Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 04:40, доклад
Европейская валютная система,ее особенности и процесс становления
Введение
Глава 1. Становление и особенности европейской валютной системы
Глава 2. Современное состояние европейской валютной системы. Перспективы развития европейской валютной системы
Заключение
Список использованной литературы
На всех купюрах окна и ворота, изображенные на их лицевой стороне, символизируют европейский дух открытости и сотрудничества. Мосты, изображенные на обратной стороне, символизируют тесное сотрудничество и связь Европы с остальным миром. Помимо этого, бумажные знаки имеют надпись «евро» латинскими и греческими буквами, изображение флага ЕС, реквизиты эмитента и подпись президента ЕЦБ.
Разработкой дизайна банкнот евро занимались 2200 европейских специалистов, но пальма первенства досталась Роберту Калине (Robert Kalina), сотруднику Национального банка Австрии, которому лучше всех удалось выразить историческое прошлое, настоящее и будущее европейских народов.
РОЛЬ
ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
В ЕВС
Неотъемлемой частью процесса образования ЕВС стало создание наднациональной банковской системы, под юрисдикцией которой находиться евро. Для этого в рамках ЕС создается наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза:
Таким образом, эта система отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка.
Главной целью создания Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности курса евро и цен в зоне евро. Понятие «стабильность цен» имеет количественное выражение.
Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи:
• Определение и проведение единой денежно-кредитной политики. Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным условиям, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие управленческим решениям ЕСЦБ.
В основном для проведения денежно-кредитной политики используются те процедуры и инструменты, которые использовались большинством центральных банков до становления Европейского экономического и валютного союза.
•
Хранение и управление официальными
валютными резервами стран-
Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕВС.
Главные функции ЕЦБ:
1.
Выработка и осуществление
2.
Содержание и управление
3. Эмиссия банкнот евро;
4. Установление основных процентных ставок.
5.
Поддержание ценовой
Глава
2. Особенности
Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза "вглубь" и "вширь".
Как отмечается в докладе МВФ "World Economic Outiook", страны Европы, сильнее других регионов пострадавшие от мирового экономического кризиса, сравнительно медленно преодолевают рецессию. Темпы экономического оживления как в промышленно развитых государствах, так и в странах с формирующимися рынками заметно отличаются. Действенные макроэкономические стимулы поддерживают процесс оживления деловой активности в так называемых стержневых европейских странах, в то время как внутренний спрос пока не играет заметной роли.
Что касается некоторых более мелких стран региона, то возобновлению роста их экономики мешают крупные фискальные дисбалансы и дефициты платежных балансов по текущим операциям. Такое положение, по мнению аналитиков, является угрозой для региона в целом, тем более, что указанные дисбалансы в начале кризиса отмечались и в промышленно развитых странах Европы. С серьезными проблемами столкнулись многие страны Европы с формирующимися рынками, "особенно те, которые имели значительные дефициты платежных балансов по текущим операциям и сильно зависели от иностранных инвестиций. В частности, это относится к государствам Балтии, Болгарии и Румынии.
Прекращение
бума в строительстве и
Несмотря на меры по корректировке платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах Еврозоны, которые не имели возможности прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство пострадали из-за проблем на ипотечном рынке, и для их восстановления, как полагают аналитики, потребуется некоторое время.
Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада называют падение экспорта, вызванное значительным снижением мирового спроса. Некоторых стран это коснулось особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного производства в странах Азии, а также снижения импортного спроса со стороны стран – экспортеров нефти. Сокращение немецкого экспорта сказалось на всей Европе. С возобновлением мировой торговли иностранные заказы начали расти, что поддерживает оживление промышленного производства. Однако завышенные курсы многих региональных валют препятствуют расширению экспорта. Объемы импорта, значительно сократившиеся в разгар кризиса, как ожидается, в 2010 г. вновь начнут увеличиваться. Средний уровень безработицы в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в сентябре 2009 г. Однако условия занятости очень различаются по странам. Например, в Испании уровень безработицы к сентябрю прошлого года вырос на 9% по сравнению с мартом 2008 г. и достиг 19,5% экономически активного населения. В то же время в Германии данный показатель в указанный период увеличился с 7,2 до 7,6%. Эти различия, в частности, связаны с тем, что в экономике Испании большую роль сыграл коллапс рынка жилья. Меры по регулированию рынка занятости, принимаемые отдельными странами, часто связаны со снижением производительности труда и продолжительности рабочей недели. Поскольку уровень деловой активности в 2010 г., как ожидается, будет, не слишком высоким, не исключается дальнейший рост безработицы.
Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным показателем. Отчасти это связано с колебаниями цен на мировом рынке нефти. Влияние застойных явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010г., вероятно, не превысит 2%.
Согласно
последним оценкам
Денежная политика стран ЕС в кризисный период оставалась очень активной. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов. Банк Англии, как и другие центральные банки региона, также прибегал к значительному снижению своих процентных ставок, во многих случаях почти до нуля.
Составители доклада отмечают наличие существенных рисков, связанных с восстановлением общехозяйственной конъюнктуры в странах Европы. К их числу они относят возможное ухудшение ситуации на рынке труда и связанное с этим ослабление внутреннего спроса, преждевременную отмену стимулирующих мер, проблемы с возобновлением инвестиций в случае недостаточной загрузки производственных мощностей из-за малоактивного роста спроса или трудностей с получением кредитов. Кроме того, завышенный курс евро и других западноевропейских валют по отношению к доллару может помешать расширению регионального экспорта и привести к новой рецессии.
По данным последнего доклад ООН, экономика 12 "новых" стран – членов ЕС в наибольшей степени пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался его стабильный рост. Экономический спад в этой группе государств был обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой финансовой системы. За исключением Польши экономика которой в меньшей степени ориентирована на экспорт, и всех остальных "новых" странах ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным – в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии
Несмотря
на то, что в конце прошлого года
квартальные показатели свидетельствовали
о некоторой экономической
В странах Балтии из-за слабого внутреннего спроса наблюдалось сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям в прошлом году сменился положительным сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной Европы снизился на 2%.
Сильная зависимость от притока иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран Евросоюза мирового финансового кризиса шились новых поступлений капиталов из стран ЕС и с мировых финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной валюте, валютные власти, опасаясь негативного влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих национальных валют.
В условиях кризиса правительства и центральные банки стран региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.
В 2010 г., как полагают, частное потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая слабое потребительское доверие, высокий уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную стоимость, предпринятое с целью увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в "новых" странах Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.