Европейский центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 01:39, реферат

Описание работы

Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

Работа содержит 1 файл

ИНПЗ - Институц основы ЕС.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

     Введение

  Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют. Зарождением, экономической интеграции можно считать создания Европейского валютного союза, целью которого было - облегчение взаиморасчетов, между странами участниками, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

     1. Предпосылки и  история создания  Европейского Центрального  банка

   Завершение создания экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты в Западной Европе является одним из наиболее значительных событий в мировой экономике на рубеже веков, которое, несомненно, оказало серьезное влияние, как на европейскую, так и на международную экономику в целом. С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Определение целей и путей создания экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10–11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений по перемещению капиталов»

  1. Организационная структура ЕСЦБ

Европейская система центральных  банков (ЕСЦБ) - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского Экономического Сообщества (на данный момент 27). Национальные центральные банки государств, не членов «валютной зоны» (сейчас 10), входят в нее со специальным статусом - у них нет прав участвовать в принятии решений (Великобритания, Дания, Греция, Швеция, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния).

В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ  провозглашена независимость  этих организаций  от других органов  Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. При осуществлении  своей деятельности члены органов  управления ЕСЦБ не имеют права использовать инструкции или правила правительств и государственных органов стран Европейского Экономического Сообщества или внешних стран. В свою очередь институты Европейского Экономического Сообщества и правительства государств - участников ЕЭВС не имеют права вмешиваться в деятельность Европейской системы центральных банков.

Европейская система центральных  банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков:

  • Национальный банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), управляющий Гай Куаден (Guy Quaden);
  • Бундесбанк, управляющий Аксель Вебер (Axel A. Weber);
  • Банк Греции, управляющий Николас Гарганас (Nicholas C. Garganas);
  • Банк Испании, управляющий Мигель Фернандес Ордоньес (Miguel Fernández Ordóñez);
  • Банк Франции (Banque de France), управляющий Кристиан Нуайе (Christian Noyer);
  • Валютный институт Люксембурга.

Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

  • выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
  • содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими;
  • эмиссия банкнот евро;
  • установление основных процентных ставок.
  • поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.

Европейская система центральных  банков управляется  уполномоченными  органами ЕЦБ:

1. Советом  управляющих, 

2. Исполнительным  комитетом 

3. Общим  советом. 

Совет управляющих состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих НЦБ стран - участников ЕЭВС. Основные функции этого совета заключаются в адаптации инструкций и принятии решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕЭВС; определении основных элементов денежной политики ЕС (процентной ставки, размеров минимальных резервов НЦБ), а также разработки инструкции по ее применению.

Исполнительная  Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Председателя правления назначают сроком на восемь лет:

  • Марио Драги (Mario Draghi), председатель правления;
  • Лукас Пападемос (Lucas D. Papademos), вице-президент ЕЦБ;
  • Хосе-Мануэль Гонсалес Парамо (José Manuel González-Páramo), член правления ЕЦБ;
  • Юрген Старк (Jürgen Stark), член правления ЕЦБ;
  • Гертруде Тюмпел-Гугерелл (Gertrude Tumpel-Gugerell), член правления ЕЦБ;
  • Лоренцо Бини Смаги (Lorenzo Bini Smaghi), член правления ЕЦБ.

Общий совет ЕЦБ состоит из президента, вице-президента и управляющих НЦБ всех стран ЕС.

    1. Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ

    Главной целью создания Европейской системы центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности  цен.

 Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава:

1. Определение и  проведение единой  денежно-кредитной  политики.

Совет управляющих ЕЦБ определяет единую ДКП, которую Нац. ЦБ внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Т.е. должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным принципам, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие с управленческими решениями ЕСЦБ.

2. Хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕЭВС. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка. Согласно уставу ЕЦБ центральные банки должны передать ему (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд. евро (в дальнейшем эта сумма по решению Совета Управляющих может быть увеличена). Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Тем не менее, Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне Европейского Экономического Сообщества.

3.Обеспечение  правильного функционирования  платежно-расчетных  систем.

Для обеспечения  успеха новой валюты на третьем этапе  становления ЕЭВС крайне важно наличие  эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна для содействия формированию общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня. Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS (Real Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

Помимо  решения вышеперечисленных задач, Европейская система центральных  банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

- эмиссия  банкнот и монет; ЕЦБ - единственная организация, имеющая право разрешить эмиссию банкнот, выраженных в евро.

- сотрудничество  в области банковского надзора;

- консультативные функции; ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

- сбор  статистических данных; Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен, коль скоро она связана с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

Гармонизированный индекс потребительских  цен (ГИПЦ) является концептуально новым агрегированным индексом цен и никогда раньше на практике национальных и региональных экономик не применялся. Особенность концепции ГИПЦ определяется не столько его низким количественным измерением (хотя это тоже важно), сколько тем, что с его помощью можно выравнивать, гармонизировать национальные индексы потребительских цен по всем странам Еврозоны с максимальным охватом потребительских расходов, для того чтобы оценить, насколько в Еврозоне достигнута стабильность цен. В нашем национальном определении индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается как соотношение суммы стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде и суммы стоимости этого же набора в предыдущем (базисном) периоде.

Информация о работе Европейский центральный банк