Европейский долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:02, реферат

Описание работы

Европейский долговой кризис — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.

Работа содержит 1 файл

Европейский долговой кризис.docx

— 23.79 Кб (Скачать)

Европейский долговой кризис.

Европейский долговой кризис — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников .

Причины возникновения кризиса

По одной из теорий, причиной кризиса стал существенный рост ёмкости инвестиционного фонда  в 2000‒2007 гг. за счёт сбережений частного сектора. К 2007 г. ёмкость мирового фонда долговых обязательств с фиксированной процентной ставкой увеличилась с примерно $36 триллионов в 2000 г. до $70 триллионов. Рост этого «огромного денежного фонда» был вызван выходом на мировые капитальные рынки инвесторов развивающихся стран с высокими темпами экономического роста. Появление новых инвесторов привело к возникновению на мировом рынке ценных бумаг спроса на бумаги с более высокой прибыльностью, чем у казначейских облигаций США. Желая привлечь эти инвестиционные средства, многие страны перестали соблюдать нормы регулирования капитальных рынков и принципы внутренней экономической политики, что привело к росту рыночных пузырей по всему миру. Хотя эти пузыри уже лопнули (и привели к падению цен на активы, например, жилую и коммерческую недвижимость), долговые обязательства стран перед инвесторами мирового рынка остались на прежнем уровне, из-за чего у многих инвесторов возникают сомнения в платежеспособности как правительств, так и банковского сектора стран-должников.

Правительства европейских  стран, затронутых кризисом, привлекали и использовали заёмные средства по-разному. В Ирландии, например, значительное количество банковских кредитов, полученных застройщиками, привело к росту  огромного пузыря на рынке недвижимости. Когда он лопнул, правительство Ирландии (т.е. в конечном счёте налогоплательщики) приняло на себя обязательства по выплатам. В Греции правительство направляло привлечённые средства на выплаты государственным служащим, в форме как чрезвычайно высокой заработной платы, так и высоких пенсий. В Исландии приток мировых инвестиций привёл к диспропорциональному росту банковского сектора страны, задолженность которого перед иностранными инвесторами в несколько раз превышала ВВП страны .

Рост госдолга

Ряд «возмущённых экономистов» выступил с резкой критикой точки зрения, распространяемой СМИ, согласно которой рост госдолга ряда европейских стран был вызван чрезмерными государственными расходами. Согласно результатам исследований этих экономистов, рост государственой задолженности был вызван предоставлением экстренной помощи финансовому сектору во время финансового кризиса конца 2000-х и последовавшего за ним мирового экономического спада. В 2007 г. средний уровень бюджетного дефицита в еврозоне составлял только 0,6% ВВП, а в период финансового кризиса он выросл до 7%, а средний уровень государственного долга вырос с 66% до 84% ВВП. Авторы также подчеркнули, что размер бюджетного дефицита стран еврозоны находился на стабильном уровне или даже сокращался ещё с начала 1990-х годов. По мнению американского экономиста Пола Кругмана, в основе этого кризиса лежит исключительно финансовая безответственность правительства Греции.

В любом случае начало долгового кризиса нельзя объяснить наличием одной страны с высоким уровнем задолженности. По данным аналитического агентства  журнала «Экономист» экономическое  положение в еврозоне было «не  хуже и в некоторых отношениях скорее лучше, чем в США или  Великобритании». Бюджетный дефицит  в зоне евро в целом намного  ниже, чем в США, а отношение  государственного долга к ВВП  в еврозоне в 2010 г. составляло 86%, т.е. было приблизительно на том же уровне, что и в США. Кроме того, уровень  задолженности частного сектора  в еврозоне заметно ниже, чем в  т.н. странах англо-саксонского капитализма  с высоким уровнем заёмного капитала (т.е. Великобритании, США, Канаде, Новой  Зеландии, Австралии и Ирландии).

Ход развития кризиса

В первые несколько  недель 2010 г. инвесторы вновь были обеспокоены величиной государственного долга европейских стран, что  привело к дальнейшему повышению  процентных ставок по государственным  облигациям стран с наиболее высокими уровнями госдолга, бюджетного дефицита и дефицита текущего платёжного баланса. Это привело к тому, что привлечение средств для дальнейшего финансирования бюджетного дефицита и осуществления выплат по существующим задолженностям стало затруднительным для ряда стран, в случае низких темпов экономического роста и в тех случаях, когда значительная часть государственных облигаций находилась в руках иностранных кредиторов, как в Греции и Португалии .

Для того, чтобы обеспечить рост доверия, должностные лица прибегли к политике строгой экономии (т.е. повышению налогов и снижению расходов), что привело к недовольству населения, массовым беспорядкам и началу жарких споров среди экономистов об адекватности принятых мер: многие экономисты выступают за увеличение государственных расходов (т.е. рост бюджетного дефицита) во время экономического спада. Кризис доверия, особенно по отношению к тем странам, где дефицит государственного бюджета и величина госдолга резко возросли, привёл к росту разниц в уровнях доходности государственных облигаций и стоимости страхования риска по кредитно-дефолтным свопам этих стран и других государств-членов ЕС, прежде всего Германии. По некоторым оценкам, к концу 2011 г. долговой кризис принёс Германии прибыль в более чем €9 млрд, так как инвесторы предпочитали покупать не несущие риска облигации ФРГ с процентной ставкой, близкой к нулю.

Предложения по выходу из кризиса

Экстренные меры ЕС

Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС)

9 мая 2010 г. представители  27 стран-членов ЕС заключили соглашение  о создании Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с целью обеспечения финансовой стабильности в Европе путём предоставления финансовой помощи странам еврозоны, испытывающим экономические затруднения. Фонд обладает полномочиями по выпуску облигаций или других видов долговых обязательств для привлечения средств, необходимых для предоставления кредитов, проведения рекапитализации банков или покупки государственных облигаций. Контроль и координация деятельности фонда осуществляется Немецким финансовым агентством нем. Deutsche Finanzagentur.

Гарантии по облигациям предоставляются правительствами  стран-членов еврозоны пропорционально  оплаченной доле акционерного капитала в ЕЦБ. Гарантии по кредитам фонда предоставляются правительствами стран еврозоны совместно и индивидуально; общий объём располагаемых фондов составляет €440 миллиардов. Вместе с кредитами объёмом до €60 миллиардов Европейского механизма финансовой стабилизации (en:European Financial Stabilisation Mechanism), который финансируется Европейской комиссией и залогом по которому выступает бюджет ЕС, и кредитами МВФ (до €250 миллиардов) создание фонда позволяет направить на создание системы обеспечения стабильного функционирования финансовой системы средства размером до 750 миллиардов евро [220].

Первый выпуск облигаций  Европейского стабилизационного фонда  сроком на пять лет на сумму €5 триллионов состоялся 25 января 2011 г. и привлёк  по книге заявок €44,5 миллиардов. Эта  сумма является рекордной для  рынка государственных облигаций  Европы, она на €24,5 миллиарда больше, чем от продажи аналогичных облигаций  по программе Европейского механизма  финансовой стабилизации в первую неделю января 2011 г.[221].

29 ноября 2011 г. министрами  финансов стран-членов ЕС было  заключено соглашение о расширении  полномочий фонда: был разрешён  выпуск сертификатов, по которым  гарантировалось вплоть до 30% от  общей суммы инвестиций в новые  выпуски государственных облигаций  стран еврозоны с нестабильной  экономикой. Кроме того, ЕФФС получил  разрешение на создание инвестиционных  инструментов для увеличения  влияния фонда на первичном  и вторичном рынках облигаций[222].

Политические последствия кризиса

В ряде европейских  стран кризис и принятие мер по выходу из него привели к досрочному роспуску правительств и повлияли на исход многих выборов:

Греция — май 2012 г. Выборы в законодательные органы в 2012 г. стали первыми за последние 40 лет, когда коалиции ПАСОК и «Новой демократии» не удалось одержать победу из-за того, что ранее представители этих партий выступили за осуществление мер жёсткой экономии по инициативе зарубежных кредиторов и представителей ЕС, МВФ и ЕЦБ. Экстремистские политические партии левого и правого толка, выступавшие против введения режима экономии, получили большинство голосов.

Франция — май 2012 г. В президентских выборах во Франции впервые с 1981 г. действующему президенту не удалось выйти на второй срок: Николя Саркози был вынужден уступить должность Франсуа Олланду.

Финляндия — апрель 2011 г. В парламентских выборах оказание финансовой помощи Португалии и расширение полномочий Европейского фонда финансовой стабильности стали ключевыми пунктами предвыборных программ партий и оказали значительное влияние на результаты выборов.

Ирландия — ноябрь 2012 г. Из-за высокого дефицита бюджета в 2010 г. и неизвестности того, будет ли МВФ оказана финансовая помощь, тридцатая Палата представителей Ирландии была вынуждена досрочно завершить свою работу. Это привело к потере правительственными партиями Фианна Файл и «Зелёной партией»

Италия — ноябрь 2011 г. После того, как озабоченность инвесторов уровнем госдолга Италии привела к падению цен на государственные облигации, партия Сильвио Берлускони утратила большинство голосов в правительстве. Правительство ушло в отставку, главой нового правительства стал Марио Монти.

Нидерланды — апрель 2012 г. После того, как представителям Народной партии за свободу и демократию, партии «Христианско-демократический призыв» и Партии свободы не удалось достичь соглашения по новым мерам экономии, необходимым для сокращения госрасходов на 15 млрд евро, правительство Марка Рютте ушло в отставку. Досрочные выборы назначены на 12 сентября 2012 г. Для того, чтобы предотвратить вступление в действие штрафных санкций ЕС за задержку принятия бюджета страны (до 30 апреля) пять партий образовали т.н. «Кундузскую коалицию» и вместе составили экстренный бюджет на 2013 г. всего за два дня.

Португалия — март 2011 г. После того, как парламент оказался не в состоянии провести согласование правительственных мер экономии, правительство Португалии и его глава Жозе Сократеш ушли в отставку; досрочные парламентские выборы прошли в июне 2011 г.

Словения — сентябрь 2011 г. После того неудачного проведения референдума по мерам борьбы с экономическим кризисом в июне 2011 г. и распада правительственной коалиции, правительству Борута Пахора был вынесен вотум недоверия; досрочные выборы были назначены на декабрь 2011 г. Новым премьер-министром Словении стал Янез Янша.

Испания — июль 2011 г. После того, как испанское правительство продемонстрировало свою неспособность провести согласование антикризисных мер, премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро объявил о проведении досрочных выборов в ноябре: «Проведение выборов осенью удобно тем, что новое правительство сможет заняться экономическими проблемами уже в начале 2012 г., сразу после голосования». Новым премьер-министром стал Мариано Рахой.

 

 

 

 


Информация о работе Европейский долговой кризис