она нашла отражение в работах С. Ю. Глазьева, который концентрирует свое внимание на макротехнологической динамике, содержании, механизме и географии смены технических укладов.
Глава
4. Экономический рост
в современной России
и его стимулирование
Современная экономическая политика в России неразрывно связана с проблемами экономического роста, под которым понимаются долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производственных сил в долгосрочном интервале. Если факторы производства используются с наибольшей эффективностью, то реальный объем производства достигает своего максимального значения. Это так называемый потенциальный объем производства. Если производственные ресурсы используются недостаточно эффективно или не в полном объеме, то фактическое значение реального объема производства будет меньше потенциального.
Для обеспечения экономического роста важным является то, что стратегии отдельных предприятий должны интегрироваться, а не просто суммироваться, образуя стратегическую картину отдельных секторов экономики, а в конечном счете - стратегию экономического развития страны.
В последние годы экономика предприятий в России функционировала в рамках концепции «экономики физических лиц», согласно которой основными агентами рыночных экономических отношений являются не предприятия и организации, а физические лица, имеющие возможность принимать решения от имени соответствующих субъектов. Одной из причин возникновения ситуации, в которой поведение физических лиц по существу близко к поведению юридических лиц, является функционирование большинства экономических субъектов в рамках режима выживания. Недопонимание истинной роли частной собственности в современном российском обществе и преувеличение роли пресловутого «чувства хозяина» в повышении эффективного производства и обращения, поспешная приватизация не только производства, но и его управленческой, социальной и экономической инфраструктуры привели к чрезмерному обособлению частных и общественных интересов.
«Экономика физических лиц» неэффективна как экономическая система и несовместима ни со становлением правового государства, ни с развитием постиндустриального общества.
Как отмечают многие исследователи, острота экономического кризиса в постсоциалистической России была обусловлена структурной деформацией предшествующей экономики государственного социализма (преобладанием тяжелой индустрии при техническом и технологическом отставании потребительских отраслей), высокой ресурсоемкостью производства, нерациональной структурой цен, скрытой инфляцией и др. Такие предпосылки определили сильную структурную неравномерность спада: наиболее существенно пострадали отрасли обрабатывающей промышленности, существенно меньше – добывающие и отрасли «первого передела».
Первыми от «шоковой терапии» пострадали отрасли, выпускающие в основном низкокачественную или неконкурентоспособную продукцию (легкая промышленность), затем – отрасли, выпускающие оборудование (машиностроение и металлообработка). Кризис поразил конечное производство, сворачивающееся из-за отсутствия платежеспособного спроса и импортной конкуренции, и по «технологической цепочке» распространился на все другие отрасли, включая топливно-сырьевые отрасли и первичную переработку. Разрыв хозяйственных связей между предприятиями усугубился разрушением многих производств «изнутри» в результате неэффективно проведенной приватизации.
Параллельно с ростом инфляции для покрытия все возрастающего дефицита бюджета был запущен механизм государственных заимствований на внутреннем и на внешнем рынках по ставкам, значительно превышающим доходность капитала в производстве.
Дефолт 1998 года привел к резкому удорожанию и, соответственно, к сокращению спроса на импортные товары, повышению спроса на отечественную продукцию. Повышение ценовой конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках со второй половины 1999 года было дополнено мощным фактором благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, что привело к подъему российской экономики и, в дальнейшем, к постепенному улучшению состояния предприятий. В результате, начиная с 1999 года в стране отмечался ежегодный прирост ВВП. Объем ВВП за 1999-2002 годы возрос на 26%, промышленное производство – более чем на 37%.
Согласно
сценарным условиям социально-экономического
развития и основным показателям сводного
финансового баланса РФ на 2006 год и на
период до 2008 года рост ВВП за счет факторов
ускорения составит:
2006 | 2007 | 2008 | |
Темпы роста ВВП: | |||
Вариант 2 (без налоговых новаций) | 5,7 | 6,0 | 6,0 |
Вариант 1 (без налоговых новаций) | 4,4 | 4,3 | 4,3 |
разница | 1,3 | 1,7 | 1,7 |
Факторы ускорения: | |||
внешнеэкономический фактор | 0,6 | 0,3 | 0,4 |
инвестиционный фактор | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
в т.ч. государственные инвестиции | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
доходы населения | 0,2 | 0,4 | 0,3 |
другие факторы | 0,1 | 0,3 | 0,2 |
Существенный позитивный эффект оказала благоприятная внутренняя ценовая конъюнктура. Рост цен в отраслях-монополистах отставал от общего роста цен, что привело к снижению издержек производства и, через это – к увеличению доходов предприятий. Это в свою очередь дало возможность не только нормально финансировать текущий производственный процесс, но и увеличивать накопления. Впервые с начала реформ был отмечен рост объема инвестиций в основной капитал. Благоприятное сочетание внешних и внутренних факторов предоставило российской экономике уникальную возможность для проведения структурных преобразований, технического перевооружения производства, организационного совершенствования. Промышленный рост в посткризисный период осуществлялся преимущественно за счет загрузки имевшихся резервных продуктивных производственных мощностей, образовавшихся в результате предшествующего многолетнего спада.
В 1991-2001 гг. наблюдалась значительная дифференциация отраслей по темпам и причинам их роста. Наиболее высокими темпами росли добыча нефти и газа, черная и цветная металлургия, машиностроение и химия. Впервые за долгие годы начался рост в легкой и пищевой отраслях промышленности, что особенно важно, ибо в 90-х гг. эти отрасли больше других пострадали от импортной конкуренции и снижения потребительского спроса.
Что является движущей силой ускоренного поступательного движения российской экономики? Во-первых, у России есть уникальные факторы экономического роста, поскольку она обладает редкими, но неудовлетворительно используемыми преимуществами. Это громадные богатства российских недр, которые пока служат прежде всего для экспорта сырья. Во-вторых, неизмеримый интеллектуальный потенциал, накопленный за всю историю – и в виде конкретных разработок, и в виде научно-технических кадров, и, что еще более важно, в виде системы науки и образования, позволяющих воспроизводить квалифицированные кадры и новые НИОКР.
Ускорение производства ВВП в России необходимо, прежде всего, в силу ее бедности. В результате десятилетнего кризиса Россия потеряла преимущество крупномасштабной экономики, опустившись по объему ВВП (по паритету покупательной способности) – с 5-го места (которое занимал СССР в 1991 г.) на 10-е (в 2001 г.). По текущему рыночному курсу уступает экономикам Китая, Мексики, Бразилии, Индии и Республики Корея, занимая 16-е место [6. стр. 322].
Одновременно необходимо проводить активную политику по его стимулированию в увязке с промышленной, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политикой в целях обеспечения национальных приоритетов развития экономики.
Перед экономической наукой и практикой сегодня стоит важная задача – правильно определить факторы и условия экономического роста.
Государственное регулирование экономического роста.
Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах их развития имела свое специфику и брала на вооружение различные концепции, умело сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений.
Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929 – 1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса, или совокупным спросом. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение – путем их повышения. Через общественные работы регулировалась занятость населения.
С приходом к власти неоконсерваторов во главе с Р. Рейганом была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.
Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:
- стимулирование НТП и развитие научных исследований;
- увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
- глубокая перестройка налоговой системы.
Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.
Тенденции экономического роста в современной России
Основными задачами государственной политики экономического роста в современной России на ближайшую перспективу являются:
Правительство РФ намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также связать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков. Одновременно будут проводиться санация и закрытие неэффективно работающих организаций, реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые организации с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой.
Особое внимание Правительство РФ уделит защите прав на интеллектуальную собственность, разработке жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав. Будут закреплены в законодательном порядке механизмы вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, в том числе полученных за счет средств федерального бюджета. Предполагается принятие закона о секретных изобретениях и о внесении изменений и дополнений в Патентный закон.