Достоинства и недостатки торговой системы ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе объектом исследования выступает Всемирная торговая Организация.

Предметом исследования - экономические отношения, складывающиеся между странами-участницами ВТО. Целью данной работы - исследование преимуществ и недостатков торговой системы ВТО.

Содержание

Введение 3-5

Глава 1. Всемирная торговая организация 5-16
1.1. История создания и развития ВТО 5-9
1.2. Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО 9-16

Глава 2. Преимущества и основные проблемы ВТО 17-25
2.1. Основные преимущества ВТО 17-23
2.2 Проблемы ВТО 23-25

Заключение 26-27

Библиографический список 28-29

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

      1. Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

      2. Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;

      3. Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;

      4. Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.9

     Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

     Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Преимущества и основные проблемы ВТО 

     2.1. Основные преимущества ВТО 

     Продолжает  действовать неумолимый закон экономики: благосостояние и авторитет любой  страны с каждым днем все больше зависит от ее внешней торговли и  при этом, едва ли не самый эффективный способ улучшить торговые связи - стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).

     Сегодня ВТО является главной международной  организацией, в рамках которой обсуждаются  и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом  международной торговли товарами и  услугами, осуществляется контроль за соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО за первые шесть лет ее деятельности отчетливо показало, что круг ведения ее вопросов расширяется и, очевидно, в ближайшие годы пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов, внешняя торговля и обмен передовыми технологиями, внешняя торговля и конкурентная политика, ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсальную международную организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой.

     Основа  деятельности организации ВТО - это  своеобразный, многосторонний контракт. Он состоит, по меньшей мере, из 56 основных соглашений (примерно 30000 страниц) и является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю практически всеми видами товаров услуг. Заключив его, государство получает гарантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться какой-либо дискриминации на рынках других участников в обмен на аналогичные обязательства.

     В настоящее время по правилам ВТО  осуществляется приблизительно 95% всей мировой торговли10.

     Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

     Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя - это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

     В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

     Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

     Более широкий выбор товаров и услуг - также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

     Кроме того, в результате более активного  товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

     Увеличение  экспорта отечественной продукции  также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну  и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

     Помимо  выгоды для потребителей, существуют так же выгоды ВТО для экономики страны в целом. Так к экономическим выгодам можно отнести: - повышение доходов;

     Невозможно  провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния11.

     Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет  перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

     Развитие  торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

     Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест.

     Применение  принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Не дискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение - все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

     В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных  инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

     Помимо  экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды, к ним можно отнести:12

     У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

     Проводимая  государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает  определенное политическое влияние  представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

     Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

     Система свободной торговли также создает  предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты” 13. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия. Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

     Выгода  системы ВТО для  взаимоотношений  между странами является:

     Система ВТО уравнивает шансы  всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу не дискриминации, достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

     Система ВТО создает эффективный  механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До. Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

     Каждый  спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих  норм и правил. После принятия решения  страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем  пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение14. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

     Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

     Торговая  система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и  справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым, создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

     Таким образом, общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать как:

     - создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;

     - доступ к механизму ВТО по  разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, следовательно, устранение дискриминации;

     - возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в многосторонних торговых  переговорах (МТП) при выработке новых правил международной торговли. 

2.2 Проблемы ВТО. 

     Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции в Дохе, который был посвящен нуждам и  интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем и вопросов, касающихся осуществления соглашений Уругвайского раунда. Некоторые из этих вопросов вынесены в отдельный протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры, ТРИПС.

Информация о работе Достоинства и недостатки торговой системы ВТО