Дотации и субвенции из государственного бюджета. Экономические метолы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ 3.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Экономический университет «КазЭУ» им. Т. Рыскулова. 
 
 
 

СРСП

На тему:

Дотации и субвенции из государственного бюджета.

Экономические метолы государственного регулирования. 
 
 
 
 

Выполнила: Цой Ольга

Учет  и Аудит 2 курс, 3г.о.

Вечернее  отделение

Проверила: Смагулова Ш.А. 
 
 
 
 

Алматы 2011г. 
 

     Дотации и субвенции из государственного бюджета.

     Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio — дар, пожертвование) имеет несколько значений:

     В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

          Денежные средства, выделяемые из  государственного и местных бюджетов  для оказания финансовой поддержки  убыточным предприятиям, у которых  денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

          Дополнительные выплаты работнику,  оговоренные трудовым договором  или законодательным актом, например, дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей.

          Дотация компенсирует повышенные  издержки, покрывает убытки. Предоставление  дотаций предприятиям позволяет,  с одной стороны, предотвратить  их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

          Если бы не было дотаций,  производители переложили бы  соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.

          Дотация - по сути помощь «производителю/продавцу»  в сбыте его продукта на  рынке, когда без этой помощи  «производитель/продавец» не в  состоянии предложить такую цену, которая заинтересует покупателей  на рынке и соответственно  не может реализовать запланированные объемы продукции.

          Субве́нция (от лат. subvenire — приходить  на помощь) — вид денежного  пособия местным органам власти  со стороны государства, выделяемого  на определенный срок на конкретные  цели; в отличие от дотации  подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки. 

     Экономические метолы государственного регулирования.

     Необходимость использования методов государственного регулирования объективно обусловливается  рядом обстоятельных причин. В частности,  историческим  процессом  суверенизации  социально-экономического развития Казахстана; возникновением переходного периода со многими противоречивыми моментами в управлении; усилением методов правового регулирования хозяйственных отношений, предполагающих обязательные предписания (заказы), согласования (система хозяйственных договоров) и рекомендаций.

       Параметры регулирования рыночного  хозяйства в значительной мере  определяются комбинацией различных  методов и институтов:

      - государственных, в том числе индикативного и бюджетного планирования, налоговою регулирования, регулирования цен и др.;

      - негосударственных, в том числе  общественных (определяемых функционированием  различных ассоциаций, обществ потребителей), частных (соглашение о рынках сбыта, ценах и др.),

      - институциональных (товарные биржи,  биржи ценных бумаг, коммерческие банки, информационные центры, рекламные агентства и другие, обслуживающие рыночное хозяйство, учреждения). Именно свободное развитие их комбинаций, т.е. гибкость взаимосвязей, переход одной формы в другую позволяет создать действенный рыночный механизм.

       Основным средством реализации  экономической политики правительстваства  является механизм государственного  регулирования экономики. В переходный  период необходимость государственного  регулирования экономики связана  с решением задач по выводу экономики из кризиса, стабилизации производства, оптимизации распределения доходов между различными группами населения, формирования эффективно и структуры производства, рационализации расходов государства.

       Необходимость государственного  регулирования экономики связана также с наличием таких экономических функций, которые не могут быть заменены рыночными механизмами. В частности, это касается развития энергетики, транспорта и связи, охраны окружающей среды, организации образования, поддержки общеэкономической инфраструктуры (таможенный контроль, сбор и обработка статистической информации) и др. Кроме того, ряд функций государства определяется ограниченностью рыночного саморегулирования. Лишь государство способно оперативно влиять на соотношение спроса и предложения, контролировать объем денежной массы, поддерживать макроэкономические пропорции и конкуренцию. Государственное регулирование экономики представляет собой законодательно оформленную и логически упорядоченную систему активного воздействия на ход хозяйственного развития. Она (система) включает комплекс разнообразных и взаимоувязанных экономических регуляторов. Формы и методы воздействия государства в различные периоды и в различных сферах экономики могут варьировать от жестких мер регулирования до косвенного влияния.

       Переход к макроуправлению экономикой  вызывает необходимость отказа  от утверждения и доведения  множества директивных плановых  показателей, к повышению роли  прогнозирования, усилению контроля  за экономическими регуляторами.

       Система экономических регуляторов является составной частью общего индикативного плана.

       Государственное регулирование  экономики в переходный период  базируется на следующих основных  положениях:

      - государственное воздействие выступает  в виде комплекса утвержденных  экономических регуляторов;

      - каждый экономический регулятор  должен сопровождать определенный  орган исполнительной власти (министерство, государственный комитет);

      - в переходный период государственное  регулирование сочетает в себе  элементы прямого государственного воздействия (выпуск важнейших видов продукции; квоты на вывоз продукции за пределы республики и др.);

     степень воздействия отдельных регуляторов  может меняться в зависимости  от выбранной главной цели экономической  политики.        

       Государственное воздействие на управление экономикой республики оказывается через:

      - бюджетно-налоговое регулирование;

      - денежно-кредитное регулирование;

      - ценовое регулирование;

      - регулирование социальной сферы;

      - регулирование доходов населения;

      - регулирование внешнеэкономической сферы;

      - регулирование в сфере приватизации;

      - регулирование развития предпринимательства;

      - антимонопольное регулирование;

      - регулирование регионального развития.

       Исходя из изложенного можно  заключить, что механизм регулирования  складывающегося рыночного хозяйства представляет собой сложную систему экономических отношений и связей, которая охватывает все структурные подразделения республиканского хозяйственного комплекса.

       Государственное воздействие на  рыночные процессы обусловливается тем обстоятельством, что рынок представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, каждый из которых имеет свои собственные интересы и свои внутренние побуждения, т.е. мотивы поведения. Именно оно (это обстоятельство) делает необходимым государственное регулирование.

Информация о работе Дотации и субвенции из государственного бюджета. Экономические метолы государственного регулирования