Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:11, реферат

Описание работы

Факторинг - одна из древнейших форм торгового финансирования. Отдельные его виды применялись торговцами еще в эпоху царя Хаммурапи (II тыс. до н. э.). Однако активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии и было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности.

Содержание

Введение 3
Основные характеристики факторинга 4
Виды факторинговых сделок 7
Функции факторинга 10
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

факторинг.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

   Факторинг - это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо  зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей  поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.  

   Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит  не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие как "Ашан", "Седьмой континент", "Метро" работают со своими многочисленными поставщиками по факторинговой схеме.  

   2. Административное управление дебиторской  задолженностью  

   Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.  

   3. Оценка платежеспособности покупателей  поставщика  

   В странах, где кредитные бюро и  рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента. По мнению Григория Карповского, генерального директора факторинговой компании "Еврокоммерц", именно за предоставление этой услуги клиенту имеет смысл платить большие в сравнении с кредитом деньги: "Предоставление независимой информации о финансовом состоянии дебиторов клиента является важной функцией факторинговой компании, это то, что отличает ее от кредитного подразделения банка".  

   4. Страхование рисков, связанных с  поставкой товаров с отсрочкой  платежа, в том числе риска  неполучения платежа от покупателя  в срок, из-за чего у продавца  могут возникать проблемы с  недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.  

   По  мнению большинства наших собеседников, платежная дисциплина российских покупателей  является для факторинга оптимальной: она не слишком хорошая и не слишком плохая. "По нашим оценкам, в 98% случаев задержки платежей не превышают 7 дней. Это не проявление неплатежеспособности, это фактор развития рынка: чем более зрелым становится рынок, тем чаще задерживаются платежи. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем лучшие условия могут выторговывать себе покупатели, тем более капризным становится их поведение", - говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании "Уралсиб-НИКойл".  

   Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из пере численных функций.  

   Отдельные функции факторинга выполняют банковские и страховые инструменты, таким  образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые заинтересованы именно в сочетании услуг, которые  присущи данному продукту.  

   Функция финансирования выполняется банковскими  кредитами. Специалисты отмечают, что  банковские кредиты выступают субститутом  факторинга. И в тех странах, где  кредиты в большей степени  доступны частному сектору, потребность  в факторинге значительно меньше. На рисунке 3 показаны доли кредитов, выданных частному сектору, в процентах от ВВП в двух группах стран: ЕС 15 - "старые страны" Европейского союза и ЕС 8 - "новые страны" - относительно недавно вступившие в ЕС Чешская Республика, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия. Как видно на рисунке, доля кредитов в "старых странах" более чем 2 раз выше доли кредитов в "новых странах", при этом в последних факторинг развивается сейчас более быстрыми темпами. Для справки: доля банковских кредитов отечественным нефинансовым предприятиям и организациям в 2003 году в России составляла 17% от ВВП.  

   Функцию принятия кредитного риска выполняют  документарные аккредитивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска.  

   Аккредитив  представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива - снижение недоверия как со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые.  

   Банковская  гарантия, в отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии).  

   Оба эти инструмента используются, как  правило, предприятиями, работающими  на внешнеэкономическом рынке, и  объемы операций по аккредитивам и  банковским гарантиям находятся в зависимости от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе в связи с ростом внешнеэкономической деятельности.  

   Кредитное страхование осуществляют страховые  компании. Страховщик определяет страховую  сумму исходя из предоставленной  страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому контрагенту устанавливается кредитный лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее определяется страховой тариф как процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут выступать гарантией при получении кредита. Компании, которым не нужно финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих такой вид страхования. Страховщики объясняют это непрозрачностью рынка, из-за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования таких рисков.  

   Еще одним конкурентом факторинга являются торговые отсрочки, которые получает поставщик (клиент фактора) от своих поставщиков. Такие отсрочки могут в различной степени компенсировать те отсрочки, которые он вынужден предоставлять своим покупателям, причем поставщик может выступать не только в качестве торговой компании, но и сам являться производителем - тогда он также будет получать отсрочки оплаты (коммерческий кредит) при поставках ему, например, сырья и материалов.  

   Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом перед другими  формами финансирования, особенно большое  значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

    Факторинг в Российской хозяйственной деятельности появился не без оснований. Его объективными предпосылками послужили острейшие трудности с расчетами, недостаток "живых" денег.

    Развитие  бизнеса в различных отраслях экономики (пищевая, легкая, фармацевтическая, нефтеперерабатывающая, автомобильная  промышленность), особенно в последние  годы, приводит к повышению конкуренции на рынке. Многие компании должны обладать достаточно высокими конкурентными преимуществами (логистика, сбыт, ценовые и качественные преимущества и пр.) для устойчивого развития и процветания бизнеса. Крупные игроки на рынке диктуют свои условия потребления товаров и услуг (предоставление и увеличение отсрочек платежа, усовершенствование структуры сбыта). Компании, имеющие достаточно обширные планы развития, могут увеличить объемы продаж товаров, предоставляя своим покупателям товарный кредит или отсрочку платежа на выгодных для них условиях (максимально длительный срок, максимально большая сумма, минимальное количество требуемых документов и небольшая наценка), что приводит к проблемам нехватки собственных оборотных средств.

    Компании  используют различные источники пополнения оборотных средств, включая целый ряд кредитных продуктов: овердрафт, краткосрочное, среднесрочное кредитование, факторинг, кредитование под уступку денежного требования. Как правило, компании пользуются кредитованием в случае нехватки оборотных средств для осуществления своей деятельности.

    Факторинг как продукт востребован предприятием в том случае, когда ему нужно  увеличить действующий объем  продаж своих товаров. Этот вид финансирования не решает каких-то локальных материальных проблем предприятия, зато решает одну из главных - проблему эффективного сбыта продукции.

    Разумеется, для этого необходимо воспользоваться  услугами компании, которая возьмет  на себя финансирование поставок, страхование  рисков неплатежа со стороны покупателя и собственно работу с покупателями, в частности контроль над своевременностью оплаты и др. В интересах клиентов, чтобы таких компаний и банков становилось больше, чтобы формировался рынок данных услуг. 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы 
 

  1. Операции  со связанными сторонами: международная надзорная практика 
    "Управление в кредитной организации", 2006, N 2 
  2. Портрет потребителя банковских кредитов 
    "Банковский ритейл", 2006, N 1 
  3. Предпосылки возникновения кризиса проблемных кредитов 
    "Банковское кредитование", 2006, N 1 

Информация о работе Факторинг