Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 13:45, реферат
Европейская хартия о местном самоуправлении была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления.
Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших.
Европейская
хартия о местном
самоуправлении была принята в 1985 году Конгрессом местных
и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним
документом, определяющим фундаментальные
принципы функционирования органов местного самоуправления.
Хартия является международным
договором, следовательно,
она имеет приоритет по отношению к национальному
законодательству каждого из государств,
ее подписавших и ратифицировавших.
Европейская хартия местного
самоуправления была открыта для
подписания государствами-членами Совета Европы 15 октября 1985 г. и вступила
в законную силу 1 сентября 1988 г. 44 из 47 стран-участниц Совета Европы подписали и ратифицировали
Хартию (все, кроме Андорры, Сан-Марино и Мо
Хартия обязывает
государства закрепить во внутреннем
законодательстве и применять на
практике совокупность юридических норм,
гарантирующих политическую, административную
и финансовую независимость муниципальных
образований. Она
также устанавливает необходимость конституционного
регулирования автономии местного самоуправления. Кроме того, Хартия является
первым юридическим документом, гарантирующим
соблюдение принципа субсидиарности госуда
В 2009 г. принят дополнительный протокол к Хартии, на апрель 2011 г. еще не вступивший в силу. Он предусматривает право голоса на местных выборах в каждой стране-участнице протокола для граждан всех остальных стран-участниц протокола.
Хартия состоит из Преамбулы и трех частей.
Другие статьи первой части фиксируют необходимость четкого муниципального деления (ст.5), самостоятельного определенияорганами местного самоуправления своей структуры, право нанимать муниципальных служащих для обеспечения деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.6,7). Целями еще двух важных статей являются ограничение административного контроля за нормотворчеством органов местного самоуправления (ст.8) и необходимость обеспечения наполняемости местных бюджетов (ст.9). Статья 10 закрепляет право органов местного самоуправления сотрудничать между собой и создавать межмуниципальные ассоциации, а статья 11 — возможность судебной защиты местной автономии.
Основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии
В преамбуле изложены основные принципы, на которых она строится:
- органы местного
самоуправления составляют
- право граждан
участвовать в управлении
- с целью обеспечения
эффективного и приближенного
к гражданину управления
- местные органы должны быть созданы демократическим путем, иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и обладать достаточными для этого средствами.
Правовые нормы Хартии, сформулированные в общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение является обязательным условием для присоединения к ней любого государства Европы.
При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства государств, подписавших ее, в том числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.
В соответствии с Хартией принципы местного самоуправления должны быть призваны альтернативно там, где это целесообразно, в конституции государства или в законодательстве страны. Конституция РФ закрепила ряд основных норм, непосредственно относящихся к организации и деятельности местного самоуправления. Эти нормы устанавливают то конституционное поле, в рамках которого функционирует муниципальная система.
В Российской Федерации
конституционное
Хартия определяет сущность местного самоуправления как право и способность населения регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность (п. 1 ст. 3 Хартии). Это положение воспроизведено в российском законодательстве в норме Конституции РФ о праве граждан самостоятельно решать вопросы местного значения (п. 1 ст. 130) и детализировано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.// «Российская газета», №202, 08.10.2003., который закрепляет право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления и перечисляет основные правомочия этого права.
В федеральных и региональных актах Российской Федерации реализованы требования Хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как:
- выборность местных
органов, сочетание форм
- самостоятельное
принятие решений, свободный
- расширение компетенции
путем делегирования
Регламентирование территориальных основ местного самоуправления включает следующие основополагающие положения:
- установленные Хартией
принципы распространяются на
все существующие на
- сами территориальные
разграничения должны
- ограничения в
отношении отдельных категорий
местного самоуправления
Хартия затрагивает три группы вопросов, относящихся к организационным основам местного самоуправления: самостоятельное определение внутренних административных структур и их соответствие решаемым задачам, свободное осуществление полномочий на местном уровне, ограничение законом административного контроля и вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. Отмеченные принципы нашли свое закрепление и развитие в правовой системе Российской Федерации. Эти нормы развиваются и в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Административный контроль, о котором идет речь в Хартии, осуществляется в соответствии с действующими законами. Его цель - обеспечить соблюдение Конституции РФ, федеральных и региональных законодательных актов в сфере местного самоуправления.
Финансовые основы отражены в ст. 9 Хартии, устанавливающей право местных органов власти на получение и свободное распоряжение достаточными собственными финансовыми средствами, часть которых должна поступать за счет местных налогов и сборов и быть соразмерной представленным полномочиям Законодательство Российской Федерации отражает и развивает эти требования Хартии. Конституция РФ гарантирует право каждого муниципального образования утверждать и исполнять собственный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Основой правовых гарантий местного самоуправления в соответствии со ст. 11 Хартии является судебная защита, поскольку судебная власть в силу своего особого положения способна наиболее эффективно обеспечивать свободное осуществление полномочий и закрепленных в законе принципов организации и деятельности местного самоуправления.
Заключение
Европейская хартия местного самоуправления - это первый многосторонний юридический акт, который определяет и защищает принципы местной автономии, одной из опор демократии, которую Совет Европы обязался защищать и развивать в духе общеевропейских ценностей.
Рассматриваемый документ
обязывает государства, входящие в
Совет Европы, беречь и укреплять
политическую, административную и финансовую
состоятельность местных
Информация о работе Европейская хартия местного самоуправления