Европейский Союз как высшая форма региональной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:29, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются периоды образования Европейского Союза,деятельность группировки в настоящее время,ее место в мировой экономике и политике,члены союза,а так же значения экономических показателей,приходящихся на долю ЕС.

Содержание

Введение.
I. Предпосылки, сущность и цели региональной экономической интеграции.
II. Этапы формирования Европейского Союза.
II.1. Образование Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС).
II.2. Образование европейских сообществ.
II.3. «Маастрихтский договор». Европейский Союз.
II.4. Институты ЕС.
III. Элементы экономической интеграции в ЕС.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ на сайт.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Вскоре  возникла необходимость созыва новой Межправительственной конференции, открывшейся в марте 1996г в Турине и положившей начало второму этапу Маастрихтского процесса - Маастрихту II.

К моменту  подписания МД в состав ЕС входило 15 государств, были начаты переговоры о  вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союза требовало внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созванная конференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД).

Некоторые изменения, которые вносит АД в развитие ЕС:

Количество  депутатов Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее, что  имело немаловажное значение.

Если  говорить о наиболее крупных достижениях  АД, то уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный банк (ЕЦБ) получает право издания нормативных актов.

1 мая  2004 г. в Европейский Союз вошли  следующие государства: ВенгрияКипрЛатвияЛитваМальта, ПольшаСловакия,СловенияЧехия,Эстония. Спустя три года к группировке присоединились БолгарияРумыния. Таким образом в настоящее время ЕС насчитывает 27 государств.

Проблемы  ЕС: - высокая степень интеграции породила вопросы о степени свободы национального суверенитета государств.

                           - рост социальных проблем (в особенности безработица).

                          - в более отсталых странах происходит отток ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.

               -  олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.

              -  эффект потерь от увеличения  масштабов производства при очень сильной концентрации.

Преимущества  ЕС:

-  увеличение  размеров рынка - эффект от  масштабов производства (для стран  с малой емкостью национального  рынка).

- обеспечение  лучших условий торговли.

- расширение  торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.

- распространение  передовых технологий.

13 декабря 2007 г.  на саммите ЕС был подписан Лиссабонский международный договор. Он призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Принципы и  цели ЕС по этому договору: новый  договор изменяет ценности и цели Европейского союза (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС). Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

                 

II.4.Институты  ЕС.

Интересы  европейцев на международном уровне представляются рядом независимых  институтов:

Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС, состоящий из 20 членов, которые назначают на 5 лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат.

Европейский Парламент – собрание из 626 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на 5 лет. Председатель Европарламента избирается на 2,5 года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) – орган ЕС, определяющий валютную политику стран ЕС, устанавливающий ключевые процентные ставки, управляющий официальными резервами Европейской системы Центральных Банков (ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание стабильности цен. ЕЦБ имеет право санкционировать эмиссию банкнот в пределах валютного союза.

Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ) – орган ЕС, основанный в 1959 г. ЕС для содействия развитию, интеграции и сотрудничеству путем предоставления инвестиционных ссуд.

Европейский Суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия между государствами-членами ЕС, между государствами-членами ЕС и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами.

Комитет регионов – консультативный орган Совета Министров и Комиссии, предоставляющий заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Комитет состоит из 222 членов – представителей региональных и местных органов, полностью независимых в выполнении своих обязанностей.

Совет министров – основной орган принятия решений, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования.

Счетная палата – орган ЕС, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов.

Экономический и социальный Комитет – консультативный орган ЕС, наблюдающий за функционированием единого внутреннего рынка. Комитет состоит из 222 членов, которые представляют различные сфера экономики и социальные группы и независимы в выполнении своих обязанностей.

III. Элементы экономической интеграции в ЕС.

 

Цели  и методы интеграции.

Существует  несколько основных целей, которые  преследовал Евросоюз в процессе интеграции:

1.Сохранение мира.

2.Экономическая  интеграция, а именно: гармоническое развитие экономических институтов; стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение; повышение уровня жизни; высокий уровень занятости; экономическая и валютная стабильность.

3.Политический союз.

4.Социальная  стабильность

Европейская интеграция возникла благодаря двум в основе своей разным подходам - конфедералистскому и федералистскому. Изначально конфедералистский подход обозначал, что страны согласны сотрудничать друг с другом без затрагивания чьего-либо национального суверенитета. Цель федералистского подхода, с другой стороны, заключается в том, чтобы сгладить различия между нациями. Отдельные страны  нашли возможность пожертвовать частью своего суверенитета ради многонационального сообщества. В результате есть европейская федерация, в которой судьбой всех народов, каждый из которых продолжает оставаться сам собой, а также их будущим, управляют общие лидеры.

Несомненно, Европейский  Союз является плодом федералистского  подхода, хотя и в несколько измененной форме.

Основные  принципы свободного единого рынка.

Центральным пунктом  экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный  странами-участницами для того, чтобы  создать объединенную экономическую  территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа —

1. Свободное движение товаров (Ст. 9-37 соглашения по ЕС)

Свободное движение товаров обеспечивается созданием  союза и проведением ряда мер, таких как: таможенный союз, смещение количественных ограничений, устранение налоговых барьеров,

2. Свободное движение рабочей силы(Ст.48-51 Соглашения по Европейскому Сообществу). Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество.

3. Свобода предоставления услуг.

4. Свободное движение капитала и платежей(Ст.67-73 Соглашения по Европейскому Сообществу). Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую.  Это также означает неограниченные инвестиционные  и финансовые возможности по всей Европе.

Экономический и валютный союз.

Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание общего рынка и эффективное внедрение общей политики во многих сферах неизбежно должно сопровождаться внедрением общей экономической и валютной политики.

В 1969 году на  Встрече на высшем уровне в  Гааге политические лидеры Сообщества выступили с новой инициативой по  экономическому  и валютному  союзу. К 1970 г. был представлен окончательный план постепенного развития, включавший в себя 3 стадии. Однако попытка создать экономический и валютный союз потерпела неудачу.

Введение  Европейской Валютной  Системы (EMS) в марте 1979 г. задало новый размер Европейскому валютному сотрудничеству. Цель состояла в том, чтобы создать  зону валютной стабильности в Европе, свободный насколько возможно от сильных колебаний курса валют.

Корни происхождения единой европейской  валюты следует искать в Договорах  Европейского Союза. Римский Договор (1958 год) поставил своей целью создание общего европейского рынка для повышения  экономического процветания, а также  содействия установлению “еще более тесного союза между народами Европы”. Единый Европейский Акт (1986) и Договор о создании Европейского Союза развил это направление, введя Экономический валютный союз (ЭВС) заложив фундамент для единой валюты. В декабре 1995 года в Мадриде Европейский Совет принял название “евро”. 1 июня 1998 года – дата создания Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). В его задачи входят поддержание стабильности цен и проведение единой валютной политики во всей зоне евро. Именно ЕЦБ отвечает за развитие и введение евро. Третий этап создания ЭВС начался 1 января 1999 года, когда были установлены неизменные обменные курсы для валют стран-участниц зоны евро. Страны-члены евро начали осуществление общей валютной политики; евро был введен в качестве законной валюты, а 11 стали составляющими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Сегодня мир  живет в эпоху невиданных перемен. Задача экономиста – глубоко изучать все тенденции в мировой экономике и делать правильные выводы. Все это возможно при условии скрупулезного изучения тенденций развития мировой экономики, одной из которых является интеграция.

В процессе изучения вопроса я решила поставленные задачи, то есть рассмотрела Европейский Союз как одну из региональных экономических интеграционных группировок, изучила основные этапы формирования и развития данного союза, узнала о  предпосылках и договорах создания  Европейских сообществ, а в последствии и самого ЕС. Я пришла к выводу, что экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. После проделанной работы, я убедилась, что Евросоюз - одна из ведущих и наиболее важных экономических интеграционных группировок мира, но тем не менее интеграция европейских стран имеет как плюсы, так и минусы.

Информация о работе Европейский Союз как высшая форма региональной экономической интеграции