Емкость рынка и методы ее прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия ёмкости рынка, а также методов ее прогнозирования (на примере продовольственных товаров).
Задачами курсовой работы являются:
1. изучение понятия ёмкости рынка;
2. рассмотрение факторов, влияющих на ёмкость рынка;
3. исследование и применение методов прогнозирования ёмкости рынка.

Содержание

Введение
1. Емкость рынка и методы ее прогнозирования 3
1.1. Сущность емкости рынка 5
1.2. Факторы, влияющие на ёмкость рынка 6
1.3. Методы определения емкости рынка продовольственных товаров 8
2. Определение ёмкости рынка молока и молочных продуктов в
Кемеровской области 15
2.1. Определение ёмкости рынка молока и молочных продуктов в
Кемеровской области на основе норм потребления 15
2.2. Определение ёмкости рынка молока и молочных продуктов в
Кемеровской области на основе составления трендов 17
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 56.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1.             Емкость рынка и методы ее прогнозирования                                                                      3

1.1.      Сущность емкости рынка                                                                                                                5

1.2.      Факторы, влияющие на ёмкость рынка                                                                                    6

1.3.      Методы определения емкости рынка продовольственных товаров              8

2.        Определение ёмкости рынка молока и молочных продуктов в

Кемеровской области                                                                                                                              15

2.1.      Определение ёмкости рынка молока и молочных продуктов в

Кемеровской области на основе норм потребления                                                        15

2.2.      Определение ёмкости рынка молока и молочных продуктов в

Кемеровской области на основе составления трендов                                          17

Заключение                                                                                                                                                          29

Список используемой литературы                                                                                                                31

 


Введение

Наиболее часто возникающими проблемами в процессе деятельности практически всех предприятий, является определение возможного объема реализации продукции или выявление объема продаж продукции на рынке в целях определения своей доли рынка и разработки дальнейших направлений развития. В качестве рынка может рассматриваться как некоторая географическая территория, так и совокупность потребителей (рыночный сегмент). Изучение объемов продаж продукции на рынке предполагает определение специфического рыночного показателя – емкости рынка.

Под емкостью рынка, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, понимается объем реализации на нем товара в течение определенного времени, обычно одного года.

Данные о емкости рынка тех или иных товаров и о доле, занимаемой отдельными производителями, в настоящее время представляют большой интерес для самих производителей. Они необходимы как для расширения позиций компании, которая уже занимает устойчивые позиции на рынке, так и для проникновения на рынок новой компании или торговой марки.

Потребность в такой информации уже сформирована: сегодня появляется много организаций, которые проводят подобного рода маркетинговые исследования. Следовательно изучение методов прогнозирования емкости рынка относится к актуальным экономическим исследованиям.

Зачем нужно знать какая емкость рынка у того или иного продукта или группы товаров и какую долю занимает предприятие на рынке?

Прежде всего, для того, чтобы правильно оценивать ситуацию и динамику изменений на рынке и, соответственно, принимать единственно верные управленческие решения, которые в дальнейшем и повлияют на жизнеспособность этого предприятия или товара, который оно производит (сбывает).

Информация о ёмкости рынка необходима для того, чтобы оценить положение компании в динамики: рост или стагнация.

Объектом исследования в данной работе является определение и понятие ёмкости рынка.

Предмет исследования - ёмкость рынка, под которой понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

Целью курсовой работы является изучение понятия ёмкости рынка, а также методов ее прогнозирования (на примере продовольственных товаров).

Задачами курсовой работы являются:

1.                    изучение понятия ёмкости рынка;

2.                    рассмотрение факторов, влияющих на ёмкость рынка;

3.        исследование и применение методов прогнозирования ёмкости рынка.

 

 

 

 


1.      Емкость рынка и методы ее прогнозирования

1.1.           Сущность емкости рынка

 

Емкость рынка – это существующий или потенциально возможный объем реализации товара в течение определенного периода времени.

Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров.

Емкость продовольственного рынка определяется на основании спроса и предложения, объемов ввоза и вывоза этих товаров, а также их производства по всем категориям товаропроизводителей.

Для определения емкости национальных товарных рынков при подготовке и проведении экспертных операций применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров.

Ор = Vв + Vи – Vэ

Ор – объем рынка

Vв – объем производства

Vи – объем импорта

Vэ – объем экспорта

Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях.

Следует различать два уровня емкости рынка:

1.    потенциальный

2.    реальный.

Действительной емкостью рынка является первый уровень.

Потенциальная емкость обозначает максимально возможный объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные клиенты приобретают товары исходя из максимального уровня их потребления.

Потенциальная емкость рынка – это все покупатели товара фирмы и аналогичных товаров всех ее конкурентов, все потребители, испытывающие общие нужды и запросы, которые в состоянии (полностью или частично) удовлетворить товар, как данного предприятия, так и его конкурентов. Наиболее важным здесь является число потребителей, испытывающих желание купить или уже купивших данный товар. Если никто не желает его приобретать, то емкость рынка равна нулю. Если у покупателей есть желание, но нет денег на его приобретение (отсутствует платежеспособный спрос), то это не означает, что потенциальная емкость рынка данного товара также равна нулю:

Реальная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого товара.

 

 

1.2.           Факторы, влияющие на ёмкость рынка

Ёмкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара:

-объем и структуру товарного предложения, в том числе по предприятиям-представителям;

- ассортимент и качество выпускаемых изделий;

- размеры импорта по данному товару или группе;

- достигнутый уровень жизни и потребностей населения;

- покупательская способность населения;

- уровень соотношения цен на товары;

- численность населения;

- его социальный и половозрастной состав;

- степень насыщенности рынка;

- состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;

- географическое расположения рынка.

В настоящее время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введения новых таможенных ограничений и т.д.

Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные, только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.

Совокупность факторов, определяющих развитие спроса и предложения на отдельных рынках, находится в сложной диалектической взаимосвязи. Изменение действия одних факторов вызывает изменение действия других. Особенностью одних факторов является то, что они вызывают изменения как общей емкости, так и структуры рынка, а других — то, что они, не изменяя общей емкости рынка, вызывают его структурные изменения. В процессе исследования рынка необходимо объяснить механизм действия системы факторов и измерить совокупные результаты их влияния на объем и структуру спроса и предложения на том или ином

Выявление причинно-следственных связей на исследуемом рынке проводится на основе систематизации и анализа данных. Систематизация данных заключается в построении группировочных и аналитических таблиц, динамических рядов анализируемых показателей, графиков, диаграмм и т.п. Это — подготовительная стадия анализа информации для ее количественной и качественной оценки.

Обработка и анализ данных осуществляются с использованием известных и описанных в учебных пособиях по статистике методов, а именно: группировки, индексного и графического методов, построения и анализа динамических рядов. Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются в результате корреляционно-регрессионного анализа динамических рядов.

В конечном итоге описание причинно-следственных связей, вызванных взаимодействием различных факторов, позволит построить модель развития рынка и определить его емкость. Построению такой модели должно предшествовать уточнение рабочей гипотезы, которая первоначально формулируется на начальном этапе работ наряду с определением целей и задач исследования. Углубленный анализ источников информации может существенно изменить начальные представления о перспективах развития рынка. Уточненная гипотеза представляет собой форму постановки экономической задачи, исходя, из которой разрабатываются модель развития рынка и аппарат прогнозирования.

 

 

1.3.           Методы определения емкости рынка продовольственных товаров

Для оценки потенциальной емкости рынка могут применяться различные показатели, характеризующие число потенциальных потребителей, число потенциальных заказов на данный товар (в натуральном или стоимостном выражении), совокупный спрос на продукцию или услуги. Выбор показателей зависит от специфики деятельности конкретного предприятия. Главное, чтобы с помощью этих показателей можно было:

- оценить число потребителей в конкретном месте за конкретное время;

- отследить тенденции изменения емкости рынка;

- общие тенденции спроса.

Важно также помнить, что нужен не один показатель, а система показателей, позволяющая всесторонне оценить емкость рынка и ее динамику, общие тенденции спроса на товар.

Объем фактически реализуемых на рынке товаров характеризует фактическую емкость продовольственного рынка. Например, расчет фактической емкости рынка продовольственных товаров может быть выполнен с учетом пересчета продуктов переработки в исходную сельскохозяйственную продукцию.

Фактическая емкость рынка продовольственных товаров в этом случае рассчитывается по формуле:

V = O + И – Э,                             (1)

где V – емкость рынка;

О – объем производства сельскохозяйственных продуктов;

И – импорт сельскохозяйственных продуктов;

Э – экспорт сельскохозяйственных продуктов.

Оценка емкости внутреннего рынка проводится по уровню собственного производства, с учетом экспорта и импорта данного товара, а также размеров остатков продукции, переходящих на следующий год.

Разница между потенциальной и фактической емкостью рынка определяет его перспективность, в данном случае перспективность рынка продовольственных товаров.

Потенциальная или прогнозируемая емкость рынка может быть определена по формуле:

V = О + Z + И – П – Э,                                          (2)

где V – емкость рынка;

О – объем производства товара;

Z – остаток товарных запасов;

И – импорт;

П – потребление и потери;

Э – экспорт.

Используя данную методику расчета, можно определить фактическую емкость важнейших внутренних продуктовых рынков. Исходной информационной базой для расчетов могут служить ежегодные статистические балансы производства и использования продукции.

Для расчета потенциальной емкости рынка могут использоваться множество методов, которые могут быть объединены в следующие группы:

 



Информация о работе Емкость рынка и методы ее прогнозирования